Motul Roof of Africa – одна из старейших и известнейших эндуро-гонок. Несмотря на отдалённость южноафриканского государства Лесото, здесь собирается элита мотоспорта со всего мира, а также более 400 любителей. «Мотоэксперт» своими глазами увидел, что такое экстремальное эндуро по-африкански.
Крупных международных гонок эндуро самого разного уровня сейчас проводится великое множество. Но Motul Roof of Africa – явление особенное. Она появилась, когда внедорожные мотогонки были распространены куда меньше и по формату серьёзно отличались от нынешних. Согласно легенде, в горном южноафриканском государстве Лесото строил шоссе инженер по имени Боб Филлипс. Однажды он пришёл в автоклуб Йоханнесбурга и рассказал, что знает, где найти худшие в мире дороги, которые идеально подходят для внедорожных гонок. В 1967 году прошли первые автомобильные соревнования, а в 1969 появился мотоциклетный зачёт. Изначально гонка представляла собой что-то вроде ралли-рейда, где мог передвигаться двухколёсный и четырёхколёсный транспорт. В начале XXI века интерес автомобилистов к ней угас, четырёхколёсный зачёт закрыли, и гонку совсем было собрались хоронить, как вдруг она собрала рекордное количество мотоциклистов.
Новый формат позволил сделать трассу более интересной и экстремальной. Сегодня Motul Roof of Africa – одна из самых престижных гонок эндуро в мире. Сюда съезжается элита внедорожного мотоспорта, хотя основной костяк составляют южноафриканские гонщики. Что неудивительно, поскольку с других континентов сюда добираться непросто. А с ЮАР королевство Лесото не просто граничит, а находится внутри. Это анклав примерно в шести часах езды от Йоханнесбурга. Чтобы туда попасть, требуется отдельная виза, которую, например, в России получить невозможно за неимением посольства. Нужно отправлять паспорт в Англию и ждать несколько месяцев. При определённом запасе времени и предварительной подготовке можно получить визу за один день в Претории, что я и сделал. А кое-кому пришлось пересекать границу контрабандой, в багажнике минивэна.
Впрочем, визит в Лесото того стоит. Название гонки «Крыша Африки» появилось не просто так. Страна возвышается над окрестностями на многочисленных горах высотой до 3 км. Поэтому здесь очень красиво и не очень жарко. Местные жители не слишком богаты, многие живут в круглых хижинах с крышами то ли из соломы, то ли из хвороста, но дружелюбно настроены. Для них гонка – это большой праздник, посмотреть на который собирается всё население. Эндуро – не самая зрелищная дисциплина мотоспорта. Всё самое интересное обычно происходит где-то далеко, куда не всякий зритель доберётся. При этом организаторы коммерческих гонок крайне заинтересованы в максимальном количестве болельщиков. Поэтому пытаются их привлечь, кто во что горазд. Самая простая и распространённая приманка для публики – городской пролог.
Организаторы Motul Roof of Africa особо мудрить не стали, обошлись без серьёзной полосы препятствий и тому подобного. По городу просто проложили небольшой кольцевой маршрут и запустили по нему участников, кто быстрее. Естественно, получилось не так, как на острове Мэн: эндуро на внедорожных покрышках, с закороченными передачами, многие двухтактные – мотоциклы не для быстрой езды по асфальту. Но время городской гонки идёт в общий зачёт соревнований, поэтому ехать её старались не слишком медленно, но и не очень быстро, чтобы не спалить мотор. Главный фаворит, Грэм Джарвис, доехал 17-м, чему нисколько не огорчился. После городской гонки мотоциклы выдвинулись в сторону настоящего бездорожья. Не своим ходом: в отличие от многих гонок, в Roof of Africa гонщикам разрешено перемещаться между спецучастками не в формате лиазона, а в техничках.
Первый день можно назвать полубоевым: по его итогам определяется порядок старта, время идёт в общий зачёт, но настоящей борьбы пока нет. Все стартуют, как хотят, можно раньше, можно позднее. Некоторые выезжают парами, чтобы в случае чего воспользоваться помощью друга и помочь самому. Лидеры не торопятся: намного проще ехать по накатанной траектории, ради этого даже можно смириться с необходимостью обгонов в крайне ограниченном пространстве. Так что они стартуют ближе к середине и преодолевают маршрут около 50 км за полтора часа. А у любителей время может быть вдвое больше. Ложиться костьми на трассе не обязательно. Периодически она пересекается с дорогами общего пользования. Если стало совсем тяжело, или мотоцикл частично сломан, но сохранил способность передвигаться, можно дотянуть до асфальта, а там уже не пропадёшь. Также организованы сервисные зоны, где производится дозаправка, необходимое обслуживание и ремонт. Быстрые гонщики проходят пит-стопы с минимальными задержками. Любители, которым важно не столько финишное время и итоговое место, сколько сам факт прохождения, могут снять шлем и некоторое время передохнуть, умыться, попить воды, прилечь в шезлонге. Так что для многих «Крыша Африки» едет не спеша.
Едут в основном на «двухтактниках», которые считаются идеальным вариантом за счёт малого веса и своеобразных характеристик мотора. В первую очередь КТМ, хорошо представлена Husqvarna . На удивление много «Ямах». Японский производитель по-прежнему выпускает для некоторых рынков, в том числе южноафриканского, двухтактные мотоциклы, которые пользуются хорошим спросом. Также выступает много четырёхтактных Yamaha , в основном 250 см3. Причём один из мотоциклов в итоге пришёл вскоре после лидеров на пятом итоговом месте. Вообще, производитель закрепился на местном рынке очень серьёзно. В Йоханнесбурге он построил Yamaha World , демонстрационный салон со всей своей продукцией, от мотоциклов и лодок до музыкальных инструментов. А на Motul Roof of Africa поставил огромный тент, где гонщики на Yamaha получали квалифицированную помощь от фирменных механиков. Motul Roof of Africa – это не только сложные препятствия, но и ориентирование. Местами трасса размечена, но по большей части приходится искать дорогу своими силами.
Городить историю с роудбуками не стали, по-простому пользуются GPS . Обычно на мотоцикле стоит два навигатора, один показывает большой кусок карты, чтобы продумывать движение на насколько шагов вперёд, другой, с максимальным приближением, помогает ориентироваться в сложных изгибах тропинок в радиусе десятков метров от текущего положения. Идти правильной дорогой важно не только чтобы не заблудиться. Вечером судьи выгружают треки всех участников к себе в компьютер, и в случае выхода за коридор следуют штрафные санкции. Если в первый день все шли одной дорогой, в пятницу трасса растрои́лась. Элиту пустили по золотой линии, середняков – по серебряной, любителей – по бронзовой. Впрочем, даже самый лёгкий вариант совсем непрост для прохождения, и многим, чтобы проапгрейдить свой уровень до серебра, приходится тренироваться и соревноваться много лет. Лесото – горная страна, и перепад высот по ходу гонки колеблется очень сильно, от полутора до трёх километров над уровнем моря. Все эти перепады, естественно, проезжаются не по асфальту, а по серьёзным горным склонам. Хорошо, если они крутые, но при этом земляные. Потому что часто крутизна усугубляется нагромождением острых камней самого разного размера.
А профессионалам ещё добавляют скалы с отрицательным наклоном и тому подобные радости. Количество тех, кто может быстро ехать по такому рельефу, серьёзно ограничено. Трёхкратный победитель Roof of Africa и многократный всего на свете, Грэм Джарвис, закончил второй день практически одновременно с испанцем Альфредо Гомесом. Дальше наступила пауза в несколько минут, после которой финишировали оставшиеся гонщики из первой пятёрки. А затем комментатор сообщил зрителям, что они могут пойти прогуляться, следующие финишеры ожидаются очень нескоро. Финальный день сложился похожим образом. Весь этап Гомес шёл по пятам за Джарвисом с той же скоростью и отрывом меньше минуты. Казалось, это его стратегия: максимально возможное время находиться немного сзади, не отвлекаться на навигацию, действовать на нервы, а когда придёт нужный момент, атаковать. Но с соперниками уровня Джарвиса это работает не всегда. Англичанин ехал в таком темпе, что испанцу сложно было даже держаться в поле зрения, не говоря уже про атаки. В результате примерно с тем же промежутком, что ехали всю дорогу, они и финишировали. Во второй группе тоже обошлось без обгонов под финишным створом. Там паровозом ехали сразу четыре человека, но на узкой дорожке в пыли никто никого и не обогнал.
Не просто гонка
Motul Roof of Africa – не просто гонка, это ещё и место сбора туристов из окрестных регионов, в основном, из ЮАР. В Южной Африке вообще серьёзно развиты все виды внедорожной мотоактивности, а большие эндуро пользуются особым спросом, поскольку наилучшим образом подходят для длительного перемещения по дорогам разной степени разбитости и сухому оффроаду. В окрестностях трассы Motul Roof of Africa наблюдаются многочисленные группы мотоболельщиков. Есть мелкие разношёрстные группы, есть крупные и хорошо организованные монобрендовые на BMW , Yamaha , Husqvarna . Мне повезло три дня поездить с большим клубом владельцев КТМ. RAD ( Ride , Adventure , Dirt ) – дилер австрийских мотоциклов, который не только торгует «железом», но и устраивает для клиентов внедорожные туры. Поездка на Motul Roof of Africa особенная, поэтому компания собралась внушительная, около 20 мотоциклов. Кто-то поехал своим ходом, основную массу в Йоханнесбурге погрузили в прицепы и фургоны. Организация – на высшем уровне.
Техника обслужена, тюнингована, оклеена клубной символикой, у всех именные джерси, пошитые к этому туру. Красиво, аккуратно, единообразно и не забываешь, кого как зовут. Мотоциклы – в основном 690 Enduro , но попадаются и двухцилиндровые разных лет выпуска и кубатуры. У нас принято считать, что это мотоциклы скорее для плохих дорог, чем для бездорожья, так что я настроился на лёгкую езду по ровным грунтовкам. Поначалу так и было, но потом грунтовка упёрлась в крутой стометровый спуск с несколькими поворотами. Который в довершение оказался засыпан камнями средней величины со шлем. Я бы там поостерёгся ехать даже на спортивном эндуро, но нам сказали, что надо. Практически все прилегли на бок, кое-кто из числа замыкающих не поехал и сбежал на асфальт. Дезертиру потом многие позавидовали, потому что дорога постепенно стала напоминать эндурный ДОП. С той небольшой разницей, что ехать надо было не на лёгкой спецтехнике, а на бегемотах с зеркалами и поворотниками весом около 200 кг. Тем не менее, пусть с падениями и подталкиванием, все проехали через места, на которые даже смотреть было страшно. А лично я много нового узнал о потенциале больших эндуро, хотя и раньше ездил на них немало. Зато ты можешь попасть в места, куда другим способом добраться проблематично. Машина не проедет, пешком идти далеко, спортивный мотоцикл недостаточно автономен, грузоподъёмен и утомит на длинных асфальтовых перегонах.
В горных далях прячутся гигантские скалы причудливой формы, каньоны, полупервобытные деревни. И в таком катании удовлетворение от преодоления сложного рельефа сочетается с радостью познания мира, каким ты его не видел раньше. И на трассу Motul Roof of Africa можно посмотреть с точек, куда разве что на вертолёте можно долететь. Бытует мнение, что местные жители в Южной Африке не слишком дружелюбны. На самом деле к мотоциклистам тут относятся намного лучше, чем в российской глубинке. Наши эндуристы со стажем могут рассказать массу историй, как на них спускали собак или подкладывали палки с гвоздями. Африканцы нисколько не переживают насчёт пыли, шума, колей и других сопутствующих эндуро явлений, за которые в России по тебе выстрелят из дробовика, а в Европе посадят в тюрьму. У них обычный транспорт – осёл, лошадь или телега, запряженная крупным рогатым скотом. А приезд группы мотоциклистов – большой праздник. А если помахать рукой или проехать на заднем колесе, радость будет вообще безграничной. Пешком тоже можно гулять спокойно, самое страшное, с чем можно столкнуться – местная шпана ненавязчиво попытается продать какие-то кристаллы под видом бриллиантов.
За помощь в организации поездки благодарим российское представительство Motul .