Горные снегоходы становятся всё более популярными во всём мире, и Россия – не исключение. При всей привлекательности, езда на них сопряжена с рядом трудностей, в том числе организационных. «Мотоэксперт» попробовал разобраться, как с ними справиться.
Название класса многих вводит в заблуждение. Горный снегоход не обязательно должен ездить по горам. Поэтому производители постепенно начинают называть их просто снегоходами для глубокого снега. И действительно, длинная гусеница прекрасно проезжает по любым сугробам, даже абсолютно горизонтальным. Поэтому осваивать технику вождения вполне можно в Подмосковье. При наличии снега, конечно. Более того, для первых шагов ровная поверхность подходит лучше, поскольку ехать по ней проще. Для более продвинутых тренировок желательно иметь рядом овраг или какой-то ещё склон. Возможно, даже с деревьями, чтобы было, что объезжать. Но на первых порах лучше размечать учебную трассу с помощью конусов или палок. Врезаться в них не так опасно для снегохода и водителя. При обучении обязательно иметь рядом напарника. Вытащить закопавшийся 200-килограммовый снегоход в одиночку без специальных навыков очень сложно.
А ещё он может перевернуться и придавить водителя, и это уже опасно для жизни. Тренироваться придётся долго. Целинная езда радикально отличается от обычной, сесть и сразу же поехать, как по укатанному, не получится. Езда траверсами, повороты на одной лыже и другие приёмы требуют умения балансировать, перемещать центр тяжести, искать правильные траектории. Самостоятельное обучение редко заканчивается чем-то хорошим: есть много тонкостей, которые нужно узнавать у кого-то опытного, иначе теряешь время, силы, ломаешь технику и можешь травмироваться. Много обучающих видео выложено в интернете, но они не способны заменить опытного тренера, который всё расскажет и покажет исходя из ваших возможностей и возможностей вашей техники. Поэтому самым разумным будет обратиться к специалистам. Всё больше становится горных школ, от подмосковных до глобальных дистрибьюторских, куда приезжают давать мастер-классы спортсмены и инструкторы международного уровня. Можно тренироваться рядом с домом на своей технике или выезжать в живописные регионы, даже не имея своего снегохода. В школе его дадут напрокат, научат ездить, а заодно можно будет подумать, нужно ли это тебе вообще и стоит ли тратить деньги на собственную технику.
Обычно три дня в хорошей школе дают больше, чем месяцы самостоятельной возни в окрестностях дачи. К тому же обучение в школе – хороший способ завести знакомства в снегоходной среде и найти компанию для будущих выездов. В приличных школах работают квалифицированные тренеры, которые помогут сориентироваться в горном мире. Очень интересно позаниматься с кем-то из знаменитостей. Обычно спонсируемых звёзд в страну привозят крупные продавцы техники, но иногда они приезжают и по частным приглашениям. У нас уже побывали Брет Расмуссен и Крис Бурандт, в этом году дистрибьютор Polaris привозил Дэна Адамса. Но такие мастер-классы прежде всего хороши, когда ты уже владеешь основами и можешь почерпнуть у них какие-то особенные приёмы. И прежде, чем заплатить большие деньги за общение со звездой, желательно как следует натренироваться с российскими специалистами. Как это ни странно звучит, многие горные снегоходчики живут в Москве.
Для катания, помимо подмосковных полей, есть несколько основных вариантов. Можно купить прицеп и самому возить снегоход в горы. Из сравнительно близких к Москве и Петербургу это прежде всего Хибины, горный массив в Мурманской области. Также реально добраться до Уральских гор и Кавказа. Чаще всего точки выхода в горы находятся рядом с горнолыжными курортами. Там есть жильё, стоянки и прочая инфраструктура, но лучше особенностями места пребывания интересоваться заранее. Но, в крайнем случае, на своей машине можно быстро сняться и переехать на новое место. У самостоятельных выездов есть один существенный минус, поскольку дорога занимает время, и съездить за пару тысяч километров на выходные не выйдет. Можно примкнуть к клубу или держать контакт с дилером своей снегоходной марки. Как правило, они устраивают групповые выезды с централизованной доставкой техники в горы. Например, российский дистрибьютор Polaris устроил в этом году большое открытие сезона в Ергаках и привёз туда клиентскую технику на фурах, так что участники могли просто прилететь на место.
Кроме того, горный снегоход – транспорт опасный, погодные условия в горах суровые, могут случиться самые разные неприятности, от столкновения с камнем или схода лавины до поломки снегохода. И будет полезным иметь рядом нескольких помощников. Так что если вы страдаете социопатией и предпочитаете одиночные поездки, горный снегоход не для вас. Третий распространённый путь – оставить снегоход на одной из горных баз. Обычно её персонал не просто хранит технику, но и занимается её ремонтом, обслуживанием, а заодно прокладывает маршруты. Вариант подходит тем, кто много ездит: можно прилетать хоть каждые выходные и не забивать себе голову вопросами логистики и ухода за снегоходом. Но здесь, опять-таки, нужно искать компанию либо нанимать гида. Плюс работы с профессионалом в том, что он покажет самые интересные и при этом безопасные места.