На квадроцикле по дорогам? Обычно это означает перспективу объезжать полицейские посты по лесу, риск заработать серьёзный штраф или попасть в аварию из-за отсутствия зеркал. Вернее, означало, потому что теперь в России можно купить Sportsman 570 Forest EPS, квадроцикл, снабжённый всем необходимым для движения по дорогам общего пользования, от документов до поворотников.
В поездках по Европе интересно бывает понаблюдать за особенностями местной мотокультуры. Но с каждым годом чего-то уникального там становится всё меньше. Россия постепенно становится крупной мотостраной и перенимает основные западные тенденции. Но одна вещь не устаёт удивлять: на улицах встречается множество квадроциклов. Внедорожные машины с приводом на одну или даже две оси ездят по улицам Франции, Финляндии и других стран ЕС настолько часто, что начинаешь удивляться, почему это направление прошло мимо России. Хотя причина очевидна: четырёхколёсная мототехника в принципе в стране появилась относительно недавно, и её возможности к езде по дорогам общего пользования вызывают сомнения у органов власти. К тому же необходим набор узлов наподобие зеркал и поворотников, без которых процедуру сертификации не пройти никак. Поэтому легализовать квадроциклы как полноценный дорожный транспорт желающих было мало. Кое-какие производители из материковой пытались завозить такую технику, но в широкие массы она так и не пошла. А крупные бренды дорожный сегмент упорно игнорировали, снимая сливки с оффроадного рынка.
Наконец случилось то, что должно было рано или поздно случиться. Компания «Брандт», импортёр техники Polaris, получила разрешение на продажу квадроцикла, адаптированного под дороги общего пользования и требующего от водителя удостоверения категории «А». В этом нет ничего удивительного, поскольку американский производитель делает такого рода технику уже давно. Российским журналистам доводилось ездить на ней по Финляндии около десяти лет назад, и даже тогда она не была чем-то новым. С тех пор, естественно, модельный ряд несколько изменился, теперь дорожная модель называется Sportsman 570 Forest EPS и делается на базе обычного внедорожного квадроцикла. На самом деле удивляет уже название: если он для асфальта, почему имя лесное? При осмотре удивляешься ещё больше: внешне он практически не отличается от внедорожника. Колёса с высокими грунтозацепами, приличный клиренс и прочие характерные узлы на нём остались без изменений. И даже лебёдка гордо демонстрирует из-под мощного бампера крюк с яркой лентой. Асфальтовые аксессуары становятся видны при более пристальном рассмотрении. Естественно, в первую очередь это зеркала и поворотники. Приглядевшись, замечаешь странный вид верхней фары. Её заклеили чёрной плёнкой. Видимо, чтобы не пугать соседей по потоку странными тройными огнями.

Любой уважающий себя квадроциклист пробовал ездить по асфальту, и я не исключение. Не сказал бы, что получал от этого процесса удовольствие, тем более езду немного портило опасение быть схваченным дорожной полицией. К тому же происходило это на пустынных загородных дорогах. Здесь же я сразу окунулся в плотный поток МКАД. И поначалу немного испугался. Вроде бы сидишь, как на мотоцикле, только габариты намного шире, и попытка нырнуть между рядами может закончиться не очень хорошо и для тебя, и для окружающих. И это главный недостаток, который делает дорожный квадроцикл менее увлекательным, чем мотоцикл.


Естественно, в первую очередь ширина влияет на проходимость в пробках. При наличии широкого междурядья можно через него протиснуться, распугивая автомобилистов мотором и звуковым сигналом, но в большинстве случаев приходится стоять вместе со всеми и выслушивать в сотый раз худший в мире вопрос «а чо это?». Если есть желание и возможность нарушать ПДД, пробку можно объезжать справа или слева. Полноприводная машина с самоблокируемым дифференциалом с лёгкостью проедет через полностью разбитую обочину, а если и там соберётся затор, проползет через кювет. На МКАД в его распоряжении полуполоса возле отбойника. Проходит Sportsman не везде, особо узкие места, встречающиеся в районе эстакад, ему недоступны, но там и не любой мотоцикл впишется. В менее узких сужениях приходится заезжать левыми колёсами на отбойник, с чем внедорожная техника справляется на отлично. В общем, ехать можно, хотя постоять кое-где придётся.
В плане манёвренности Sportsman – типичный внедорожный квадроцикл. То есть повороты ехать можно, но не слишком быстро. Подвеска кренится на внешний борт, внутренние колёса пытаются оторваться от асфальта, высокопрофильные покрышки колышутся на толстой воздушно-резиновой подушке. При этом сгладить опрокидывающий момент за счёт сноса задней оси, как это делается на грунте, не получается, особенно на скорости под сотню. Работает разве что свешивание в спортивном стиле. Ну и, естественно, контроль над скоростью. Торможение тоже происходит своеобразно, с сильным клевком. Вообще, за счёт хода подвески практически все манёвры сопровождаются движениями подрессоренных масс вроде подъёма передней части.


567 кубических сантиметров в одном цилиндре в сочетании с утилитарной квадроциклетной ходовой частью – не слишком много даже для грунта, а по асфальтовым меркам и вовсе. Поэтому ничего особенного от мотора не ожидалось. Однако со старта он рвёт несколько быстрее, чем можно было предполагать. Конечно, со средним дорожным мотоциклом ему соревноваться в разгоне бесполезно, но машины с ним смогут погоняться разве что особо быстрые. Правда, только до 100 км/ч. Дальше двигатель успокаивается, аккуратно разгоняется ещё немного, после чего едет с постоянной скоростью 110. В абсолютных величинах – не слишком быстро, но для квадроцикла такой кубатуры – практически рекорд.


Крутить рулём на сухом асфальте, особенно стоя на месте – занятие для людей с сильными руками. Здесь же он поворачивается без малейшего усилия, за что нужно сказать спасибо электронному усилителю, благодаря которому машиной сможет управлять даже девочка. Зато эргономика рассчитана не только под компактных водителей, но и под крупных особей. Sportsman 570 считается двухместным квадроциклом. Сзади у него даже есть длинные ручки, на которые второму номеру должно быть удобно опираться. Но одноуровневое сиденье не отличается особой длиной, а на подножках разместить четыре ноги в принципе возможно, но без особого комфорта. То есть с пассажиром можно ездить не слишком продолжительное время, но в долгом вояже большого удовольствия он не получит.

Хотя и за рулём долго ездить по асфальту тоже не очень весело. Уровень комфорта тут далеко не туристический, удовольствие от вождения тоже весьма относительное. И вообще я бы не стал рассматривать Sportsman 570 как чисто асфальтовую модель. Не просто так на нём оставили лебёдку, высокие покрышки и прочие внедорожные элементы: в такой конфигурации в самый раз выехать из гаража, проехать несколько десятков километров до леса без опасений нарваться на патруль ГИБДД, покататься по бездорожью, а потом вернуться.
И не забивать себе голову прицепами, фургонами и прочими дорогими и неудобными средствами транспортировки. Можно в хорошую погоду на даче съездить в магазин, на тусовку или ещё по каким-то делам, получая при этом характерное мотоциклетное удовольствие от отсутствия крыши над головой. Если терзает мототоксикоз, можно кататься зимой, полный привод с автоматической блокировкой дифференциала для этого подходит как нельзя лучше. А если вдруг захочется ездить исключительно по дорогам, чтобы было по-настоящему хорошо, придётся заниматься тюнингом: снимать лебёдку, ставить асфальтовые покрышки, уменьшать дорожный просвет, «заряжать» мотор. В принципе, то же самое можно сделать с любым другим «брендовым» квадроциклом, но его не получится легализовать для уличного использования.
За помощь в организации теста благодарим компанию «Брандт», тел. (812) 449-14-30.
За предоставленную экипировку Macna и HJC благодарим компанию «Мистер-Мото», тел. (495) 505-79-99, www.mr-moto.ru


< И снова 03Юниор >