Здесь вам не равнина

Здесь вам не равнина

Езда на снегоходе в горах

Текст: Николай Богомолов
Фото: Школа Skidooking

Езда на снегоходах по горам – мало с чем сравнимое удовольствие. При этом она требует особых навыков и знаний. Даже если ты много лет ездил по равнине, перед выездом в горы придётся учиться заново. «Мотоэксперт» побывал в снегоходной школе Skidooking, базирующейся в Хибинах, и подготовил серию материалов о том, как правильно и безопасно ездить по склонам. На первом уроке спасатель международного класса МЧС РФ Андрей Селянин, опытный инструктор и гид, много лет работающий в Хибинском горном массиве, рассказывает об экипировке, правилах езды в колонне и лавинной опасности.


Экипировка

Для снегоходной езды крайне желательно обзавестись специализированной экипировкой. Особенно это актуально в горах, где постоянно меняется погода, можно упасть на острые камни или зацепиться за ветви деревьев. Некоторые используют одежду для горных лыж или сноуборда, но та не настолько прочна и быстро изнашивается. К тому же на снегоходе намного выше скорости, так что нужна лучшая ветрозащита. Одежда не должна сидеть слишком плотно или слишком свободно, она не должна мешать активно ехать. Естественно, рекомендуется использовать мембранные ткани, которые не промокают и не продуваются, но при этом выводят пот. Поскольку при горной езде приходится активно перемещаться по подножкам, падать, а иногда даже кувыркаться вместе со снегоходом, обувь должна защищать не только от обморожения, но и от травм. Одна из самых неприятных ситуаций – попадание частей одежды в движущиеся детали, например, в гусеницу. Поэтому на снегоходной экипировке стараются делать минимум лямок и шнурков. Если они всё-таки есть, необходимо перед выездом их поглубже спрятать. Обязательно нужна защита спины и коленей, желательно – груди, опционально – плеч и локтей. В горах принято использовать кроссовые шлемы со специальными очками. Если очки запотели или забились снегом, их можно заменить запасными или просто сбросить. К тому же в таком шлеме легче дышать. Поскольку современные снегоходы оборудуются обогревом ручек, вовсе не обязательно надевать толстые перчатки, они могут быть достаточно лёгкими, чтобы не сковывать движения и лучше держать руль.

Езда в колонне

Движение в снегоходной колонне происходит примерно по тем же правилам, что и в мотоциклетной, с поправкой на особенности горной местности. Нужно внимательно следить за скоростью и дистанцией. Обгонять категорически не рекомендуется не только ради общего порядка, но и из-за того, что на обгоне можно напороться на припрятанную под снегом скалу или какое-нибудь ещё препятствие. Естественно, нужно постоянно контролировать едущего сзади. При движении колонной для экстренной связи обычно используют жесты. Ведущий показывает, каждый едущий следом повторяет, чтобы было видно всем остальным. Знаки простые и понятные, так что даже если кто-то их вдруг не знает или не помнит, вполне может догадаться, выполняются одной рукой, чтобы второй держать руль. Основной и самый универсальный знак, поднятая рука с открытой ладонью, привлекает внимание. За ним может последовать сброс скорости, остановка, преодоление сложного препятствия, так что нужно контролировать скорость и внимательно следить за действиями едущего перед тобой. Если руку поднимает едущий сзади, колонна останавливается. Большой палец вверх – всё в порядке, либо в качестве вопроса, либо в качестве ответа. Если палец опущен вниз – есть проблемы. Ещё один жест: большим пальцем по горлу или скрещенные предплечья – заглушить мотор.

Лавины

Как ни банально это для кого-то звучит, горная местность намного опаснее равнинной. И встречаются там опасности, о которых обычные снегоходчики могут даже не подозревать. Причём жизнь попавшего в беду человека может зависеть не только от него самого, но и от слаженности действий его спутников, которым придётся самостоятельно оказывать помощь в крайне сжатые сроки. Главная опасность – лавинная. Её достаточно сложно предугадать, особенно если нет многолетнего опыта, так что самый эффективный способ – воспользоваться услугами опытного гида. Он знает летнюю конфигурацию склона, может определить толщину и тип снега и подобрать безопасное место. Но и инструктор не даст стопроцентной гарантии.
Бывают случаи, когда лавины сходят неожиданно, небольшим слоем, но этого может быть достаточно, чтобы засыпать человека вместе со снегоходом. В такой ситуации главная задача – его очень быстро найти и извлечь. Для этого в горы берётся комплект спецоборудования. Во-первых, активный датчик с радиусом действия около 60 метров. Перед выходом на маршрут в него ставят свежие батарейки и включают. Когда человек оказывается под снегом, все остальные сначала пытаются выяснить место, где он находился, и представить путь волочения вниз. Потом включают все свои датчики в режим поиска (если кто-то этого не сделает, будет искаться и его сигнал) и под их писк широкой цепью идут по сошедшему снегу. При этом отключают мобильные телефоны, навигаторы, рации и прочие излучатели, которые могут создавать помехи. При приближении к объекту поисков датчики начинают издавать более частые звуки.


В момент максимального сближения, после которого сигнал ослабевает, из рюкзака достается следующий элемент антилавинного комплекта – раскладной щуп. Которым начинают с короткими промежутками по спирали с расхождением наружу протыкать снег. Благодаря специальному наконечнику щуп уходит достаточно глубоко и специфической обратной связью даёт понять, во что он упёрся – в камень, землю, снегоход или человека. Поле этого остаётся достать из рюкзака лопату и как можно быстрее выкопать пострадавшего, попутно готовясь к оказанию первой медицинской помощи. Если датчика нет, цепь людей идёт по склону вверх, чтобы меньше нагибаться. Расстояние между людьми – около 75 сантиметров, между проколами – такое же. Более тщательный поиск – с тремя проколами на один шаг, возле ног и между ними.


Если человек обнаружен на глубине больше метра, копать обычно начинают чуть ниже его местоположения, чтобы потом сбрасывать снег от щупа в выкопанную яму. В противном случае образуется большая гора снега, затрудняющая работу. Если в раскопках участвует несколько человек, двое кидают снег от щупа вниз, другие двое сбрасывают его ещё ниже. Лопата не втыкается в снег под тупым углом, а снимает его слоями, чтобы не нанести травм. Первым делом откапывается голова, и освобождаются дыхательные пути. Если остался кто-то свободный, достаёт аптечку и готовится оказать первую помощь, требуемую при удушье и множественных травмах, прямо в процессе выкапывания. Конечно, во избежание усугубления травм человека нельзя резко выдёргивать из снега. Естественно, такие вещи лучше тренировать. Например, перед выходом группы попросить кого-нибудь закопать рюкзак с датчиком и сообщить только примерное место, а остальным попробовать его найти. Уйдёт на это не больше получаса, зато в экстренной ситуации сделает действия намного более эффективными.


Что делать попавшему в лавину? Если снегоход заведён, нужно постараться от неё уехать, лучше наверх или в сторону возвышения, куда снег не дойдёт. Когда есть хотя бы минимальное подозрение, что тебя может достать лавиной, будь ты на ходу или на ногах, нужно сразу же, пока тебя не засыпало, открывать лавинный рюкзак. Во-первых, он удержит тело ближе к поверхности. Во-вторых, создаст вокруг головы пустое пространство с некоторым запасом воздуха. Воздух этот надо тратить как можно экономнее. Поэтому первым делом успокаиваемся и выравниваем дыхание, вторым – ищем поверхность, что не так просто, когда ты закопан в гигантском сугробе. Дедовский метод – пустить слюну, посмотреть, куда она потечёт, а потом пытаться аккуратно пробить дыру в противоположном направлении. Что сработает только при небольшой толщине снега. Если же его несколько метров, останется только пытаться не паниковать и ждать помощи.

Антилавинный рюкзак

Плотно прикрепляется к телу с помощью системы лямок. Состоит из багажного отдела и лавинной подушки, надуваемой баллоном сжатого воздуха или газа.

Лопата

Главный инструмент после снегохода. Держится не на снегоходе, а в рюкзаке, чтобы быть в постоянном доступе, используется для выкапывания застрявшего снегохода или попавшего в лавину человека. В ручке может располагаться простейшая пила и нож. Причём пила может пригодиться не только для пропиливания прохода в деревьях, но и вскрытия жёсткого верхнего слоя снега. Рекомендуется металлическая телескопическая лопата с Г-образной ручкой.

Активный лавинный датчик

Для попавшего в лавину служит передатчиком, обозначая его местоположение. Поисковая команда переключает свои датчики в режим приёмников и по длительности звукового сигнала определяет расстояние до закопанного. Вешается под куртку на ремнях, включается перед выходом на маршрут. В карманы не кладётся, поскольку лавина может сорвать одежду. Пассивные датчики, вшиваемые в куртки, фактически бесполезны, поскольку требуется дорогое поисковое снаряжение, которое имеется на ограниченном количестве крупных курортов. В России на настоящий момент таких систем всего две.

Лавинный зонд

Складной щуп предназначен для зондирования толщи снега. Представляет собой несколько трубочек, связанных тросиком и составляемых в единое целое. На него нанесена маркировка для определения глубины погружения. Алюминиевые зонды крепче, но на них после нескольких часов поиска налипает снег. Карбоновые – лёгкие, но хрупкие, при неаккуратном обращении ломаются. Длина зонда – от 2,5 до 3,5 метра, потому что на больших глубинах шансы на выживание очень малы, и в этом случае обычно вызываются спасатели со спецоборудованием.


< БайкерЛиния зрения >
26 Декабря 2013 09:41 Николай Богомолов