Дрифт – это прежде всего мощные моторы, дым, угол и скорость! Вы замечали, с каким восторженно-сосредоточенным взглядом одарённые стантрайдеры исполняют свои трюки? Эти люди не скоротают свою жизнь с баночкой «Ягуара», сидя в кресле. До тех пор, пока под натиском заряженных мотоциклетных моторов не сгорела последняя покрышка на земле, они будут жечь... только рок-н-ролл, только хардкор!
Около пяти лет назад стантрайдинг по всему миру получил второе дыхание, подсмотрев у профессиональных гонщиков технику прохождения поворотов в управляемом заносе, бесстрашные мотоэнтузиасты занялись дрифтом.
Дрифтинг (дрифт, управляемый занос) – техника езды, а также вид спорта, характеризующиеся прохождением поворотов с намеренным срывом в пробуксовку или скольжение ведущей оси и удержанием транспортного средства в управляемом заносе на максимально возможной скорости и под наибольшим углом заноса. В большинстве случаев использование такой техники является не самым быстрым способом прохождения поворотов, но весьма эффектным, благодаря чему соревнования всегда привлекают много зрителей.
Многие стантрайдеры имеют в своём арсенале различные вариации дрифта, но по-настоящему целенаправленно этим занимаются лишь единицы. Принято считать, что мотодрифтинг зародился благодаря спидвею, в котором спортсмены едут на полном «газу» по широким траекториям, и заднее колесо так и спешит обогнать переднее. Новые технологии в производстве резины и элементов подвески, пришедшие в мотогонки, привели к тому, что мотоциклы стали лучше поддаваться контролю, и как результат, у мотоэкстремалов появилось больше степеней свободы. Непроизвольное скольжение в повороте в середине 90-х начали демонстрировать участники MotoGP. Чуть позже управляемый занос пришёл в супермото, было выявлено, что скольжение посредством скидывания вниз пары передач (sliding) помогает быстрее проходить повороты. Некоторые райдеры на мотардах научились полностью падать на бок в повороте и скользить на коленках, локтях и мотоботах, а потом выравниваться и продолжать движение. К началу 2000-х продвинутые европейцы уже знали и вовсю использовали дрифтинг в своей практике. Трюков становилось всё больше и больше, обычный бёрнаут (различные варианты отжигания резины с зажатым передним тормозом) стал простейшим заезженным элементом. Европейские спортсмены начали уверенно ехать боком в управляемом заносе. Как правило, в качестве основного действующего лица выступали обычные «шестисотки» с большими звёздами, подготовленные под стантрайдинг. По всему миру стали появляться видео с успехами в дрифт-тренировках. Некоторые райдеры научились выполнять весьма длинные траектории в заносе.
Одним из первых, кто применил дрифтовые техники в стантрайдинге, был француз Mekatrix. Именно он и показал всем пример, выложив в интернет первые видеоролики своих заездов на площадке, размеченной конусами, и на картинговой трассе. Этот парень мгновенно перешёл в разряд профессионалов, то, как он на полном «газу» без применения переднего тормоза проходит с дрифтом затяжные повороты на своём Triumph Street Triple 675, до сих пор многих повергает в шок.
Пожалуй, первым человеком в мире, кто сделал мотодрифт видео с дымом на большой скорости, которое не уступало по зрелищности автомобильным аналогам, был Ник Апекс. Сюжет был снят в паре с Mazda RX7 (Ник выступил на своём Kawasaki Ninja ZX10R). После того как видео набрало миллионы просмотров, в США многие мотофирмы начали оказывать спонсорскую помощь спортсменам-дрифтерам.
Буквально несколько лет назад во Франции образовалась целая команда любителей подымить и поездить боком на мотоциклах – Monster DriftTeam.
Мотоциклистов, занимающихся дрифтом в России, всё ещё можно пересчитать по пальцам. Стантрайдинг многим нашим ребятам уже поддался, не заставят себя долго ждать и длинные красивые прохваты в управляемом заносе. Первыми, кто принёс с собой и развил это направление мотоспорта, были спортсмены новой волны, такие как Юрий Верховников и Дмитрий Окольничников.
Один из пионеров движения – Михаил Михин (Misha Mihin) из Санкт-Петербурга, молодой и преисполненный энтузиазма райдер загодя понял, что дрифтинг – это его стихия. Вот как он сам рассказывает о любимом деле: «Моё первое знакомство с мототехникой состоялось, когда мне было девять лет – поездка на мопеде «Верховина» была недолгой и окончилась лёгким падением. Но это лишь разожгло интерес, с тех пор я, каждый раз садясь на мотоцикл, стараюсь чему-то научиться. Сейчас пошёл 13 сезон, и мне 23 года. Большую часть жизни я посвятил мотокультуре, мотоспорту и мототусовкам. Дрифт любил всегда и неважно на чём – мотоцикл, автомобиль или велосипед, всё, что умело ездить боком, шло в ход. Обожаю само чувство скольжения. В 18 лет собственноручно начал собирать под соревнования дрифт-кар на базе BMW E30 Coupe, но из-за финансовых проблем проект пришлось свернуть и распродать всё за копейки. Видя мои мучения, друг и по совместительству чемпион России по автодрифту подарил мне Suzuki GSX-R 1000 2007 года. Модернизировав его, сразу начал учиться контролировать занос и до сих пор учусь, испытывая с каждым углом непередаваемый кайф!»
Техника
Свирепые монстры с душераздирающим рыком валят боком с максимально возможным углом, у райдера огонь в глазах, у зрителей мурашки на коже – вот так в идеале должны выглядеть заезды. Сверхмощный мотоцикл в данной дисциплине вещь необязательная, но крайне желательная. Определяющим критерием при выборе является пара «мощный двигатель и крепкая ходовая». Чем больше лошадиный сил и ньютон-метров, тем с большим желанием заднее колесо отправится в пробуксовку на выходе из поворота, при этом количество дыма (в данном случае фактор, напрямую влияющий на зрелищность) будет прямо пропорционально отважности пилота, помноженной на мощность мотоцикла. Само собой, без жесткой и крепкой ходовой части дрифтинг окажется недолгим и крайне травмоопасным.
Так сложилось, что оптимальным выбором спортсмена-дрифтера являются всевозможные спортбайки и нейкеды. Перечень наиболее желанных моделей выглядит так: на коротких маятниках подходит почти любой стант-байк (например, Kawasaki ZX6R, Honda CBR 600 F4i, Yamaha YZF-R6, Triumph Street Triple 675), а на длинных абсолютно любой мощный спортивный аппарат.
Мотоцикл, пригодный для асфальтовых гонок, априори готов взорвать толпу эффектным управляемым заносом, но для более-менее профессиональных выступлений потребуется обязательная модернизация. Во-первых, дабы исключить паразитическое whellie (в этом месте стантрайдеры должны проронить скупую мужскую слезу), маятник мотоцикла удлиняется либо путём установки специальных проставок, либо методом полной замены на афтермаркетовые изделия из мира драг-рейсинга. Естественно, удлинение маятника тянет за собой удлинение цепи главной передачи (звёзды, как правило, к тому времени уже модернизированы). Длинный маятник придаёт мотоциклу стабильность и увеличивает колёсную базу, что позволяет вытягивать намного большие траектории заноса и уверенней контролировать занос с помощью переднего тормоза.
Ради сокращения издержек на ремонт, многочисленные пластиковые облицовки снимаются до лучших времён, а их место занимают защитные дуги и слайдеры. Задний тормозной контур, помимо единственного стандартного суппорта, получает дополнительный. Такой тюнинг неизбежно приводит к тому, что мотоцикл начинает своим внешним видом всё больше напоминать свирепого монстра, который прилетел захватить планету. Редко проект дрифт-байка обходится без кардинальной перекраски и переделки с использованием фрезерованного алюминия и карбона. Результирующая сила такова: при одном виде мотоцикла спортсмены радостно разминаются, готовясь к выступлению, девушки ищут пути подкатить к владельцу невиданного зверя, бабушки на лавочках крестятся, дети в колясках писаются половина от восторга, половина от страха.
Расходники и обслуживание
Самый главный расходный материал – покрышки (особенно задняя). Не от лучшей жизни для тренировок и выступлений резина выбирается по оптимальному соотношению цена/износостойкость. Как такового перечня рекомендуемых моделей не существует, в дело идёт всё, что подходит по типоразмеру. В среднем задней покрышки хватает на пару получасовых тренировок. За сезон средний райдер снашивает около 20 задних баллонов и два передних.
Выполнение
Можно подразделить стили исполнения на несколько классов. Первый – это обычный дрифт, контролируемый газом на стантбайках по коротким траекториям. Второй – выполнение скольжения на мотоцикле с длинным маятником по длинной траектории (как правило, на дорогах общего пользования или трассах для мотогонок).
Каждый стиль подразумевает наличие нескольких техник выполнения. На мотоциклах с коротким маятником управляемый занос инициируется без участия переднего тормоза. Весь процесс выглядит следующим образом: на первой передаче нужно задним тормозом заблокировать заднее колесо и начать заваливать мотоцикл, затем, значительно свесившись, под открытие газа поймать максимальный баланс между лоусайдом и хайсайдом и вывести двигатель в зону максимального крутящего момента. Далее развившийся занос корректируется газом и задним тормозом. Процесс первоначального обучения выглядит весьма эпично, жёсткие падения – обычное дело!
На мотоциклах с длинным маятником дрифт выполняется с применением бёрнаута – это пробуксовка заднего колеса с зажатым передним тормозом (элемент, который обязателен к освоению для начинающих спортсменов). В этом случае началом всегда является пробуксовка заднего колеса, для которой необходимо максимально загрузить перед и подтравливать передний тормоз. Мотоцикл постепенно начинает движение, выпуская клубы дыма (чем выше передача, тем больше скорость и эффектнее дым). Манипулируя газом и тормозом нужно стараться в максимальном наклоне зайти в поворот по выбранной траектории, не прерывая пробуксовку и балансируя на грани падения. В случае перебарщивания с углом справедливо контрруление. При Достижении определённого уровня мастерства можно инициировать занос минимальной блокировкой заднего колеса и затем уже входить в скольжение.
Опытные райдеры всегда во время выполнения управляемого заноса держат пальцы на рычаге сцепления (при этом сам рычаг намеренно укорачивается). Когда баланс между лоусайдом и хайсайдом выходит из-под контроля, именно вовремя выжатое сцепление поможет выпрямиться и избежать падения.
Особые требования предъявляются к тормозной системе мотоцикла, для того чтобы избежать частых перегревов, потребуется их вдумчивая модернизация с применением наиболее качественных комплектующих. Также один из секретов успеха – это правильная настройка подвески под параметры райдера, основной критерий – максимальный зацеп переднего колеса.
Площадка
Для оттачивания мастерства самой разумной идеей будет поиск подходящей безлюдной асфальтированной площадки. Она должна быть как можно больше, важна чистота и гладкость полотна. Идеально подходят участки трасс для автомотогонок. Помимо чисто дрифтерских трюков никто не отменял такие стантерайдерские элементы, под которые необходимо достаточное количество свободного пространства.
Безопасность
Травмоопасной можно считать любую спортивную дисциплину, за исключением шахмат и покера. Дрифтинг в этом плане в зоне риска. Спортсмен с одной стороны должен быть максимально возможно защищён, но при этом экипировка не должна сковывать движения. Мотодрифт – это вечная борьба с хайсайдом и лоусайдом, поэтому сложно найти единый рецепт защитных элементов, для небольших скоростей более предпочтительнее будет раздельная легкая экипировка, а для динамичного прохвата, конечно, лучше цельный комбинезон. Важно отметить, что в случае падения не стоит бороться за сохранность мотоцикла, лучше отпрыгнуть от него как можно дальше.
Заключение
Пускай и с весомым запозданием, но появляются в нашей стране мастера зрелищных видов мотоспорта, таких как стантрайдинг и дрифт. Никакой заслуги государства в этом нет и в помине, только энтузиазм, талант и стремление самих спортсменов. Под натиском суровой действительности и матёрых конкурентов россияне вынуждены учиться в разы быстрее – на момент написания статьи в Санкт-Петербурге полным ходом шла постройка ещё нескольких дрифтбайков, и это только начало...
< Большая работаСтиль жизни - Стантрайдинг >