В том, что BMW Motorrad – самый активный производитель мотоциклов на российском рынке, мы убедились уже давно. Разносторонние программы поддержки для покупателей туристических и внедорожных мотоциклов сыграли немалую роль в продвижении баварской техники. А теперь пришла очередь владельцев спортбайков S 1000 RR, для которых официальный партнёр BMW Motorrad Russia компания Motorrika запускает программу BMW Racing Support.
Важнейшая часть шоссейно-кольцевых мотогонок – постройка подходящего мотоцикла. В отличие от мотокросса или эндуро, где уже в магазинной комплектации техника позволяет тренироваться и выступать в соревнованиях, спортбайк требует доработки даже для езды в «стоковых» классах, которые подразумевают максимальное сходство со штатной конструкцией, не говоря уже про класс Superbike, где простор для творчества намного шире. Причём детали недостаточно просто купить, их надо установить и настроить.
BMW S 1000 RR не просто так считается одним из главных трековых мотоциклов этого десятилетия. Появившись сравнительно недавно, первый современный спортбайк BMW не выиграл главных мировых титулов, зато блестяще проявил себя в национальных чемпионатах и любительских гонках. Технологии будущего в сочетании с превосходными традиционными элементами конструкции и доступной ценой сделали его крайне популярным среди спортсменов разного уровня. Сегодня невозможно себе представить трек-день без S 1000 RR, причём, скорее всего, их там будет больше, чем любых других одноклассников. В рамках программы BMW Racing Support специалисты технического центра Motorrika занимаются подготовкой S 1000 RR своих клиентов для участия в кольцевых мотогонках как любительского, так и элитного уровня. Благо, опыт побед в чемпионатах у команды есть, равно как и высокопрофессиональный состав инженеров и механиков.
Дмитрий Белоусов выступает на непрофессиональном, но достаточно высоком уровне в российском чемпионате RSBK. Поскольку в его случае техника должна не ограничивать, а способствовать прогрессу пилота, мотоцикл подготовили из комплектующих, потенциала которых хватит на много лет вперёд. Это не только машина, на которой можно быстро ездить. Не менее важно, что с ней легко работать гоночным инженерам, которые могут быстро поменять настройки и произвести ремонт, в том числе в короткие промежутки между заездами. Что немаловажно, практически все установленные комплектующие не собраны по разным каталогам и поставщикам, а продаются непосредственно компанией Motorrika, поэтому в случае поломки, гарантийного случая или регламентных работ все проблемы решаются механиками централизованно с применением запчастей с собственного склада. То же самое относится к оригинальным запчастям и допоборудованию из фирменных каталогов BMW, которые Motorrika поставляет на правах официального представителя баварской марки.
Электроника
Одно из главных преимуществ S 1000 RR – его штатная электронная начинка может работать в спортивном режиме без радикальных переделок. Для этого нужно купить оригинальный заводской комплект из несложных в установке устройств и программного обеспечения, составляющие которого называются HP Race Calibration Kit, Data Logger и Race Power Kit. Установив их на мотоцикл, владелец получает не только заметную прибавку в мощности и крутящем моменте, но и массу уникальных возможностей по сбору информации и настройке электронных систем мотоцикла. После заезда инженер может посмотреть, как в определённых местах трассы работал двигатель, трекшн-контроль, подвеска, тормоза. Правда, для двух последних систем устанавливаются дополнительные датчики, ходы подвески и давления в переднем тормозном контуре. Также в глушитель врезается лямбда-зонд, и по результатам его работы квалифицированный инженер может менять прямо между заездами карты впрыска и зажигания, оптимизируя работу мотора. Также Race Calibration Kit позволяет настраивать чувствительность трекшн-контроля, интенсивность торможения двигателем, скорость движения по пит-лейну, максимальную высоту поднятия переднего колеса и много что ещё. Кто-то может подумать, что такие комплекты уступают профессиональным узкоспециализированным от сторонних производителей. Но на самом деле этот набор используется даже заводскими гонщиками BMW Motorrad в мировых чемпионатах, не говоря уже про более скромные серии. Для решения узкоспециализированных задач Motorrika также предлагает профессиональные системы сбора и анализа информации AIM и 2D.
Подвеска
Подвеска – важнейший узел, непосредственно влияющий на время круга. В данной ситуации пилот перерос возможности, которые предоставляет адаптивная система BMW, поэтому она была деактивирована, а на место штатных деталей были установлены задний амортизатор и вилка с картриджами открытого типа Ohlins. По этой подвеске имеется огромная база настроек, как у производителя, так и у команды Motorrika, поэтому в случае возникновения каких-то проблем решение очень быстрое и эффективное. Рулевой демпфер также заменен на аналог от Ohlins, который регулируется более точно и в более широком диапазоне. Регулируемые эксцентриком траверсы Robby Moto отвечают за управляемость: мотоцикл либо острее рулится, либо ведёт себя стабильнее.
Выпуск
Выбор выпускных систем при постройке был более чем широким. Motorrika является российским дистрибьютором Termignoni и имеет большой опыт работы с глушителями этого производителя, которые стоят разумных денег и выдают неплохие характеристики. Но использовать решили выпуск другого партнёра. Akrapovic – бренд, который давно ассоциируется с BMW и представлен в фирменных каталогах тюнинга. Эти выпускные системы используются гонщиками самого разного уровня, от любителей до мировой элиты, и до мелочей заточены под мотоспорт. На мотоцикл установлена полная выпускная система с глушителем и коллектором из титана. Она на 7 кг легче штатной и даёт прирост мощности около 12 лошадиных сил. Естественно, в ней нет катализатора, а вместо штатного лямбда-зонда стоит специализированный, работающий в связке с системой сбора информации. Поскольку у техцентра Motorrika имеется свой динамометрический стенд Dynojet, под мотоцикл были составлены индивидуальные карты впрыска и зажигания.
Тормоза
Критически важный узел в трековом спортбайке – передний тормоз. У BMW отличные штатные тормоза, но установка вместо них суппортов, цилиндров, дисков и колодок Brembo, а также армированных тормозных шлангов, даёт целый ряд преимуществ. Торможение происходит более предсказуемо и мощно, быстрее происходит охлаждение, по ходу заезда практически не меняются характеристики. Снижаются неподрессоренные массы, что наилучшим образом отражается на работе подвески и управляемости мотоцикла. Кроме того, в четырёхколодочных суппортах BMW замена колодок обходится ощутимо дороже, чем в установленных двухколодочных. При трековой эксплуатации, когда колодки стираются очень быстро, за счёт этого новые и более эффективные суппорты Brembo окупаются в кратчайшие сроки.
Обвес
Естественно, мотоцикл полностью упакован в спортивный пластик. Он отличается от штатного весом, ремонтопригодностью, прочностью, отсутствием прорезей под фары, быстросъёмностью и ценой. Motorrika использует в своих мотоциклах стеклопластиковые обтекатели словенской марки Carbonin, которые стоят разумных денег при отличном качестве. Эта же фирма делает карбоновые накладки на раму и маятник, оберегающие эти узлы от потёртостей и царапин. Также на мотоцикл установлены спортивные «паук» переднего обтекателя и задний подрамник Alpha Racing. Они весят меньше штатных и легче ремонтируются в случае аварии.
Органы управления
В этой области мотоцикла заменено практически всё. Подножки итальянской фирмы Lightech настраиваются под длину ног и быстро ремонтируются после падения. У регулируемых клипонов Lightech повреждённые ручки меняются на запасные в считанные минуты. Рычаги тормоза и сцепления складываются от удара, так что сломать их практически нереально. Рулевые переключатели, естественно, без выключателей поворотников, света и «аварийки», зато с кнопками подстройки гоночной электроники. Они подключены к спортивной проводке, из которой также исключены ненужные на треке элементы. Штатная крышка топливного бака с замком под ключ зажигания демонтирована, вместо неё стоит быстросъёмная крышка Lightech, удобная при частом открывании.
Система охлаждения
Поскольку по регламенту соревнований вместо антифриза необходимо заливать дистиллированную воду, система охлаждения может начать чудить. Чтобы этого не происходило, на радиатор установлена пробка, рассчитанная на повышенное давление. Когда давление растёт, могут повредиться патрубки, поэтому их тоже заменили. Также радиатор защищён снаружи сеткой. В арсенале Motorrika есть и более мощные средства для тюнинга системы охлаждения, спортивные радиаторы Febur и Taleo. За счёт большей площади соприкосновения с потоком воздуха они обеспечивают более благоприятный температурный режим и исключают потерю мощности от перегрева. Но эту переделку отложили на случай более серьёзной доработки двигателя.
Защита
Организаторы соревнований требуют, чтобы рычаг переднего тормоза был закрыт специальной защитой. В данном случае использована гарда Lightech, лёгкая и безопасная, защищающая рычаг при столкновениях и при этом не наносящая травмы гонщику в случае падения. Крышки двигателя закрыты от ударов алюминиевыми накладками Lightech. Чтобы амплитудным ударом не повреждался рулевой механизм, на него установлен новый, более короткоходный ограничитель.
Разное
На S 1000 RR, как и на большинство больших спортбайков, проскальзывающее сцепление устанавливается в штатной комплектации. Но обгонная муфта STM работает намного более предсказуемо и мягко, её конструкция позволяет настраивать торможение двигателем под тип трассы и стиль пилота путём замены пружин, которые представлены в большом ассортименте. Облегчённая и при этом усиленная цепь служит столько же, сколько штатная, но при этом весит заметно меньше. Комплекты звёзд с разным количеством зубьев меняются в зависимости от трассы. На задней оси установлен натяжитель цепи Lightech, который позволяет быстро и точно выставлять колесо в нужное положение.
С ноля до профи
Гоночная поддержка BMW Racing Support работает достаточно просто. Её цель – помочь владельцу S 1000 RR научиться пользоваться возможностями, постепенно ввести его в любительский мотоспорт с возможностью дальнейшего развития. Для получения первого, бесплатного пакета «Стандарт», нужно либо купить у дилера S 1000 RR в этом или прошлом сезоне, либо иметь намерение это сделать в будущем. Сотрудники дилерских центров не всегда могут предоставить информацию по сугубо гоночным особенностям мотоцикла в силу того, что для этого нужно иметь соответствующий опыт. Поэтому потенциального клиента направляют к специалистам Motorrika, которые много лет занимаются постройкой, обслуживанием и эксплуатацией любительской и профессиональной трековой техники, причём самых разных производителей. И там ему дают исчерпывающую информацию, чем S 1000 RR отличается от YZF-R1, ZX10, Panigale, которые инженеры и гонщики Motorrika знают до последнего винтика, а также какие он получит возможности, и что с ним нужно будет дополнительно сделать для быстрой и безопасной езды.
S 1000 RR – не просто мотоцикл. Это сложное устройство с электроникой высочайшего уровня, открывающее перед водителем огромные возможности. Но чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно долго изучать толстую инструкцию и при этом обладать базовыми знаниями по современным мототехнологиям. Намного проще и эффективнее побеседовать с людьми, которые эти системы знают досконально и способны понятно объяснить, как работает адаптивная подвеска, трекшн-контроль, квикшифтер и так далее, и какую пользу из них может извлечь водитель в городе и на треке.
Наконец, в рамках стандартного пакета клиент получит возможность в сопровождении инструкторов прокатиться по трассе Moscow Raceway в один из трек-дней. При этом ему объяснят основы трековой езды, от флаговой сигнализации до основных приёмов вождения.
Продвинутый пакет программы BMW Racing Support предназначен для владельца S 1000 RR, имеющего опыт езды на спортбайке, желающего этот опыт преумножить и получить соревновательный опыт любительского уровня. Если этим спортбайком был мотоцикл другого производителя, ему рассказывают, в чём разница и что нужно сделать с мотоциклом, чтобы его можно было эффективно эксплуатировать на треке в соответствии с уровнем подготовки владельца. Все процедуры по модификации и настройке техники можно произвести в Motorrika, поскольку компания торгует всей необходимой для этого продукцией от лучших мировых производителей. В обязательном порядке придётся потратиться на программно-аппаратное обеспечение BMW HP Race Calibration Kit и BMW HP Data Logger, которое даёт возможность собирать и анализировать данные по ходу заезда, а также настраивать электронные системы мотоцикла. После этого клиент получает полный набор услуг по технической поддержке на трек-днях. Мотоцикл доставляется на Moscow Raceway и получает место в боксе Motorrika Racing Team, где его берут под свою опеку инженеры команды. Они производят всё необходимое в таких случаях обслуживание, в том числе настройку электронных и механических узлов мотоцикла в соответствии с индивидуальными требованиями пилота. За ездой по трассе следит инструктор, который потом проводит работу над ошибками и даёт рекомендации по приёмам езды. Для более глубокого обучения вождению есть возможность организации индивидуальных или групповых занятий с опытными тренерами, в том числе действующими пилотами команды.
Для продвинутых пилотов, которые ставят своей целью высокий спортивный результат, предназначен пакет «Профи». Этот пакет предполагает работу с гонщиком в течение всего сезона и включает в себя подготовку мотоцикла в соответствии с техническими регламентами необходимых чемпионатов, установку профессионального оборудования и блоков сбора информации, межсезонные тестовые выезды на мировые гоночные трассы в составе команды Motorrika Racing Team и, наконец, сопровождения гонщика во время соревнований самого разного уровня, от внутрироссийских до международных. Здесь в его распоряжении техцентр с самыми современными гоночными технологиями, склад запчастей и тюнинга, лучшие российские инженеры с опытом работы в профессиональных международных гоночных сериях, логистика в России и за рубежом. Действенность этого пакета подтверждается тем, что тот же самый набор услуг получают пилоты команды Motorrika Racing, несколько раз становившиеся чемпионами России и выигрывавшие крупные международные соревнования.
Для всех участников программы или просто владельцев спортбайков или мощных нейкедов BMW Motorrika организует клубные мероприятия с выездами, семинарами и познавательными программами. На базе компании в Крылатском для владельцев BMW оборудована гоночная фан-зона, где можно пообщаться в неформальной обстановке с известными гонщиками и инженерами, посмотреть в прямом эфире гонки MotoGP и World Superbike или просто выпить в приятной компании чашку кофе.