Кибитка-скалолаз

Кибитка-скалолаз

Can-AM Maverick X3 X RC Turbo 2018 г.,
900 см3, 172 л. с., 170 Нм, 739,8 кг

Текст: Михаил Пимус
Фото: Formula 7

Бешеная гонка вооружений добралась и до мотовездеходов. В ходу такие параметры как свирепая внешность, проходимость, мощность, ход подвески, разгон до 100 км/ч и геометрическая проходимость. Энтузиазм инженеров порою выдаёт весьма смелые и прогрессивные решения. Яркий пример – «заряженный» side-by-side вездеход Can-Am-Maverick X3 X RC.


Двухколёсная техника уже давно подобралась к объективному максимуму по части видов, размеров и форм-факторов. У квадроциклов и «кибиток» пока ещё низкий старт. Нынче вопреки всем рыночным невзгодам и кризисам наметилась самая жаркая пора. Кто бы мог подумать, что side-by-side техника выйдет из тени тракторообразных трудяг, заменит собой олдскульные багги и ринется в гоночные дисциплины. А ведь уже состоявшийся факт!

Я ещё помню тот момент, когда мотовездеход с крышей и автомобильными сиденьями (SSV) нагнетал максимум скуки, так как представлял собой надсадно пыхтящий огромный и неповоротливый трактор с максимальной скоростью в 40–70 км/ч. К 2018 году мы наблюдаем ровно обратное – некоторые «кибитки» раскачались до уровня гоночных болидов. Определённый прорыв последних лет – это семейство Can-Am Maverick X3. Ничего более спортивного, адаптированного к соревнованиям и активному отдыху прежде не было.

Ниже речь пойдёт о Maverick X3 в модификации X RC, который «Мотоэксперт» тестировал на узких горных тропинках одного из национальных парков в юго-западной части острова Кипр. Имеет смысл предварительно немного рассказать о базовом мотовездеходе и отличиях в модификациях.

Да простят меня инженеры за такое сравнение, но в Maverick X3 мне почему-то видится не столько мотовездеход, сколько спорткар в шкуре свирепого внедорожника. Как будто в разгар ядерной войны повстанцы на базе Lamborgini скомпоновали внедорожного монстра. Чисто архитектурно Can-Am Maverick X3, действительно, отдалённо напоминает спортивный автомобиль. Присутствуют многие признаки жанра – крепкая и жёсткая, но лёгкая пространственная стальная рама, среднемоторная компоновка, высокая энерговооружённость, минимум лишнего веса, мощная ходовая и производительные тормоза. Только под словами «мощная ходовая» подразумеваются не ломоподобные короткоходные стойки, а наоборот, огромные длинноходные амортизаторы, гипертрофированные рычаги, тяги и привода.

Если переходить на цифры, базовый турбо Maverick X3 – это рядный трёхцилиндровый турбомотор, развивающий в пике 154–172 л. с. (в зависимости от комплектации) и 153–170 Нм соответственно, соединённый с управляемым дифференциалом, который оснащён блокировкой SMART-LOK (можно блокировать в ручном или автоматическом режиме кнопкой во время движения), амортизаторы с ходом 508 мм и сухая масса от 666,9 кг.

Модификация Maverick X3 X RC собрана на ровно той же базе, но отличается увеличенной производительностью и адаптацией под движение по горной и каменистой местности. Maverick X3 X RC может похвастаться наиболее «недобрым» мотором в своём классе, который он позаимствовал у базовой модели 2018 года. Rotax 900 ACE додутый и дожатый до максимальных 172 л. с. при 7250 об/мин и почти 170 Нм при 6500 об/мин – это вам не в лес по дрова и не на санках с горы. По паспортным данным «Икс-Ар-Си» доезжает до 100 км/ч всего за 4,5 секунды. Максимальная скорость – нечто в районе 160 км/ч. Чтобы оценить подобную, мягко говоря, прыть, нужно проводить параллели не с миром мотовездеходов, а с миром автомобилей. По накалу страстей и возможностей Can-Am Maverick X3 X RC близок к боевой технике из классического ралли. «Кибитка» ровно так же зафарширована с избытком того самого «фанатизма», который переводит транспортное средство в категорию высококлассных спортивных тренажёров с повышенными требованиями к подготовке водителя. X3 X RC, как и ралли-кар, невероятно быстр, управляется не столько рулём, сколько дроссельной заслонкой, может контролируемо ехать боком и не боится контактной борьбы с чем бы то ни было.

Дабы сделать из грунтоориентированного «сайда» покорителя скалистых гор и троп, инженеры прибегли к ряду пока ещё диковинных для мотовездеходов технологий. Пожалуй, главная «фишка» именно X RC – новейшие 30-дюймовые покрышки повышенной прочности Maxxis Liberty. Они смонтированы на 14-дюймовых алюминиевых дисках с бедлоками. Благодаря такому набору мотовездеход может карабкаться по крутым горам с острыми камнями с ловкостью профессионального альпиниста. Помимо этого из предустановленного допоборудования присутствует лебёдка с тяговым усилием 2041 кг и синтетическим высокопрочным тросом, полноразмерные двери, защита всех рычагов, усиленный бампер, защита порогов, инерционные четырёхточечные ремни безопасности и алюминиевая крыша.

Конечно же, ничто так не вселяет уверенность во внедорожных качествах, как продвинутая ходовая часть и «джентльменский» набор блокировок. Тут у Maverick X3 X RC в высшей степени изобилие. Да здравствует управляемый дифференциал! Его можно блокировать в ручном и автоматическом режимах прямо на ходу. Срабатывание происходит за 0,2 секунды. Чихнуть как следует не успеешь… Система блокировки к тому же весьма интеллектуальна. Она анализирует скорость движения, угловую скорость передних колёс, угол поворота руля, положение педали «газа», положение рычага переключения передач и крутящий момент, выдаваемый двигателем. По данным и в зависимости от выбранного режима работы блокировки (ROCK или TRAIL с возможностью интеллектуальные калибровки) система выбирает необходимую степень блокировки здесь и сейчас. Как результат в каждый момент времени водитель оперирует максимально возможной тягой и адекватной происходящему управляемостью. К дифференциалу умело подобрана вариаторная трансмиссия. В данном случае откалиброванный для работы с турбированным мотором вариатор QRS-X. Он почти полностью исключает задержки в разгоне.

Подвеска у Can - Am Maverick X 3 X RC без ложной скромности позволяет в состоянии «как есть из коробки» принять участие в среднем по накалу ралли рейде. Задняя четырёхрычажная маятниковая конструкция с тремя поперечинами с каждой стороны на элементах от TTX со стойками FOX 3.0 PODIUM RC2 и с ходом в почти 61 см ни дать ни взять подсмотрена у трофийных внедорожников. Передняя рычажная подвеска на злобно торчащих наружу амортизаторных стойках от FOX 2.5 Podium RC 2 PHG с полным набором регулировок одним своим видом вселяет дикий трепет перед предстоящими внедорожными приключениями.

Для российского рынка будущее Can-Am Maverick X3 X RC по состоянию на конец января 2018 года – большая тайна. Цены и квоты не объявлены. Известна лишь отправная стоимость вездехода в США. Она будет составлять $ 23999.

Вообще, суть и предназначение X3 X RC понятны уже по одному взгляду на плотные и почти плоские покрышки с неярко выраженными грунтозацепами. В BRP на базе серийной многоцелевой кибитки подготовили чуть более узко заточенный вездеход для каменистой почвы, горных тропинок и жёсткого грунта. Скажете, что нечто подобное можно было набрать самому из базового Maverick X3? И да, и нет... в данном случае инженеры за вас всё грамотно просчитали и скомпоновали. Вместо того чтобы долго и дорого идти тернистым путём проб и ошибок, проще обратиться к готовому проверенному решению и уже его немного подогнать под себя, выиграв время и деньги.

В случае с Can-Am Maverick X3 погружение в мир скорости и адреналина начинается задолго до первого запуска двигателя. Один внешний вид чего стоит. Стоящий на месте «Икс» не кажется статичным. Грозный прищур фар, стремительные линии рамы и кузовных деталей, опережая события, прокручивают в голове случайного или не очень зрителя события с опережением по хронометражу. Вот-вот мотовездеход немного присядет на заднюю ось и с диким рыком сорвётся с места, «дав угла» с веером летящих во все стороны камней в ближайшем повороте, а после скроется вовсе, оставив после себя лишь мощный уверенный звук выхлопа.

Вторая стадия ощущения динамики и возможностей сайда без запуска двигателя – усадка за руль. Здесь вы не найдёте болтанку на неровностях, свойственную просторной «планировке» утилитарных «кибиток». Только гонки, только полный контакт. Когда садишься в ковш, озираешься по плотной компоновке кокпита и пристёгиваешься по полной программе четырёхточечными ремнями, все бытовые мысли уходят на второй план. Куда уж им! Тут вокруг такое… и всё манит в приключения.

Когда двигатель запущен, и X3 X RC тронулся с места, приличные слова всё больше уходят на второй план, выпуская наружу восторженную нецензурщину. Трёхцилиндровый «рядник» подхватывает сначала ровно и плавно, но, раздуваясь, превращается в настоящий ураган. Нечто подобное на двух колёсах можно ощутить только за рулём хорошего спортбайка.

Can - Am Maverick X 3 X RC в режиме движения «война» образцово цепляется за твёрдое, давая возможность водителю почувствовать занос и справиться с ним. Местами езда превращается в захватывающий дух сюжет про умелого безбашенного гонщика. И это вне зависимости от вашей подготовки. Стоит только чуть освоиться – и эффектные заносы с не менее эффектными ускорениями будут выходить сами собой. Идиллия рушится, когда на пути попадается мокрый, вязкий и раскисший участок. Протектор довольно быстро замыливается, кибитка местами контролируемо, местами нет начинает беспомощно скользить всеми четырьмя колёсами. Нравится вам такой расклад или не очень – но в чаче и жиже X 3 X RC может крайне немного. В болоте потолкаться не выйдет. Более того, в окрестностях крупных городов также будет скучно. Нужно место, размах и простор… много места! Тропинка вокруг карьера или небольшой маршрут по лесу осточертеют уже на второй-третий проезд.

Заключение

В конструктиве Can-Am Maverick X3 X RC всё ещё осталась некоторая доля универсальности, присущая всей серии, но особое предназначение уже начинает перевешивать. В чистом виде без замены дорогостоящих и отнюдь не простых штатных покрышек на что-то более зацепистое народная русская забава с полным погружением в ближайшее болото и лужу по пояс, скорее всего, завершится длительными раскопками. В рамках понятных обывателю не гоночных условий X3 X RC очень порадует своего владельца прохватом по степи или лесостепи, осмотром горных хребтов и перевалов, динамичной ездой по укатанному грейдеру или не успевшим размокнуть от дождя лесным тропинкам. По счастливому совпадению на карте России таких мест предостаточно. Стоит только захотеть…

За помощь в проведении теста выражаем благодарность официальному дистрибьютеру BRP в России компании Formula 7, www.formula7.ru , @brpformula7, (812) 777-78-45.


< Мотовездеход 2.0Шутценпанцерваген >
25 Февраля 2018 14:18 Михаил Пимус