На муромской земле

На муромской земле

Владимир – Судогда – Муромцево – Муром – Гороховец – Ковров – Владимир

Текст и фото: Михаил Пимус

Зачастую, отправляясь в небольшое путешествие, хочется обрести некоторую долю уединения в дали от шумных перенаселённых городов, сконцентрироваться на приятных эмоциях, открыть для себя новые места, полюбоваться пейзажами и памятниками архитектуры.


Для того, чтобы заполучить всё вышеуказанное жителю Москвы или области, необходимо уехать хотя бы на расстояние 150–200 км. И только тогда шумная суета сменится спокойным движением, а индустриальные пейзажи живописными видами. Наш сегодняшний маршрут по Владимирской области вполне реально проехать за один день, но в таком случае об отдыхе можно забыть, домой вернётесь выжатым как лимон. Примерный план двухдневной поездки такой. В первый день нужно выехать пораньше, чтобы к полудню быть во Владимире. Не задерживаясь в городе, сразу отправляемся в Муром через Судогду. Во второй половине дня осматриваем Гороховец и Ковров. Затем отправляемся на ночлег, чтобы во второй день доосмотреть Ковров с Владимиром и вернуться домой.

  

Со стороны Москвы единственный верный способ попасть в административный центр Владимирской области – это проехать 172 км по Горьковскому шоссе в направлении Нижнего Новгорода. Качество дорожного полотна на этом участке среднее, имеется существенная колейность и почти регулярные пробки. Во Владимир въезжаем по проспекту Ленина и, никуда не сворачивая, двигаемся в направлении Судогдского шоссе (Р72). Для этого необходимо на светофоре в районе улицы Гагарина повернуть по стрелке налево, затем сразу же направо. Все попутные достопримечательности лишь запоминаем, чтобы вернуться к ним во второй день путешествия. По шоссе Р72 двигаемся около 40 км, после чего на одном из двух возможных ответвлений въезжаем в Судогду. Городок небольшой, максимальное представление можно получить, проехавшись насквозь по улице Чапаева. 

Нас более всего интересует усадьба Храповицкого в Муромцево. Когда дорога уйдёт слегка влево, необходимо свернуть направо на улицу Будённого и затем постоянно двигаться прямо до У-образного перекрёстка. Его проезжаем прямо с главной на второстепенную грунтовку, которая и приведёт к цели. Усадьба представляет собой один из самых выдающихся произведений русского зодчества и архитектуры. Постройки в стиле средневековых замков окружены остатками паркового ансамбля. Как это часто бывает, бесценный памятник архитектуры, который мог приносить неплохие деньги в казну, разрушен до состояния малопривлекательных руин. Местные жители без всякого смущения превратили оставшиеся строения в большую мусорку. Внутрь заходить я бы не советовал, но одним глазком взглянуть стоит.

После осмотра выезжаем обратно в Судогду, поворачиваем направо и возвращаемся на Р72. Следующие 86 км пути до Мурома живописная дорога с обилием поворотов будет петлять между лесов, полей и деревень. Обратите внимание, как бережно сохраняются деревянные домики вдоль дороги. Сам город насыщен православными святынями всех мастей. Большую плотность церквей и монастырей на единицу площади можно встретить лишь в соседнем Суздале. Чтобы осмотреть все достопримечательности, вам понадобится никак не меньше часа. Въезжая в Муром по Владимирскому шоссе, проезжаем до Московской улицы, поворачиваем сначала направо, потом на улицу Воровского и затем налево на Первомайскую улицу. Таким образом, мы оказываемся около парка имени В. И. Ленина. Чуть левее от главного входа вглубь уходит небольшой проезд, по которому удобно подъехать к памятнику Илье Муромцу и набережной. Отсюда открывается хороший вид на город и становится понятно, что все монастыри расположены вдоль воды. Ближайший Спасо-Преображенский монастырь (одно из самых древних сооружений на муромской земле) находится на другом конце набережной. Внутри вы найдёте множество церквей и храмов, ухоженные цветники и замечательные виды на Оку. В местной пекарне продают очень вкусный хлеб и булки. 

После ознакомительной прогулки выезжаем в сторону площади Крестьянина, неподалёку от которой расположены сразу два монастыря – Свято-Троицкий и Благовещенский, а также памятник святым Петру и Февронии. Город изобилует различными музеями, которые при желании можно посетить. Экскурсия по Мурому была бы не полной без встречи с современной достопримечательностью – мостом через Оку. Большой вантовый мост длиной 1393 м и шириной 15 метров заменил собой понтонную переправу, которая была уже не в силах справиться с возросшим автопарком городских жителей. Рекомендую потратить пару минут, чтобы прокатиться и оценить всё своими глазами. Мост находится у выезда из города на сопряжении трасс Р72, Р125 и Р76. Такой объём знаковых исторических мест и архитектурных памятников за один раз трудно полноценно осилить. Муром относится к тем городам, в которые хочется вернуться ещё раз.

Следующая точка на нашем пути – уездный город Гороховец, расположившийся на правом берегу реки Клязьмы. Из Мурома удобнее всего добираться по Р76. Дорога весьма приличного качества, очень живописная с практически полным отсутствием какого-либо движения. Проехав 80 км, на пересечении с Горьковским шоссе поворачиваем направо на Гороховец. Через 12 км на светофоре поворачиваем налево по указателю на горнолыжный комплекс и проезжаем по улице Ленина практически до набережной. Город живёт своей тихой размеренной жизнью. Здесь в изобилии сохранились каменные двухэтажные купеческие дома второй половины XVII века, несколько монастырей, Казанская церковь и деревянные постройки в стиле модерн. По улице Горького удобно проехать весь город насквозь, хорошенько осмотреться и двинутся в обратном направлении в сторону Владимира.

Для тех, у кого к тому времени останутся силы для подвигов, рекомендую прохватить по второстепенной дороге, соединяющей посёлок Симонцево и Ковров. На протяжении 44 км вас ждёт бесчисленное количество поворотов и неплохой асфальт, настоящая трасса Tale of dragon в миниатюре. Окрестные мотоциклисты очень любят здесь испытывать себя и свою технику. Если возможности на исходе и усталость начинает накрывать, устремляемся прямиком до посёлка Сенинские Дворики, поворачиваем на Ковров. Город был некогда одним из российских центров мотоактивности. Завод имени В. А. Дегтярёва при Советском Союзе и долгое время после его распада помимо оружия выпускал по тем временам относительно конкурентоспособную мототехнику («ЗИД 175 Сова», «ЗИД 200 Курьер», «Восход», «ЗИД 50 Пилот» и многие другие). Для тех, кто не понаслышке знает о существовании ковровских мотоциклов, стоит заехать в город погостить хотя бы ради того, чтобы побывать у стен завода. И пускай былое величие в прошлом, а на те мотоциклы, которые выпускаются сейчас смотреть совсем не хочется, но время от времени на глаза попадаются видавшие виды «Восходы» и мопеды «Зид-50», в местных газетах и журналах проскакивают статьи на мотоциклетную тематику, а на стадионе регулярно проходят соревнования по мотоболу. Сам по себе город достаточно уютный, с живописной природой на окраинах и приветливыми людьми. В списке достопримечательностей центральный парк, историко-мемориальный музей, расположенный в старинном здании земской управы, несколько соборов и церквей. На радость туристов функционирует достаточное количество гостиниц и сеть пиццерий (кормят вкусно и недорого, проверено). Здесь будет удобно устроиться на ночлег, чтобы на следующее утро продолжить поездку. Чтобы два раза не ездить по одной дороге и получить больше впечатлений, рекомендую выезжать из Коврова по трассе Р71 в направлении Камешково. Дорога выведет снова на Горьковское шоссе в непосредственной близости от Боголюбово.

Финальный аккорд поездки – посещение Владимира. Список всех памятных и интересных мест выходит за рамки данной статьи. По-хорошему, на полный осмотр нужно выделять отдельный день и перемещаться пешком. Сконцентрируемся на основных достопримечательностях. Ровно в центре расположен исторический символ города – Золотые ворота, которые когда-то играли оборонительную роль, ныне внутри действует музей. Немного раньше ворот (если двигаться в сторону Москвы) раскинулась Соборная площадь, на территории которой расположен комплекс построек различного времени во главе с величественным Успенским собором. Сюда удобнее всего подъехать по Клязьменской улице. Тут же с высоты Пушкинского парка открывается великолепный вид на окрестности, среди которых в низине можно заметить юннатский сад. Последний рубеж на пути к Москве – Михаило-Архангельская церковь. Она относится к наиболее поздним постройкам и заслуженно считается одной из самых красивых церквей Владимира. На данном этапе обязательная программа нашего маршрута заканчивается, со спокойной душой можно возвращаться домой. Поездка получилась насыщенной, поучительной и в то же время благоприятствующей к расслаблению и отдыху. Уверен, по истечении более чем 400 км пути у вас всенепременно возникнет масса идей новых путешествий и обязательное желание вернуться в эти края ещё раз.

Маршрут подготовлен совместно с «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс», www.yamaha-motor.ru, трек доступен на сайте компании.
При подготовке материала использован навигатор Garmin Montana 650, предоставленный компанией «Навиком», тел. (495) 786-65-06, www.garmin.ru


< Байкеры Как снимать мотоцикл телефоном >
29 Августа 2013 12:00 Михаил Пимус