Мотомногодневка под девизом «Вместе – мы сила!», посвящённая десятой годовщине образования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), стала одним из интереснейших событий сезона-2013. Участники проехали свыше 10000 километров через Минск, Москву, Пензу, Оренбург, Астану, Бишкек и финишировали в таджикской столице.
Несмотря на распад СССР и возникновение независимых государств вокруг России, мы до сих пор ощущаем себя единым целым когда-то огромной и могущественной империи. Нас разделили, или мы разделились, но всё равно чувствуем себя родными, как бы ни пугали нас острым национальным вопросом и разницей религий. Да, возникли барьеры, разногласия и границы, но желание к общению, интеграции и защите всё равно осталось. Мотоциклисты Александр Бордюжа, Александр Косарев и Алексей Наздратенко давно вынашивали идею большой, можно сказать, идейно объединяющей поездки по бывшим нашим азиатским республикам. На одном из организаторских этапов идею услышали и с радостью поддержали в ОДКБ. Благо, на носу был юбилей, и подобное мероприятие стало бы лучшим способом популяризации концепции этой силовой организации. Изначально ребята собирались ехать на своих мотоциклах, но на последнем подготовительном этапе проект получил ещё одного серьёзного спонсора в лице белорусского мотопроизводителя M 1 NSK . Всё складывалось как никогда интересно, если не сказать интригующе: участники собирались ехать на «наших», а не иностранных мотоциклах, к тому же на новой, ещё не известной модели. Таким образом парни ещё могли провести серьёзные тестовые испытания техники в реальных дорожных условиях. Так что на старт многодневки, которая получила название «Вместе – мы сила!», вышло трое участников на трёх мотоциклах M1NSK TRX 300 класса тур-эндуро. Вместе с ними в пробег отправилась съёмочная группа и техничка ОАО «Мотовело».
Брест
Предстояло проехать по странам-участникам ОДКБ – Белоруссии, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении. За день одометры мотоциклов в среднем должны были накручивать до 500 км. Маршрут мог поменяться и, как потом оказалось, это случилось, но вначале всё проходило по чётко распланированному сценарию. Мотоциклы стартовали из Бреста, где участники возложили корзины с цветами к Вечному огню и почтили память погибших минутой молчания. Слоган мотопробега «Вместе – мы сила!» стал одновременно и девизом, идеей, положенной в основу создания ОДКБ. Это особо подчеркнул во время митинга, состоявшегося в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа: «Логика событий последних лет ещё раз свидетельствует, что только коллективными усилиями можно защитить национальные интересы, обеспечить суверенитет и безопасность государств. Только подставив друг другу плечо, мы можем выстоять в этой непростой ситуации, которая складывается в мире. Брест – это наш форпост на западном направлении, а Брестская крепость – символ славы нашего оружия и боевого братства. Поэтому неслучайно мотопробег стартует именно здесь».
Не смогли обойти вниманием участники пробега один из белорусских символов – монументального зубра в Брестской области. Среди местных водителей ходит поверье, будто бы, проехав мимо огромного зубра, обретёшь удачу в дороге.
Минск
У монумента Победы в Минске были возложены цветы, после чего три M1NSK TRX 300 и команда техподдержки отправились в комплекс «Линия Сталина», где в 30-х годах прошлого века были возведены оборонительные сооружения. Ребята пообщались с мотоциклистами из Эстонии, случайно оказавшимися на месте, после чего директор фонда «Память Афгана» Александр Метла организовал для участников мотопробега увлекательную экскурсию. Программа в столице Белоруссии для участников мотопробега оказалась весьма насыщенной. Естественно, пришлось заехать с экскурсией на Минский мотовелозавод, а там путешественников ждал сам президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Такой высокий уровень поддержки говорил о важности и значении всего мероприятия. Президент общался с мотоциклистами без официоза, с интересом расспрашивал о современной мотоциклетной жизни и делился воспоминаниями. Оказалось, что Александр Лукашенко мотоциклы любит с детства, в первый раз проехал в классе восьмом. Сейчас ездит на Harley, поэтому считает, что наша стихия – его стихия. На мотоцикле он много ездил, когда служил в армии. 250 километров в одну сторону и столько же – обратно. У него тогда был «ИЖ Планета»… По окончании встречи Александр Лукашенко по-отечески попросил ребят быть аккуратнее на дороге.
Последним по географии местом в Белоруссии, куда приехали мотоциклисты, стал мемориал в деревне Красный берег Жлобинского района Гомельской области, где в годы Великой Отечественной войны был создан один из пяти донорских концлагерей, в котором по приказу Гитлера выкачивали кровь из детей для лечения раненых немецких солдат.
Брянск
Россия встретила участников пробега проливными дождями и плохими дорогами. По дороге к Брянску решено было найти подходящее место для ночёвки, однако в гостинице с названием «Не горюй» мест не оказалось. Посовещавшись, ребята решили всё-таки ехать до Брянска. Разбитое дорожное полотно, грязь на асфальте, дождь и темнота преподнесли первое испытание – Александр Косарев упал вместе с мотоциклом. Многолетний стаж помог избежать серьёзных травм, техника осталась целой тоже. Но с этого момента ребята поняли, что на российских дорогах надо быть особенно внимательными и осторожными.
На следующий день участники мотопробега побывали в мемориальном комплексе «Хацунь», расположенном в одноимённой деревне Брянской области. На территории находится 28 стел, которые выполнены из печных труб сожжённых домов. Они посвящены памяти мирного населения, уничтоженного во время войны. Следующим городом по плану стал Липецк, куда, как и в Брянск, удалось добраться уже затемно.
Липецк
Здесь пилоты встретились с местными мотоциклистами, которые не устояли перед желанием попробовать новые M1NSK TRX 300. Дело в том, что местные дороги практически не позволяют использовать обычную шоссейную технику, и только эндуро могут справиться с колдобинами. А новый TRX 300 всем понравился. Была оценена и помощь – участникам пробега подарили «ручные дворники». Дело в том, что погода и не думала улучшаться. Предстояло и дальше ехать опять под дождём и, как оказалось скоро, опять с приключениями. По дороге в Пензу во время движения мотоцикл Александра Косарева стал вести себя неадекватно. Пилот сумел выровнять и остановить аппарат. Оказалось, что вследствие дефекта гайки у мотоцикла вышла ось заднего колеса. Пришлось ждать техничку, следующих за колонной с разницей в несколько десятков километров. Так что дорожные (а местами и бездорожные) испытания мотоциклов шли полным ходом. Пока механики добирались до места, к участникам мотопробега подъехали двое мотоциклистов на BMW и предложили помощь. Приятно было, спасибо, ребята! Но она не потребовалась, вскоре прибыла техничка, и ремонт повреждённого мотоцикла занял всего пять минут.
Самара
Чем дальше в лес, тем больше… Дорога через Самару на Оренбург оказалась одной из самых сложных. Непогода усилилась, ребята продолжали нещадно мокнуть, а техника преподносить сюрпризы… За 340 км до Оренбурга неожиданно заглох мотоцикл Алексея Наздратенко. До приезда техников попытались несколько раз его завести. В итоге он несколько раз «чихнул», а затем снова уверенно заурчал. Вероятнее всего, причиной остановки стало плохое качество топлива. Но это не всё. Через несколько километров участники сбились с пути. За несколько метров до места, где осуществляется ремонт федеральной дороги, находился указатель с вариантами объезда. Однако графика его была столь непонятна, что понадобилось около 20 минут на поиски нужной дороги. Неприятности на этом не закончились. Спустя полчаса мотоцикл Алексея снова заглох. Ребята самостоятельно провели визуальный осмотр и выяснили, что проблема в сцеплении. – Отошла центральная гайка, – объяснили позже техники. – Её загнули не на грани, а на краю. Она потихоньку отошла от сильной вибрации, буквально на пол-оборота, и сцепление разошлось. Работа по устранению неисправности заняла 15 минут. В результате всех этих непредвиденных событий добраться в Оренбург удалось затемно.
Оренбург
В «крепости на реке Орь» состоялась запланированная встреча с местными «братьями по оружию». Пилоты посетили оренбургский байкерский бар, а на следующий день местные мотоциклисты устроили им экскурсию, в ходе которой ребята побывали у стелы «Европа – Азия», где проходит граница между двумя частями света. Температура воздуха, кстати, после пересечения черты, заметно повысилась. Вице-президент местного байк-клуба «Стальные Орлы» Рамис Сафиев сказал, что стоит проехать этот рубеж, как всё меняется: растут арбузы, вода чище, рыбалка хорошая. Пока ребята общались, техники M1NSK загнали мотоциклы в бокс на первое ТО – смазать цепи, сменить лампочки в фарах, а также поставить более зацепистую резину. Ведь завтра участникам пробега предстояло пересечь границу Казахстана, а там, в степях и пустынях, преобладают грунтовые дороги. Последним местом в Оренбургской области стали целебные Соль-Илецкие озёра – водоёмы глубиной 260–300 метров, искусственно созданные на соляных шахтах. Уже вечером наши путешественники переехали на территорию Казахстана.
Астана
«Вот въедете в Казахстан, и там такое начнётся…» – пугали наших ребят друзья, читатели на форумах и даже российские гаишники. И оснований не верить этому у них не было – о знаменитых казахских дорогах слышали все. Сразу за Оренбургом пейзаж резко изменился: леса исчезли, а вместо них появились бескрайние степи с изредка встречающимися холмами. Изменилась и погода: в кои-то веки колонна вышла из города под солнцем, а не под проливным дождём! Стоило отъехать от границы, как обычная «двухполоска» вдруг превратилась в отличный автобан! Идеально ровный и практически пустой – никакой нервотрёпки на обгонах, никаких обещанных ям и колдобин! Хотя, конечно, бездорожья путешественники тоже хлебнули… Но, вопреки ожиданиям и слухам, это были лишь небольшие участки объезда – там, где строятся двухуровневые развязки на этой великолепной трассе. В таких идеальных условиях мотоциклисты доехала до Актобе буквально за два часа… Однако уже на следующий день ребята поняли, что сказка не будет вечной. Потому что некоторые участки (и сложно сказать, по какой причине), вдруг оказывались в состоянии «только что отбомбились немецкие истребители». Буквально взорванный изнутри асфальт, продавленные фурами колеи, в которых даже Patriot иногда чем-то звонко цепляется, и ямы, ямы, ямы… Но чем ближе они продвигались к Астане, тем лучше становились дороги и однообразнее пейзажи. Можно ехать полчаса и не встретить ни одного деревца, ни одной встречной машины. В общем, ничего, за что можно зацепиться взглядом…
Но степь, при всей её кажущейся неподвижности, довольно опасна. То и дело на обочине замечали трупы молодых лисиц, явно сбитых автомобилем. Как? Как степной хищник посреди бескрайних просторов может не заметить, не услышать автомобиль? Ответ нашелся: ребята обратили внимание, что местные, объезжая стоячую машину, всегда сигналят. Зачем? Ветер… Ветер здесь всегда сильный и постоянный, и поэтому в ушах стоит лёгкий гул – и проезжающую мимо машину действительно можно элементарно не услышать…
Поразили жители этой республики, они проявили большой интерес к мотопробегу. Что удивительно, здесь многие знают о существовании ОДКБ – буквально на первой заправочной станции к ним подошёл человек, который в ходе беседы заявил: «А, так это Организация Договора о коллективной безопасности».
И вот Астана. Что тут сказать?.. Город впечатляет! Небоскрёбы один выше другого, 100-метровая смотровая башня в виде факела, национальный архив в виде огромного яйца, что-то ещё такое в виде амфитеатра… Астане, конечно, ещё далеко по населённости до Москвы, но ориентиры на будущее уже заложены. Пилоты общались с журналистами «РИА Новости», а техники M1NSK были опять заняты обслуживанием мотоциклов – мойка, диагностика. В ремонте пока необходимости нет: даже после череды падений три TRX 300 держатся молодцами: за 5750 пройденных километров досадных поломок вроде открутившейся гайки больше не наблюдалось. Вообще, надо сказать, что по эксплуатационным характеристикам M1NSK TRX300 показали себя отлично: «газ» пилоты, как правило, не сбрасывали всю дорогу, подвеску тоже не берегли, и она отлично держала все удары. Нет претензий и к тормозам: они мощные. Средний расход топлива – около 4 литров, да и по скорости ребята не стеснялись: на хороших дорогах они едут не меньше 120 км/ч.
Караганда
– Привет, ты где?
– В Караганде!
Участники пробега оказались в этом знаменитом городе. Ребят встретили местные мотоциклисты, которым, как оказалось… запрещено ездить по городу! Практически все центральные улицы утыканы знаками, запрещающими передвижение двухколёсного транспорта. Впрочем, суровых карагандинских мотоциклистов это не сильно испугало: кто-то взял справку с места работы, а кто-то зарегистрировал мотоцикл в центре города. На перегоне Караганда – Балхаш участников пробега нагнала колонна мотоциклистов на двух BMW и Honda – прибалты, движущиеся из Литвы в… Таиланд! Не успели перезнакомиться, как останавливается ещё один BMW, парень из Марий Эл путешествует в одиночку. В общем, получилась неожиданно массовая тусовка. Но график мероприятия уже давно трещал по швам, и участникам пришлось отправиться дальше по своему маршруту, к озеру Балхаш. Ради него, этих видов и красот стоило ехать за тридевять земель. Это второе по величине (после Каспийского моря) непересыхающее солёное озеро. А уникальность его состоит в том, что в западной части вода практически пресная, а в восточной – солёная. Единственное, о чём очень сильно сожалели ребята, так это о том, что не удалось подъехать к оазисам, где солёная и пресная вода соседствуют, – на большем участке пути Балхаш отрезан от путешественников железной дорогой.
Алматы
Дальше путь лежал до Алматы. Мотоциклистов предупредили, что надо заправиться до полного, потому что до города 200 км. Нет, заправки по-прежнему встречались на пути, но все, как назло, неработающие. Конечно, теоретически полного бака должно было хватить, но на деле получилось иначе. Встал один из мотоциклов, другие отправились на поиски топлива в ближайшие селения. Местный бензин «от Василия Алибабаевича» по двойной цене, перелитый из банки от подсолнечного масла, показался сначала неплохим. Но уже километров через 10–15 один из аппаратов начал глохнуть и «переливать». На холостых нормально, а при наборе скорости через пару километров начинал хандрить. Разгон – накат, разгон – накат – и так почти полторы сотни километров. Путь до Алматы растянулся почти до полуночи. Удивительно, но до этого от местного топлива мотоциклы так не «болели», разве что механикам пару раз пришлось сливать конденсат в неприлично больших дозах из карбюраторов. Зато в столице Киргизии участников пробега ждала грандиозная встреча с двумя десятками местных мотоциклистов, которые дожидались несколько часов! А ещё, как выяснилось, в Алматы есть официальный дилер M1NSK – и на следующий день с TRX300 приехали познакомиться как потенциальные клиенты, так и алматинские мотоциклисты.
Киргизия
Дни и километры летели незаметно: мелькали города, менялись часовые пояса, пейзажи, языки и погода. Всё слилось в один бесконечный видеоряд, в карманах накопилось много мелких купюр пяти различных валют, а память компьютера и все флэшки под завязку забиты десятками тысяч фотографий…
Мотоциклисты, как и их машины, держались молодцом: несмотря на многочисленные падения и сильную физическую усталость, ребята сделали, казалось, невозможное, чтобы успеть к началу официальной церемонии вручения. Последний отрезок пути они ехали почти безостановочно практически сутки! По горам. И в дождь, конечно же…
Впрочем, таких «подвигов» они старались совершать поменьше – потому что ехать быстро по Киргизии было просто опасно… Нет-нет, не из-за дорог: они здесь в большинстве своём вполне приличного качества. Нет, опасность заключалась в том, что буквально в сотне километров от Бишкека начались такие пейзажи, от которых просто глаз не отвести!
Горы – одна другой круче, великолепные серпантины, красивейшие озёра… Ощущение, что это просто открытка: горная Киргизия оказалась самой красочной на всём нашем пути. Честно говоря, дальше даже ехать не хотелось – настолько невероятно красочными были виды на нашем пути в Таджикистан.
Хотя виды – видами, а технике последний перевал дался очень нелегко: временами мы поднимались выше 4000 метров! И на спуске тормозной системе пришлось пережить настоящее испытаний, особенно техничке. Но выдержали все.
Душанбе
Сделав крюк по Киргизии, путешественники снова вернулись в Таджикистан, там участников пробега ожидало и другое испытание: испытание гостеприимством. Радушные хозяева устроили торжественную встречу прямо на погранпереходе! В день окончания пробега на территории части специального назначения Пограничных войск в Душанбе прошла торжественная церемония передачи трёх новых мотоциклов M1NSK C4 200 пограничникам Таджикистана – для укрепления южных рубежей ОДКБ. А «боевые» пробежные TRX 300 были упакованы в прицеп и доставлены в Минск, где они были разобраны специалистами завода для анализа надёжности и износа узлов и агрегатов. Все технические наработки, полученные в пробеге, который стал отличной тестовой площадкой, будут впоследствии использованы в серийных минских мотоциклах.
Как показал пробег, M1NSK TRX 300 хорошо подходит для преодоления любых видов бездорожья, степных участков, горных перевалов и даже мелкого брода. Лёгкий и мощный TRX 300 оборудован необходимыми в дальнем путешествии туристическими кофрами и дугами безопасности.
Почти месяц в пути, пять стран, 10000 километров… Пробег на новых TRX 300 стал новой вехой в истории марки M1NSK, наравне с пробегами Минск – Памир (1969) и Брест – Владивосток (1972).