Для многих мотоциклетных марок производство двухколёсной техники было не основным родом деятельности. Так было и в случае с семьёй Innocenti, открывшей в 1922 году в Риме фабрику по производству бесшовных стальных труб.
В 1931 году компания переехала в Милан в новые просторные цеха, профиль производства остался прежним, количество занятых в производстве рабочих доходило до 6000 человек. Естественно, крупный завод, производящий такую продукцию, не мог не остаться без военных заказов, и как следствие этого факта – практически полностью уничтоженное в бомбардировках производство. Легенда гласит, что Фердинандо Инноченти, основатель компании, обозревая руины, увидел своё будущее в производстве дешёвого личного транспорта. Ставка была сделана на скутер, который, обладая более низкой по сравнению с мотоциклом ценой, мог вдобавок позволить остаться если и не сухим, так по крайней мере чистым даже при езде в дождь.
Концепция была взята у американского скутера Cushman, в изобилии ввезённого в Италию американскими подразделениями во время боевых действий в Альпах. Это страшненькое, но крайне утилитарное транспортное средство хорошо зарекомендовало себя не только на асфальтированных дорогах, но также и на козьих тропах доломитовых гор.
Фердинандо доверил проектирование первого скутера авиационному инженеру генералу Коррадино Д’Аскано, создателю первого вертолёта марки Agusta. Техническое задание было сформулировано так: создать простое, практичное и доступное транспортное средство, пригодное как для мужчин, так и для женщин, способное перевозить водителя и пассажира при высоком уровне защиты от непогоды. Д’Аскано не любил мотоциклы и, получив карт-бланш, создал уникальную конструкцию, определившую вектор развития скутерной ветви мотоциклостроения на многие годы вперёд. Переключатель коробки передач был совмещён с левой рукояткой руля, двигатель и задний маятник представляли собой единое целое, напрямую к двигателю крепилось заднее колесо. Отсутствие требующей регулярной смазки цепи привода заднего колеса не только делало конструкцию менее требовательной к обслуживанию, но и позволяло оставаться скутеру аккуратным и чистым. Перед водителем располагался широкий щит, защищающий от непогоды. Ноги располагались не по бокам корпуса, как у мотоцикла, а стояли рядом на широком полике, что не только роднило позу за рулём с позой на стуле, но и позволяло ездить за рулём девушкам в юбках. Оба колеса имели консольное крепление, что упрощало их замену, а передняя подвеска очень напоминала по конструкции шасси самолёта, тут явно прорвались наружу проверенные на практике наработки авиационного инженера.
При выборе структуры и материала рамы возникло разногласие между конструктором и владельцем производства. Фердинандо настаивал на раме из бесшовных труб, производством которых продолжал заниматься, а Д’Аскано упорно хотел использовать пространственный монокок. В результате инженер покинул Innocenti и в 1946 году перешёл работать к Энрико Пьяджио, уже работавшему в тот момент над скутером Vespa.
К серийному производству первые «Ламбретты» подготовили другие два инженера, тоже специализировавшиеся ранее на авиационной технике: Цезаре Паллавицино, ответственный за шасси и дизайн, и двигателист Пьер Луиджи Торре. Для новых скутеров была выбрана новая торговая марка – Lambretta – это слово образовано от имени реки Ламбро, на берегу которой стояла Миланская фабрика. Производство первых скутеров Model A началось в 1947 году.
Первые скутера были одноместными в базовой комплектации. За сиденьем водителя могли быть за доплату установлены либо сиденье для пассажира, либо грузовой багажник. Щит перед коленями водителя изначально был просто штампованным листом из металла, позднее его стали делать объёмными двухслойным с багажной ёмкостью между «слоями».
Первые выпущенные скутера сейчас бы назвали «скелетонами». У них не было как таковых боковин корпуса, под сиденьем находились большая багажная ёмкость и бензобак, а заднее колесо имело отдельное крыло. Постепенно «по мере роста благосостояния трудящихся» менялся и внешний вид «Ламбретт». Они приобрели боковины, сделавшие их формы приятными глазу, вместо двух раздельных сидений появился единый «диван». Двигатели оставались двухтактными, объёмом от 125 до 200 см3. В середине 60-х, когда стало понятно, что кризис мотоциклетной промышленности не за горами,
Инноченти выбирает два противоположных пути для того, чтобы остаться на плаву – выпуск дешёвого 48-кубового мотовелосипеда Lambrettino 48 и начало производства автомобилей. Мотовелосипеды не оправдали возложенных на них надежд, а вот автомобили оказались востребованы рынком. Именно они помогли продлить агонию скутерного подразделение на целых четыре года после наступления чёрных времён для европейских мотопроизводителей в 1968 году. Кстати, именно модели 1967 года считаются наиболее красивыми в истории марки.
В конце 60-х была запущена новая бюджетная серия серия Lui/Vega/Cometa с 50-кубовыми моторами и уменьшенными облицовками, чей лаконичный дизайн перекликался с первыми «Ламбреттами» серии А-В-С. Модель пользовалась неплохим спросом за счёт неожиданно хорошей проходимости вне дорог. Деревенским жителям, даже европейским, такое качество пришлось по душе.
Растущая популярность автомобилей, договоры, подписанные с Британской BLMC (British Leyland Motor Corporation), регламентирующие объёмы выпуска Innocenti Mini – итальянской версии Mini Cooper, падение спроса на двухколёсную технику и серия забастовок привели руководство компании к решению закрыть производство скутеров. В 1972 году конвейер остановился, позже вся конструкторская документация, оборудование и права на торговую марку были проданы в Индию компании Scooters India Ltd. (SIL). В индии производились Lambretta серий GP и DL. Объёмы производства от вполне солидных 35000 единиц в год в 1980 постепенно упали до 4500 в 1987. Экспорт в Европу был минимальным – локализация производства в Индии серьёзно повлияла на качество продукции, и аппараты получались технически проблемными.
В 2010 году была предпринята попытка возродить марку. В этом году в младший класс MotoGP 125 была заявлена команда Lambretta, а со следующего 2011 года модель LN125 начали выпускать на Тайване на заводе SYM. Металлические панели корпуса изготавливаются и окрашиваются в Италии, затем отправляются в Азию. Одноцилиндровый мотор SYM неплохо вписался в ретро-лук скутера, и выглядит аппарат неплохо, но на этом волшебство по сути заканчивается – технически ничего общего с классическими «Ламбреттами» он не имеет – это просто симпатичный современный скутер с металлическими боковинами и громким именем на шильдике.
Под маркой Innocenti с итальянского, а затем и с бразильского конвейера с 1960 до 1997 года сходили автомобили. Это были не собственные разработки, а лицензионные копии Austin, Yugo и Fiat. Иногда в них вносились изменения по сравнению с оригиналом, к примеру, на Innocenti Mini, основанную на BMC ADO15, ставился кузов, переработанный ателье Bertone, а чуть позже на него начали устанавливать турбированный двигатель Daihatsu. Завод в Италии работал до 1992 года, бразильский проработал чуть дольше – до 1996. Затем, после ликвидации складских остатков в 1997 году, торговая марка Innocenti больше не использовалась.
В 2008 году итальянская компания Maggiora S.R.L. выкупила у Fiat права на торговую марку Innocenti, но не для производства автомобилей, а для скутеров компании. В штаб-квартире, расположенной в пригороде Турина, находится дизайн-центр и отдел продаж, а производятся скутера в континентальном Китае при постоянном контроле соблюдения технологии производства и качества продукции итальянскими инженерами. Так при гуманных азиатских ценах удаётся поддерживать высокое качество по-европейски выглядящей продукции. Удачный пример межнациональной кооперации. Приятно, что дизайнерам удалось не поддаться соблазну копирования старых моделей Innocenti-Lambretta, а начать творить «с чистого листа», не имея стилистических ограничений.
В планах компании на будущее выпуск скутера с 200-кубовым инжекторным четырёхклапанным мотором, это должно произойти летом-2014. А вот дойдёт ли до производства 500-кубовый макси-скутер, разработка которого давно ведётся, пока не ясно – рынок «максиков» сейчас переживает не самые лучшие времена.
С 2014 года марка Innocenti представлена в России – появился её эксклюзивный дистрибутор, компания «Мото-италия» (www.мото-италия.рф).
Моды – молодёжное движение в Великобритании конца 50-х – начала 60-х годов века. В начале 60х годов – во времена расцвета славы The Beatles – на улицах можно было встретить молодых людей, одетых «с иголочки», как правило в итальянские костюмы, разъезжающих на мотороллерах. Они называли себя «моды». В результате экономического бума, случившегося в Англии в послевоенное время, у этих молодых людей появились на руках деньги, которые надо было на что-то тратить. И тратили они их на себя – одежда, музыка, книги. У модов был типично английский девиз по жизни – «умеренность и аккуратность». Что касается стиля – это были аккуратные прически, нормированная ширина брюк, узкие воротнички рубашек, галстуки-шнурки. Но это было только внешне. Их настроение можно охарактеризовать словом «одержимость». Так уж получилось, что средством транспорта моды выбрали скутера, а итальянские Lambretta и Vespa тогда были лучшими. Так итальянские скутера стали символом движения, до сих пор вызывая ассоциации с давно умершей субкультурой. Характеристики мощности или управляемости были не так важны для модов, в цене был яркий и индивидуальный внешний вид скутера. Поэтому основными направлениями тюнинга были яркая нестандартная окраска корпуса и обилие навесных элементов: хромированных багажников, дополнительных фар и множества зеркал заднего вида.
< Михаил Гецов: «Чтобы продавать мотоциклы, нужно на них ездить»Мотострелки >