Как ездить ночью

Как ездить ночью

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото из архива редакции

Ездить ночью – это почти то же самое, что ездить днём, только ночью. Разница в освещении, температуре и состоянии других участников дорожного движения.


В этом году японская компания Shoei представила новинку – первый фотохромный визор для шлема. На ярком солнечном свету он темнеет, оберегая глаза, в темноте становится абсолютно прозрачным, улучшая видимость. Этот принцип давно применялся в очках с диоптриями, их даже окрестили «хамелеонами», но нанести фотохромное покрытие на стекло шлема впервые догадались, лишь спустя много лет после изобретения самого принципа. Если у вас уже есть такой визор, то можете смело переходить ко второму абзацу статьи. Для остальных напомню, что ночью в тёмном визоре ехать не только крайне опасно, но и очень неудобно. Если вероятность возвращения домой затемно составляет более 10 %, то лучше сразу поставить прозрачное стекло и взять с собой солнечные очки с тонкими дужками для езды днём по солнышку. При выборе шлема присмотритесь к моделям с опускающейся солнцезащитной шторкой – это удачное решение делает шлем более универсальным, позволяет сэкономить на втором тёмном стекле и не думать, где и как его возить.


Каким бы ни было стекло шлема, его надо регулярно менять. Тонкая паутинка царапин, которые неизбежно появляются при протирании перчаткой капель дождя на ходу, от песка, при переноске шлема, при открывании и закрывании стекла, приводят к потере прозрачности. Это не так заметно днём, но сильно напрягает ночью, когда вокруг источников света появляются кольцевые ореолы. Если вы много ездите, то я бы рекомендовал менять визор раз в сезон. Когда моете шлем, не используйте губки для мытья посуды с абразивной поверхностью – да, они хорошо отскребают присохшие останки мух, но способны быстро прикончить стекло.


В городе, где есть освещение, проблема ослепления встречными машинами стоит не так остро, другое дело на загородных шоссе, особенно пустынных. Глаза адаптируются к темноте, зрачок полностью расширяется, и тут встречная машина с плохо отрегулированными фарами и колхозным ксеноном. Чтобы полностью не потерять зрение, попробуйте запомнить алгоритм действий:

– закройте один глаз, это позволит сохранить его зрачок расширенным;

– вторым глазом старайтесь не смотреть на фары встречного автомобиля, сконцентрируйтесь на правой линии разметки своей полосы и состоянии асфальта на вашем пути;

– как только вы разминётесь со встречной машиной, «меняйте» глаза: открывайте закрытый и закрывайте открытый. Это позволит начать видеть сразу же.

Этот способ также можно применять при проезде тоннелей: если закрыть один глаз секунд за 30–40 до въезда в тёмный тоннель, и сразу «поменять» глаза при въезде, то у вас не будет ощущения погружения в полную темноту и потери ориентации.


В любое время года после наступления темноты изменяется температура воздуха. Летом просто становится немного холоднее, весной и осенью температура может упасть до значений, близких к нулю. Соответственно резко падает коэффициент трения в паре резина-асфальт, также могут появиться пятна льда и инея на дороге. Ваша задача – доехать до дома в комплектном виде, будьте аккуратнее.


Если по темноте ездить приходится часто, то можно задуматься о тюнинге головного света, чтобы улучшить освещённость дороги перед собой. В данном процессе необходимо в первую очередь думать о комфорте встречных водителей, которые будут радостно приветствовать мотоциклиста, слепящего их неправильно установленным ксеноном и дополнительными светодиодными фарами, моргая дальним светом. В итоге дискомфорт будете чувствовать вы. В штатные световые приборы можно поставить лампочки с усиленной светоотдачей – бывают варианты от +15 % вплоть до +120 %, плюс можно немного изменить цвет самого светового пучка: более жёлтый свет хорошо помогает при езде по влажным дорогам, лучше выделяя рельеф, более синий улучшает видимость при езде по сухому асфальту. Только не ставьте 100-ваттные лампы вместо положенных 55-ваттных. Мало того, что патрон в фаре оплавится, так ещё и внесённый в электросистему дисбаланс может привести к отказам реле-регулятора, аккумулятора и к сгоревшему генератору.


После внесения изменений обязательно проверьте настройку угла наклона фары. Обычно, если поставить мотоцикл в 10 метрах от стены, то верхняя граница света должна быть на 10 см ниже высоты лампочки фары от земли. Можно даже наклеить на стену полоску малярного скотча на нужной высоте, сесть на мотоцикл и отрегулировать либо самому, либо с применением товарища, если не получается из седла дотянуться до регулировочного винта. Если в дороге вы почувствуете, что свет фары стал слабее, посетите большую сетевую заправку – там вы наверняка найдёте ведро с водой и губку, чтобы помыть фары. Не трите их перчаткой посуху – они тоже поликарбонатные и, как визор шлема, боятся царапин.

Уставшие водители с притупленным вниманием и замыленным взглядом могут вас просто не увидеть, поэтому мероприятия, повышающие вашу видимость на дороге, не будут лишними. Светоотражающие вставки на экипировке, дополнительно установленные спереди ДХО или красные светодиоды габаритов сзади, катафоты под рамкой номера – такие мелочи могут спасти вам жизнь.


Последней опасностью следует считать повышение градуса неадекватности как людей, так и животных. Выбегающие на дорогу зайцы и кошки, перебегающие дорогу лоси и выпадающие на проезжую часть бухарики – непременный атрибут ночной езды. Не приковывайте взгляд к появившемуся объекту, смотрите туда, куда вы хотите попасть, безопасно его объехав. Кстати, животные весом до 5 кг на мотоцикле переезжаются даже без внесения проблем в управляемость, если не успеваете объехать пушистого кролика, так и не объезжайте его, как бы бесчеловечно это ни звучало. Не надо спасать его жизнь ценой вашего здоровья.

Желаю вам ровных дорог без неожиданностей и зоркого глаза. Получайте удовольствие от езды даже ночью.

< Хендерсон, который жил в ДетройтеШкола эндуро для чайников >
15 Мая 2015 14:49 Денис DEAN Панфёров