Телефон у мотоциклиста должен быть экстремально крепким, не бояться тряски и воды. Но значит ли это, что придётся ездить со старым убогим аппаратом, обделённым возможностями лидеров рынка?
Телефоны, не боящиеся водяных брызг, пыли, тряски и ударов, появились, как только мобильная связь стала доступной простому рабочему люду, а не только топ-менеджерам компаний. Из полюбившихся народу моделей, помимо откровенно грубого и армейского Sonim XP1, можно вспомнить гораздо более гражданские Siemens ME45 и Nokia 3720, которые было не страшно положить в карман куртки и отправиться под дождём в другой город. Потом «кнопочная» эра сменилась на «тачскриновую», и разница в технических параметрах флагманов модельного ряда и лучших водозащищённых телефонов стала настолько большой, что интерес мотоциклистов к аппаратам, пригодным для эксплуатации без дополнительных средств защиты, поутих. На данный момент защиту от воды и пыли по классу IP 55 и IP 58 и топовые характеристики (частота процессора, объём оперативной памяти, размер и разрешение экрана) совмещает только Sony Xperia Z1, но и её нельзя признать идеальной – она требует защиты от ударов и падений.
Давайте с падений и начнём. Гражданские модели телефонов специально не делают излишне прочными, чтобы поддерживалась их естественная убыль по причине невозможности победить гравитацию, и некоторые усилия по дополнительной защите не помешают ни одному аппарату. Защищать можно периметр корпуса, что спасёт телефон при падении на угол, можно защищать заднюю крышку, что спасёт также от падений плашмя экраном вверх. С защитой самого экрана сложнее, потому что всё прозрачное, установленное поверх него, сильно испортит картинку, снизив и яркость, и контрастность дисплея, даже самые дорогие защитные плёнки этим грешат. Выходом может быть периметральный бампер, выступающий над экраном на 1,5–2,0 мм, который убережёт стекло от трещин при падениях на ровную поверхность и от царапин при укладывании телефона на стол экраном вниз, либо чехлы «книжкой» – с флипом, закрывающим экран. При наличии такого чехла уже можно не переживать, что кроме телефона в том же кармане лежат ключи и мелочь – экран не поцарапается.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда вам надо срочно ответить на звонок, а вы в седле, в шлеме и в перчатках. Задача выполнимая, хоть и непростая. Полозок ответа можно сдвинуть по экрану носом, включить громкую связь и поместить телефон перед глазами. И вам будет слышно, и вас тоже, только не пытайтесь проделать это на ходу, мало того, что это противоречит правилам, но ещё и небезопасно.
Нам на помощь приходят мотоциклетные Bluetooth-гарнитуры, которые встраиваются в шлем, согласно инструкции один раз «спариваются» с телефоном, потом позволяют принимать звонки и даже звонить, не прерывая движения. Если оставаться всегда на связи важно для вас, то установка такого прибора в шлем (во все шлемы) – просто необходимая операция. Современные телефоны поддерживают голосовые команды, проявляя при этом даже некоторые зачатки разума, и можно, нажав всего на одну кнопку на гарнитуре и произнеся «Позвонить жена мобильный», добиться требуемого действия.
Итак, мы подошли к пониманию того, что телефон не обязательно должен находиться в самом доступном кармане, потому что нам уже не надо жать на нём кнопки и возить пальцем по экрану для осуществления самых простых операций – вызовов и приёма звонков. И стоит продумать о его ещё большей защите на случай аварии или вашего падения с мотоцикла, например.
При нахождении телефона в боковом или заднем кармане штанов, его шансы выжить сильно падают, а во внутреннем нагрудном кармане, наоборот, возрастают. В дальней дороге, особенно когда погода не балует солнцем и сухим асфальтом, можно даже поместить телефон в герметичный пластиковый бокс, заполненный поролоном, и убрать в багаж, что сохранит ему работоспособность, даже если ваш кофр, оторвавшись от мотоцикла при аварии, будет кувыркаться по обочине 50 метров и остановится только в глубоком придорожном болоте. Всякое случается, но хотя бы без связи вы не останетесь. В такие боксы, помимо телефона, можно убрать также фотоаппарат-«мыльницу». Не обязательно покупать фирменную продукцию задорого: из обычного герметичного судка для хранения продуктов, купленного в супермаркете, и поролоновой губки для мытья автомобиля из отдела автоаксессуаров можно буквально за пять минут соорудить такой водонепроницаемый и противоударный бокс, и стоить он будет на порядок дешевле.
Постепенно мы пришли ко второй проблеме, способной оставить нас без связи и даже без любимого гаджета – водобоязни. Не так много телефонов способны продолжить работу после обильного обливания их водой или посыпания пылью. Как правило, такие издевательства они вынести не могут, поэтому их приходится защищать. Самым простым и доступным средством защиты является обыкновенный полиэтиленовый пакет, который можно добыть на любой заправке с магазином. Заверните в него телефон (и документы с деньгами) поплотнее и уберите во внутренний карман. Это позволит довезти ценный груз до дома без потерь. Есть уже готовые решения – герметичные пакеты для телефонов и планшетов, с которыми можно плавать в ванне и читать новостную ленту. Мало того, сенсорный экран прекрасно работает сквозь их прозрачную оболочку. Если вы собираетесь в дальнюю дорогу, то поискать такую защиту для телефона и планшета будет не лишним – один мой хороший товарищ попал под дождь под Мадридом, а закончился дождь только на подъезде к Гагарину, у него промокло абсолютно всё в багаже, включая средства связи – не подготовился он к такому продолжительному катаклизму. Кстати, планшет в багаже можно обернуть гражданскими брюками, под них положить ботинки, а поверх – сменное бельё – это может сохранить ему жизнь, если багажная сумка отстегнётся на ходу.
Можно убить двух зайцев, купив водонепроницаемый и антиударный чехол на ваш телефон или планшет, но тут уже многое зависит от модели устройства. Чем она популярнее, тем проще на неё найти нужные аксессуары, а чем экзотичнее, тем, соответственно, сложнее. К примеру, для iPhone или Galaxy S можно найти вообще что угодно, а для Lenovo K900, телефона очень хорошего, но редкого, даже обычный «бампер» или чехол с флипом в наличии не отыщешь. Хорошим способом проверить, можно ли защитить планируемый к покупке телефон или планшет от неприятностей, будет зайти на сайт www.ebay.com, ввести название телефона и добавить слово “ waterproof ” – картина сразу прояснится. Если вы не увидите ничего вразумительного из списка предложенных товаров, то стоит подумать о другом аппарате, более популярном у производителей аксессуаров.
Некоторые изготовители водонепроницаемых чехлов предлагают в качестве бонуса ещё и совместимый с ними держатель на руль. Это позволит использовать телефон в качестве навигатора, что бывает полезно не только в дальней дороге по незнакомым странам, но и в родном городе с динамично меняющейся картиной дорожных пробок. Изучите этот вопрос при выборе как гаджета, так и чехла к нему. Универсальное крепление не обладает достаточной надёжностью, и если в машине телефон выскакивает и падает на мягкий ворсистый коврик пола, то с мотоцикла телефон падает на асфальт, и найти его потом непросто, тем более найти его целым после такого головокружительного полёта. Держатели, специально разработанные под конкретные модели телефонов, фиксируют аппарат намного надёжнее.
Очень часто сумки на бак имеют прозрачные карманы для телефона или навигатора – ими тоже можно пользоваться, только не надо особенно надеяться на их водонепроницаемость. Как правило, лёгкую морось они перенести могут, а серьёзный дождь долго сдерживать – уже нет.
И в держателе, и в сумке на баке телефоном можно бы было пользоваться, если бы не одно «но»: ёмкостные экраны не понимают команд, подаваемых в мотоциклетных кожаных перчатках с защитой. Я не понимаю, почему производители мотоэкипировки такие тугие на внедрение инноваций. Перчатки со специальной зоной на большом, указательном и среднем пальце, покрытой материалом, на который реагируют экраны телефона, должны были заполнить полки мотомагазинов сразу после дебюта первого iPhone – весной 2008 года, а это до сих пор редкость. Но есть и хорошие новости – разработана краска Nanotips, на которую хорошо реагируют все ёмкостные экраны, её можно нанести на любую поверхность. Разработал её, кстати, мотоциклист, которому надоело нажимать носом на кнопку ответа на звонок. Это пузырёк с кисточкой, состав наносится на кончики пальцев, и после высыхания телефон начинает реагировать на прикосновения руки в перчатке.
Современные телефоны в режиме навигатора могут опустошить батарею за два-три часа, так что не забудьте установить «прикуриватель» или USB -розетку на свой мотоцикл, чтобы подзаряжать устройство в дороге. Не промахнитесь с мощностью такого зарядника: телефонам с диагональю экрана больше 4 дюймов надо больше 1 ампера, при переходе через 7” требуется уже более 2 честных ампер. Неприятно будет узнать, что после 5 часов дороги заряжаемый телефон оказался полностью разряженным и не хочет больше включаться.
За 15-летний опыт использования сотовых телефонов я умудрился не умертвить ни один из них, однажды лишь разбился экран после падения аппарата с бака мотоцикла «лицом» на гравий, но замена экрана проблему полностью решила. Так что если относиться к приборам с пониманием и не пренебрегать средствами защиты, то служить они вам будут исправно и долго. Чего вам и желаю.