Радостная весть пришла в российский мотоспорт – наши кольцевики успешно осваиваются в гонках эндуранс. Уже распечатан шестой этап и, наконец, шестичасовой формат!
28 августа в рамках очередных трек-дней компанией Track Race Days были проведены первые в истории российского чемпионата шестичасовые гонки на выносливость. Или эндуранс, как их исторически называют. В календаре чемпионата TRD Endurance на текущий год это уже шестой этап, но первый именно в шестичасовом формате. Все предыдущие гонки отсекались на трёх-, четырёхчасовом интервале.
Эндуранс сугубо асфальтовая дисциплина, ничего общего с мотоциклами класса эндуро она не имеет. Данный формат состязаний для автомобилей зародился ещё в начале ХХ века как наглядное доказательство жизнеспособности техники с двигателями внутреннего сгорания. Мотоциклетный эндуранс окончательно сформировался сразу после Второй Мировой войны. Заезды проходят по закольцованному треку (как правило, трек для ШКМГ) с обязательными пит-стопами. Старт проводится не с грида, а от края трека. Гонщики выстраиваются в линию напротив своих мотоциклов, затем по команде перебегают трек, вскакивают в седло, заводят моторы и устремляются вперёд. За каждым мотоциклом закреплена команда гонщиков и обслуживающий персонал. Выигрывает команда, которая за отведённый отрезок времени проезжает наибольшее количество кругов. Самые известные гонки эндуранс для мотоциклов – 24 часа Ле-Мана, Bol d'Or, Suzuka 8 Hours, Thruxton 500.
Многочасовые гонки на выносливость – в высшей степени командное состязание тактиков, стратегов и технарей. Пилоты, сменяя друг друга, бьются за общий результат, а механики проводят многие часы в боксах, чтобы обеспечить пилотов и технику всем необходимым. Ни одна дисциплина так выигрышно не показывает потребительские качества той или иной техники. Мотоцикл, который в жесточайших условиях способен без поломок финишировать в многочасовом марафоне, автоматически всем всё доказал.
Сразу было понятно, что первая пробная шестичасовая гонка на MRW будет непростой, несмотря на отличную погоду. Особенно тяжело придётся пилотам. Лупить без оглядки на коротких спринтерских дистанциях совсем не то же, что выкатать марафонский забег длиною в шесть часов, в котором надо распределять силы и беречь технику.
Состав участников подобрался не то чтобы очень многочисленный и весьма разношёрстный. 19 команд поделились на два класса – в PRO заявилось пять команд и ещё 14 команд в 3 H . Класс 3 H с реальными гонками на выносливость имеет не так много общего. Это, скорее, эстафета. Каждый пилот команды выступает на собственном мотоцикле. Как следствие – почти полное упразднение пит-стопов. На всё про всё уходит пара десятков секунд. Следующий по очереди пилот стартует на свежем мотоцикле с полным баком. Единственная задача для механиков – оперативно перебросить транспондер хронометража с мотоцикла на мотоцикл. Класс PRO – полноценный эндуранс. Одна команда состоит из одного мотоцикла и трёх пилотов, которые сменяют друг друга. Сход мотоцикла с дистанции равен сходу всей команды. Пит-стоп в данном случае может занимать несколько минут, так как связан с дозаправкой и заменой расходников (если требуется).
Меньше чем через час после зрелищного страта (всё как полагается… беготня, толчея и веселье) пелотон был остановлен выехавшим на трассу автомобилем безопасности и пропущен сквозь пит-лейн. Всему виной инцидент на последнем левом повороте перед линией старта с взорвавшимся двигателем у мотоцикла из команды «Пьяные панды». Так получилось, что отошедший в мир иной силовой агрегат подпортил статистику одному из самых быстрых пилотов уик-энда Сергею Власову из команды Motorrika (класс 3 H ). Сергей ходом уткнулся в большое масляное пятно. Как результат – долгое скольжение по асфальту и вылет в гравий вместе с мотоциклом. Маршалы сработали оперативно. Потеря по времени составила не более 10 минут. Как только поломанный мотоцикл вернулся в боксы, на дистанцию в роли не лидера, а догоняющего вышел Дмитрий Белоусов. Мотоцикл Власова с применением всей возможной магии механики команды вернули в строй уже к следующей смене пилотов.
Лидерство в абсолютном зачёте перехватил боевой подготовленный для гонок на выносливость (бак с двумя горловинами, доработанный мотор и подвеска) Honda CBR 1000 RR Fireblade команды Forspeed . Расстановка сил поменялась лишь спустя час. Уехавший на пит-стоп «Файер» дал шанс команде «Байк Промоушн – спорт» самоутвердиться за счёт Максима Аверкина и Кирилла Кружкова. Как результат – законное второе место в абсолютном зачёте с отставанием в два круга и второе место в 3 H по итогам дня. После всех перипетий первое место в абсолюте и самый быстрый круг (1:38,979) у команды Motorrika. Сергей Власов, Дмитрий Белоусов и Олег Давыдов сообща вплотную приблизились к психологической отметке 200 кругов (696 км) за шесть часов. До рекорда не хватило всего одного круга. Ах, если бы не досадное падение…
Команда «Братаны Богданы», состоящая из братьев Антона и Константина Богдановичей, а также примкнувшего к ним Рената Тинчурина в ходе гонки столкнулась с рядом технических проблем. Дополнительный пит-стоп привёл к потере позиций. Спортивный азарт и умение мобилизоваться в сложной ситуации позволили «Братанам Богданам» не пасть духом и попутно подвинуть Multi Moto JR в абсолютной категории и в 3 H по итогам сезона с второго на третье место.
Команда Trinity могла бы получить приз как лучшие новички сезона-2016. По результатам шестичасовой гонки им удалось «попилить» на двоих первую ступень в 3 H с корифеями жанра командой «Байк Промоушн – спорт».
Выступающие на абсолютно стоковых мотоциклах BMW S 1000 RR быстрые улитки из «Улитка Racing Team» старались изо всех сил сохранить позиции в турнирной таблице. Техника не подвела, а переполненность энтузиазмом и волей к победе принесла свои плоды. Глеб Кольцов, Владимир Бурцев и Борис Ламин девятые в абсолюте по итогам дня, вторые в PRO по итогам дня с отрывом от Forspeed -2 всего в 30 секунд и, что особенно приятно, вторые в PRO по итогам сезона.
Гонка на Moscow Raceway заключительная в сезоне. Из 19 заявившихся в оба класса команд до финиша успешно добрались 15. Сразу после финиша оргкомитет подвёл заодно и итоги сезона. Motorrika в этом году только пробует свои силы в гонках эндуранс, поэтому в битве за чемпионство не участвует. Абсолютную категорию и категорию 3 H оккупировали опытнейшие гонщики из команды «Байк Промоушн – спорт». Кубок в PRO по праву принадлежит Александру Меньших, Евгению Мануйлову и Ивану Яркову из Forspeed . Парни готовили технику с прицелом на европейских размах и готовились сами. Трудовая победа!
По накалу страстей гонка для самих гонщиков получилась интересной и поучительной. Происходило всякое – падения не вовремя, технические проблемы и эффектные прорывы по турнирной таблице. Однако, в отношении зрителей весь экшн, можно сказать, прошёл мимо. На многотысячных трибунах не было никого, и это чертовски обидно. Во многом недобор по массовости происходящего компенсировала почти семейная обстановка на треке и действительно высокий эмоциональный накал среди гонщиков.