Вопреки гравитации

Вопреки гравитации

Текст: Николай Богомолов
Фото: Red Bull

В этом сезоне в Red Bull X-Fighters произошли большие перемены. Самые представительные соревнования по мотофристайлу в год своего 15-летнего юбилея претерпели ряд изменений. Если раньше турнир представлял собой серию шоу в разных городах планеты, то теперь программа ограничивается одним суперэтапом на крупнейшей испанской арене для боя быков Лас-Вентас, где в прошлые годы традиционно проходили только финалы. Зато сейчас здесь собрались практически все сильнейшие фристайлеры мира, в том числе несколько чемпионов прошлых лет: Левай Шервуд, Дани Торрес и, конечно, трёхкратный победитель X-Fighters Том Паже.

Подготовку арены Лас-Вентас пришлось проводить в сжатые сроки, чтобы уложиться в короткий промежуток между боями быков. Туда завезли 120 самосвалов грунта, который трансформировали в огромный холм с несколькими уклонами для приземления разных трюков. Сложное сооружение с причудливыми галереями, переходами и подсобными помещениями было задействовано практически полностью. Например, в закрытом парке попахивало. Можно было подумать, что у фристайлеров началась окопная болезнь. Но всё оказалось намного проще. На этой площадке перед корридой обычно собирались лошади, и ароматами их жизнедеятельности за много лет насквозь пропиталась как сама площадка, так и стены прилегающих домов.


Но в закрытом парке было столько интересного, что на аромат быстро переставали обращать внимание. Самое примечательное – мотоциклы. Самый интересный – у самого заслуженного. Yamaha YZ250R Тома Паже оказался настолько переработан, что места живого не осталось. Помимо обычных для этого спорта дополнительных ручек, тонкого сиденья и абразивных накладок, он ещё и максимально облегчен. Титанового крепежа и деталей из карбона, в том числе топливного бака, оказалось недостаточно. Чтобы избавиться от лишнего металла и веса, рассверлили практические все детали, которые можно облегчить без ущерба для безопасности: рычаги, тормозные диски, проставки колёс и даже топливный кран. В результате двухтактный кроссовый мотоцикл, в котором и так вроде бы нет ничего лишнего, стал легче ещё на 15 кг.


С другой стороны, хватало и вполне стандартных мотоциклов, в том числе четырёхтактных. Как сказали специалисты, облегчать их всё равно бесполезно. А штатные комплектующие вполне пригодны для фристайла. Даже подножки и рычаги, которые даже гонщики выходного дня меняют сразу же после покупки мотоцикла, у некоторых остались стандартные. Впрочем, несмотря на большой вес, четырёхтактники всё равно активно эксплуатируют. Они не такие вёрткие, зато стабильные и тяговитые. Кроме того, инжектор гарантированно работает во всех положениях мотоцикла. А карбюратор «двухтактника» при особо сложных переворотах может дать сбой, что чревато самыми разнообразными неприятностями.


А площадка прозрачно намекала, что перевороты на X-Fighters будут происходить во всех направлениях и измерениях. Площадка для корриды – сооружение не слишком большое по мотоциклетным меркам. Однако организаторы сумели рационально использовать каждый метр арены и прилегающих территорий. Например, для разгона использовали подтрибунные проходы. Это позволило даже разместить гигантскую 35-метровую рампу с пролётом практически через всё поле. А зону торможения для неё организовать с подъёмом на трибуну.


Другие рампы выглядели скромнее в плане пролёта, но не формы. Особенно потрясали квотерпайпы с вылетами, перпендикулярными земной поверхности. На них исполнялись короткие, но причудливо закрученные прыжки с боковыми вращениями. Особенно впечатлила своей загадочностью рампа, поставленная специально для Тома Паже. Наверху разместилась небольшая железная площадка с шарниром, предназначение которой не смог внятно объяснить даже видавший всякое легендарный Ронни Реннер. Сказал, что лучше дождаться квалификации и самим всё увидеть. Сам Ронни был приглашён на мероприятие в качестве судьи. А кроме него и других известных в мире фристайла личностей, в судейской зоне также расположился наш соотечественник Алексей Колесников.


Начались квалификационные выступления достаточно вяло. Хотя хороший результат даёт возможность получить более выгодные условия в основной части, прыгали без огня. Может, из-за скромной поддержки трибун, где собралось не слишком много зрителей. А может, просто без пиротехники, подсветки и прочих традиционных элементов фристайл-программы выступления воспринимались со стороны бледнее, чем обычно. Пока не выехал Джош Шихан. Он просто и буднично, без разогрева, криков и плясок, закрутил двойной бэкфлип, чем поверг коллег в лёгкое расстройство. Все ждали секретного оружия Паже. Но после разворота над мотоциклом француз, выигрывавший X-Fighters три раза подряд, не попал ногами на подножки, упал, с трудом поднялся и на мотоцикл не вернулся. Так что сюрприз остался на пятничную ночь. А закончил программу Клинтон Мур, сделавший гимнастическое сальто над летящим мотоциклом и получивший за это второе место.


Квалификация очень точно расставила участников по уровню. За исключением Паже, стартовавшего после падения с 11-го места, в предварительных заездах все показали примерно тот же результат.


А Паже, оправившийся от квалификационного падения, показал, каким образом он стал трёхкратным победителем испанского турнира. В принципе, его традиционных трюков хватило бы для победы. Но к ним он добавил нечто очень особенное, для чего и готовилась специальная рампа. Маленькая площадка на её верхушке под давлением переднего колеса провалилась, так что заднее отталкивалось уже под другим углом. В результате мотоцикл совершил вращение, которое непросто описать словами, с нырком вперёд, разворотом вокруг вертикальной оси и приземлением в приёмник с плоскостью, параллельной рампе. Назвали эту фигуру Front Flair, что даже не очень понятно, как перевести. Как потом признался Том, разучивал он её четыре месяца практически без остановки.


В итоге финал стал битвой Front Flair против двойного бэкфлипа. Исполнитель последнего, Джош Шихан, сделал свой главный трюк безукоризненно. Но не смог чисто приземлить куда менее экстремальный разворот. В результате он стал третьим, а второе место забрал Клинтон Мур, показавший чистую и уверенную программу, где он сам вращался больше, чем мотоцикл. А Паже показал всё, на что способен. И после Front Flair добил соперников причудливым бэкфлипом вбок, который не смог чисто приземлить, но и без того произвёл фантастическое впечатление. В итоге француз забрал все главные судейские оценки, выиграл всухую и установил абсолютный рекорд, четвёртый раз подряд стал победителем Red Bull X-Fighters. И есть ощущение, что не последний. Если, конечно, Том не уйдёт из фристайла, о чём он то ли в шутку, то ли всерьёз обмолвился после финиша.

< Motul stunt champПятый, юбилейный >
23 Августа 2016 21:33 Николай Богомолов