Как подготовиться к ралли-рейду

Как подготовиться к ралли-рейду

Текст: Анастасия Нифонтова
Фото из архива автора

Соревнования по ралли-рейдам – мероприятия крайне увлекательные, но при этом непростые в организационном плане. Как подготовиться к чемпионату России, «Мотоэксперту» рассказала Анастасия Нифонтова, многократный участник и призёр ралли-рейдов самого разного уровня.

Если вы решили испытать себя и свою технику на прочность в гонках на выносливость на большие расстояния под названием ралли-рейд, для начала нужно изучить календарь чемпионата и понять, какой из этапов подходит вам больше всего по времени и формату. Есть многодневные марафоны с длинными спецучастками и сложной навигацией, есть короткие бахи, требующие минимальной подготовки. На настоящий момент в мотоциклетном зачёте значатся три класса:
До 450 см3 – чемпионат России
от 450 см3 до 1300 – класс OPEN Кубок России
от 650 см3 до 1300 вес от 185 кг – гранд туризм чемпионат МФР

 

В зависимости от того, в какой класс хотите попасть вы, надо и подбирать соответствующий мотоцикл. Либо наоборот, отталкиваться от того, какая техника уже есть и понимать, на что можно рассчитывать. Как правило, участвовать в гонках на совершенно стандартном мотоцикле не получается. Его приходится дорабатывать с учётом условий регламента и условий самих гонок. Во-первых, надо обратить внимание на объём топливного бака. Как правило, на дистанции пункты дозаправки располагают через каждые 80–100 км и, вроде бы, можно обойтись стандартной ёмкостью мотоцикла класса эндуро в девять литров, но я бы не советовала оставлять стандартный бак, не имея запаса топлива «на всякий пожарный». К тому же сейчас не составляет большой проблемы приобрести увеличенный бак практически на любую модель мотоцикла. Так же вам обязательно понадобится перемотка для дорожной книги. С этим уже чуть сложнее, так как прибор мало того, что достаточно дорого стоит, так ещё и не всегда имеется в свободной продаже. Поэтому такую покупку надо планировать заранее. Наиболее известные бренды перемоток – F2Ride, Touratech, MD. Из личного опыта могу посоветовать именно перемотку MD, хотя она и самая дорогая. Также из навигационного оборудования обязательно понадобится GPS-навигатор. Их огромное множество, но выбирать надо тот, у которого есть морской режим навигации, так как автомобильный тут совершенно не подходит. Раньше был очень популярен GARMIN 276, но его сняли с производства и вместо него теперь продают 620-й. Я с ним проехала весь прошлый сезон чемпионата России и была вполне довольна. Как правило, на всех мотоциклах эндуро в стандарте идёт спидометр со встроенным одометром и указателем суточного пробега, поэтому можно не разоряться на дополнительный счётчик (он же терратрип), только при условии, что в режиме суточного пробега у вас есть возможность корректировать показатели.


Итак, в минимальный комплект должны входить:
1)  Дополнительный бак.
2)  Перемотка для дорожной книги (с крепежом и кнопкой управления).
3)  Навигатор GPS.
4)  Одометр / показатель суточного пробега с возможностью корректировки.

 

Также по регламенту мотоцикл должен быть оборудован фарой и стоп-сигналом. Пока организаторы достаточно лояльно относятся к тому, поставлен ли ваш мотоцикл на учёт в ГИБДД или нет, но ситуация может измениться в любой момент, так что по этому вопросу рекомендуется обращаться непосредственно к организаторам перед поездкой на гонку.

По экипировке самого гонщика ничего сложного нет. Стандартная кроссовая форма, шлем, очки, мотоботы. Единственное отличие от мотокросса – обязательное наличие защиты шеи любого типа, куртки и рюкзака с гидратором.


Помимо мотоцикла к таким гонкам необходимо подготовить и организм. Достаточно сложно на протяжении трёх- или четырёхчасовой гонки сохранять чёткую концентрацию и внимание, не говоря уже и об общей физической усталости, которая ещё и накапливается, если гонка длится несколько дней подряд. Поэтому необходимо регулярно встряхивать свой организм хотя бы небольшими нагрузками. Идеально подходит для этого бег в среднем темпе, упражнения типа кроссфит, плавание, велосипед. Поверьте, если вы будете готовы к гонке физически, то получите гораздо больше удовольствия вне зависимости от уровня пилотирования мотоциклом.


Но вот гонка всё ближе, вы подготовили себя, экипировку и мотоцикл. Теперь встаёт вопрос о том, как добираться до места, где жить и как обслуживать технику. Вариантов несколько. Первый, самый простой и дешёвый, это когда вы едете сами на своём автобусе, живёте в палатке на бивуаке и сами же крутите гайки. Это возможно только при условии, что гонка лепестковая, и не придётся каждый день переезжать с места на место, иначе не обойтись без помощи друга-водителя, который будет перегонять машину и переставлять палатки, пока вы гоняете. В принципе, все российские гонки именно лепестковые, это когда бивуак и штаб гонки расположены в одном месте откуда происходит старт и куда финишируют все участники после прохождения СУ. Если вариант жить в палатке вам не очень нравится, то без проблем можно забронировать номер в гостинице недалеко от бивуака. Как правило, организаторы за несколько дней рассылают участникам информацию по вариантам размещения, и проблем это не вызывает. Ещё есть вариант, когда вы отдаёте свой мотоцикл на обслуживание в команду, которая едет на это же соревнование. Это существенно дороже, чем делать всё самому, но зато у вас не болит голова, как, когда и что вы будете делать с мотоциклом. Вы приехали, отгоняли и уехали, об остальном позаботятся механики.


Из документов для регистрации вам понадобится лицензия МФР для соревнований по кросс-кантри ралли (либо разовая, которую обычно можно купить на месте у организаторов, либо годовая, которую можно приобрести на сайте МФР). Также обязательна страховки, желательно с расширенным покрытием, чтобы в случае аварии предоставлялось качественное лечение. Вот и весь набор, при наличии которого можно смело ехать на соревнования по ралли-рейдам, не забыв перед этим потренироваться. А об ездовой подготовке мы расскажем в следующих номерах.


< Жилет вертолётчикаМалая механизация >
29 Июля 2014 13:07 Анастасия Нифонтова