Что делать, если хочется азиатского «экстрима», но для покорения гор Памира или пустынь Монголии вам ещё не хватает смелости? Правильно! Ехать в Узбекистан! 7800 км за 13 дней.
Всю зиму мы с друзьями смотрели на карту – куда поехать? Европа – дорого, в Грузии были… Решили, было, обогнуть Чёрное море, тут – на тебе – Турция. «Отбой». Крым? Не тот масштаб. Армения с Азербайджаном? Опять заполыхал Карабах. Так методом исключения и родился маршрут по Узбекистану через Казахстан. На всё про всё две недели, включая майские праздники.
Диванные аналитики, насмотревшись по ТНТ на диковатость узбекских гастарбайтеров (привет Рафшану и Джамшуту), выдавали нам мрачные предсказания – мол, нас обязательно убьют, изнасилуют, съедят, мотоциклы отправят в Афганистан или в Сирию либо наоборот. Ерунда! Узбекистан оказался на редкость спокойным и крайне гостеприимным местом c огромным количеством достопримечательностей и туристов. Но, разумеется, не без «пикантностей».
Интернет обещал сложности с бензином. Его, и правда, предательски мало. Про 95-й или 92-й в Узбекистане забудьте сразу. Вопреки вывескам, 95 и 92 (по-узбекски 91) на заправках вы не найдёте. Практически в каждом доме имеется запас топлива в пластиковой таре, но вместо обещанного 91-го вы, скорее всего, получите тот же 80-й. Более того, по заверениям местных, в сентябре-октябре даже с 80-м большие проблемы – его реквизируют для сбора урожая.
Иногда интервалы между заправками составляют 450–500 км. А подозрительные звуки из двигателя приводят к увеличенному «расходу» октан-корректора.
Что ещё отметил? Со своим мотоциклом вы – гвоздь программы! Для начала приготовьтесь к постоянному морганию, бибиканью, маханию… Вас будут приветствовать 90 % участников дорожного движения (как встречного, так и попутного) и пешеходов. Я научился получать от этого удовольствие и ехать с поднятой рукой. Некоторые специально обгоняют, чтобы посмотреть на вас, иногда небезопасно – подолгу едут рядом, спереди, сзади, снимают на телефоны…
Во время каждой непродолжительной остановки мы собирали толпы интересующихся. На светофорах каждого из нас умудрялись засыпать вопросами из двух соседних машин – интерком приходилось отключать!
Что хочется посоветовать сразу… Уделите внимание выбору резины. Большая часть маршрута покрыта асфальтом на твёрдую «четвёрку». Местами даже на «пять с плюсом». Но имеющиеся «внедорожные» участки вытрясут из вас всю душу и все винтики из мотоцикла. Именно резина с агрессивными шашечками, выходящими как можно дальше за ширину обода колеса, и крепкими боковинами – идеальное решение для казахско-узбекского трипа. Дорожная резина просто умрёт, забрав с собой колёсные диски.
Заложите запас времени на переход казахско-узбекских границ. И соберите волю в кулак. Российско-казахские границы пролетаются «на ура». Сбить вас с графика способны лишь очереди перед самой границей и плохие дороги. Тут всё зависит от ваших навыков вождения и общения либо упрямства. Зато казахско-узбекские границы достойно встретят вас во всей красоте бюрократизма, тупости, наглости и беспредела. И если к российским гражданам относятся ещё более-менее лояльно (мотоциклисты проходят границу за 3–5 часов, автомобилисты – за 8–12), то на местных отрываются по полной – люди жаловались, что стояли сутками и давали немалые взятки за ускорение процедур.
Пограничники и таможенники ведут себя довольно нагло и фамильярно (и те, и эти), лазают по мотоциклу, меряют шлемы, перетряхивают весь багаж… Сознательно задерживают процесс, просят подарки. Придётся побегать от окна к окну и от кабинета к кабинету.
Совет: тщательно заполните таможенную декларацию, перечислив там всю ценную технику (мотоцикл, фотоаппарат, телефон и т. п.) и деньги – при выезде могут проверить. Останавливаясь в гостиницах в Узбекистане, обязательно просите бумажки с регистрацией – при их отсутствии при выезде также могут быть проблемы и вымогательства.
На заметку: в Узбекистане запрещено порно – таможенники заглядывают в телефон и просят показать медиатеку. Могут не пустить, если найдут «подозрительное» или «запрещённое» фото или видео. Или телефон отобрать. «Харам»…
Смело делите на 10 все обещанные интернетом и местным населением «тяготы пути» – отсутствующие дороги, злых гаишников, запреты на въезд мотоциклистам и т. п. Ситуация постоянно меняется – дороги строятся, гаишники добреют, запреты снимаются. Для спокойствия лучше воздержаться от подобных вопросов местным – на самом деле они очень редко вылезают за пределы своей деревни или города, а иногда даже района, а про мотоциклистов так вообще ничего не знают, зато фантазируют очень охотно.
Итак, поехали…
День 1. Москва – Волгоград. 1000 км
Несмотря на ранний старт и рабочую пятницу, Москва не спит, движение очень плотное. Дорога не радует живописными пейзажами, асфальт не балует идеальным покрытием, но всё вполне терпимо. Едем, заправляемся, снова едем… Проверяем, как ведёт себя внедорожная резина на асфальте – прекрасно в любых скоростных диапазонах! Стараемся всё же держать крейсерскую скорость в районе разрешённой – бережём «шашечки». Гостиниц в Волгограде предостаточно – «Букинг» вам в помощь.
День 2. Волгоград – Астрахань – Атырау (Казахстан). 800 км
Опять стартуем пораньше – пора привыкать к «рабочему» графику. Едем «огородами», по левому берегу Волги, через Ахтубинск. Дорога огибает Астрахань (избегаем пробок и внимания правоохранителей) и весьма неплоха. Выходим на границу. Качество асфальта довольно резко падает, но всё равно терпимо. Перед границей стоит вереница фур и легковушек. Жарко. Видимо, чтобы пресечь попытки торопыг проскочить мимо очереди, некоторые автомобили и фуры стоят так, что перекрывают обочины. Дополнительно местами дежурит «народная дружина» из злобных водил, блюстителей очереди. Со всеми не договоришься, да и, судя по всему, несколько мотоциклистов уже проехали до нас – народ настороже. Объезжаем всю эту колонну по полю через овраг – первый тест внедорожной резины успешно пройден.
Внутри борются чувства неловкости и правоты, а пограничники уже машут рукой, мол, «давайте сюда быстрее». Быстрый взгляд на фото в паспорте, штамп – и мы у казахского КПП. Там тоже всё довольно быстро – «куда-откуда», и мы за воротами. Сразу после КПП стоит вереница вагончиков – меняем деньги (курс хороший, меняйте смело) и оформляем местный полис ОСАГО. Всё, здравствуй, Казахстан!
Пока то, пока сё – солнечный свет погас. Местный нежданьчик – плюс два часа к московскому времени – сильно выбил нас из графика. Дорога сразу после границы превратилась в ад – яма на яме, встречка, фуры, и так почти 360 км. В Атырау приехали в полночь, заселились в гостиницу «Виктория Пэлас», забронированную заранее. Неподалёку от гостиницы оказался отличный круглосуточный гриль-бар. Ужин и баиньки.
День 3. Атырау – Бейнеу – Жаслык (Узбекистан). 700 км
Денёк предстоял непростой, учитывая переход границы. Сразу после Атырау и до Бейнеу началась отличная дорога с новеньким асфальтом. Ехали и отдыхали. По плану в Бейнеу была заправка, после которой бензин исчезнет на дистанции в 600 км. В Бейнеу 95-й уже закончился – льём 92-й, мотоциклам пора привыкать к отсутствию вкусной и здоровой пищи.
От Бейнеу до границы с Узбекистаном примерно 100 км грейдера, как обещал интернет. Выходящий с этой дороги автотранспорт заставлял призадуматься – машины и фуры были покрыты коричнево-жёлтым слоем грязи по самую крышу. Надеваем дождевики и готовимся к худшему… Хотели экстрима – получили!
Дорога плавно ухудшалась – разбитые в хлам плиты сменились щебёнкой с ямами, затем щебёнка перешла в грунтовый грейдер, и, наконец, грейдер исчез, оставив глиняное нечто, размешанное в тесто дождями и фурами. Тяжёлые гружёные мотоциклы, несмотря на правильную резину, норовили упасть или застрять. Пришлось вспомнить тренировки на баланс и ехать по впуклой или выпуклой уплотнённой колее. Сантиметр влево или вправо – и передок уходит в глиняную кашу. За 100 км борьбы за «зацеп» мы вдоволь насмотрелись на застрявшие фуры, брошенные автобусы с оторванными мостами, застрявшие легковушки.
Отношение казахов к приграничной дороге, мягко сказать, удивило. Удивление усиливается «дружественным» отношением погранцов и таможенников обеих сторон к гражданам сопредельного государства.
На переход границы у нас ушло около четырёх часов (очередь мы снова объехали). Опять уходим в ночь. Меняем деньги и покупаем страховку в приграничной чайхоне. Решаем ехать до ближайшей гостиницы – ставить лагерь в степи ночью совсем не хочется.
Дальнейшие 150 км превратились в испытание резины и подвески на прочность – ямы, ямищи, кочки. В населённом пункте Жаслык оказалась придорожная чайхона. Номера тянули на «минус пять» звёзд – влажность как в турецкой бане, жарко и жутко пахнет. Но нам было уже всё равно. Сон пришёл мгновенно.
День 4. Жаслык – Нукус. 250 км
В оригинальном плане было посещение города Муйнак, где сохранились остатки рыбацких кораблей и сгинувшего Аральского моря. С комментариями «Что, мы ржавых кораблей не видели что ли?» от крюка в 200 км решено было отказаться.
Перед Нукусом есть городок Ходжейли, где располагается старинное кладбище Миздакхан со всемирно известными Мировыми часами. Погуляли там, побродили. Мировые часы – это на самом деле бывшее медресе (аналог церковной школы). Им тысяча лет отроду. Кто и как придумал легенду про выпадающий в год по штуке кирпич – не знаю. В любом случае, кирпичей в «часах» ещё полным-полно, и последний кирпич упадёт ой как нескоро – а именно тогда, согласно приданию, наступит конец света. Удостоверились, успокоились, едем дальше.
Селимся в центральный клоповник Нукуса – гостиницу «Нукус», ужинаем и забываемся сладким сном.
День 5. Нукус – Хива. 200 км
По пути в Хиву есть достопримечательность – Башня молчания. По местному – Чилпык. Её видно с дороги – не пропустите! Возраст сооружения, или, скорее, насыпи – около 2000 лет. В далёкой древности Чилпык был местом погребения умерших – туда складывались тела, а птички и шакалы делали остальную работу. Рекомендуется к посещению! Дорога грунтовая, местами песчаная, шёл дождь, и пришлось изрядно повозиться, чтобы проехать. Чудом обошлись без падений – доехали до самого подножия башни.
Хива – начало нашего основного экскурсионного пути. По сути, город построен вокруг древней крепости и представляет собой гигантский музейный комплекс. С минаретами, башнями, медресе. Через Хиву пролегал Великий Шёлковый путь. Если вы располагаете временем – наймите гида.
С гостиницами никаких проблем – их много. Цены не либеральные – город избалован иностранными туристами.
День 6, 7. Хива – Бухара. 450 км
В Бухару можно добраться двумя путями: через юг (г. Хазарасп) – по словам местных, дорога разбитая – и через север (г. Ургенч) – автомагистраль. Мы выбрали автомагистраль, так как уже вдоволь напрыгались по бездорожью. И правда, после Ургенча начинается настоящая взлётная полоса – современная, идеально ровная бетонка, новенькая, с иголочки – строят иностранцы (местами ещё ведутся работы) в рамках международной программы по реконструкции Великого Шёлкового пути.
Бухара претендует на место лидера нашей узбекской программы! Гуляя по улицам, в воображении рисуешь картины древних караванов, базаров, торгующих всем, чем только можно. Потрясающая архитектура и обстановка!
На центральной площади можно вполне за недорого нанять гида (нам гид на весь день обошёлся в $ 20 в узбекском эквиваленте). Есть на что посмотреть и что послушать! Интернет кишит списками местных достопримечательностей.
Бухара – довольно крупный город. Историческую ценность представляет центр, крайне рекомендую поселиться именно там, чтобы насладиться непередаваемой атмосферой старой Азии.
День 8. Бухара – Самарканд. 280 км
Дорога не запомнилась ничем примечательным. Разве что заправок и населённых пунктов стало больше. Но 91-й и 96-й бензин по-прежнему отсутствовал.
Самарканд – город уже более современный. Достопримечательностей много, выбирайте по интересам. В самом центре – гробница Амира Тимура (более известного нам под именем Тамерлан). Но атмосфера старины уже как-то исчезает.
Ночевали в гостинице «Малика Классик». Тихая, с внутренним двориком, парковкой, рестораном. Недорогая. До центра близко.
День 9. Самарканд – Ташкент. 300 км
Начинаются хорошие дороги, привычные нам современные заправки (но нужного нам бензина как не было, так и нет – едем, позвякивая поршнями). Жарко. Очень!
Ташкент – потрясающий город! Очень чистый, ухоженный, современный. Утопающий в зелени и в фонтанах. С удовольствием пожили бы там недельку, тем более что усталость накопилась немалая. Но неугомонная натура зовёт дальше в путь.
Рекомендуем гостиницу «Гранд Орзу». Отличное место с внутренней территорией, рестораном, бассейном, чистыми номерами, за небольшие деньги. Мотоциклы нам разрешили загнать прямо на территорию – припарковались у бассейна и ресторанных столиков.
День 10. Ташкент – Шымкент (Казахстан) – казахская степь. 300+ км
Рядом с Ташкентом есть пограничный переход. Поехали туда. Но оказалось, что он только для местных. Нас же отправили в Ялламу – 100 км крюк. На границу ушли положенные 3,5 часа, и вот мы снова в Казахстане. Отсутствие дороги в приграничной зоне уже не удивляет. Привычно приняли позу стоя и в клубах пыли проскакали по буеракам ещё 100 км до Шымкента. В город заезжать не стали, решили найти живописное местечко на природе и пошашлычить в палатках. С местами проблема, тем более с живописными – кругом степь. Ближе к Туркестану начинаются деревеньки, питаемые искусственными речками-каналами. Вдоль одного из каналов наблюдались небольшие кустики – туда и свернули.
Разбили лагерь, на горелку поставили котелок – мечта туриста! И надо же было товарищу пойти пообщаться с местными рыбаками… По возвращении нам было передано, что места небезопасные – очень много шакалов, которые ходят стаями и частенько нападают на людей. Но снимать лагерь было уже поздно – на степь упала ночь.
Лагерь был переоборудован в укрепрайон. Палатки развёрнуты входом к мотоциклам, «столы» убраны, вещи упакованы, мусор отнесён за километр. Ключи в замках зажигания – чтобы быстро завести мотоциклы в случае опасности, свет и звук, по нашему пониманию, должны отпугнуть диких животных.
Долго лежали, не засыпая, и шутили, кого сожрут первым. И началось! Сначала завыл один шакал где-то вдали, потом другой уже ближе – вой жутковатый, напоминает плачь ребёнка… Я обложился экипировкой со всех сторон, нож и фонарик под рукой… страшновато. Сон не шёл. Хотели даже организовать дежурство… но и без дежурства было понятно, что никто не заснёт.
Спасение принёс дождь. Капли застучали по палатке, подавив все остальные звуки, и с мыслью, что шакалам тоже под дождём мокро, и они разойдутся по домам, удалось провалиться в сон. Утром все проснулись в своих палатках целыми и невредимыми.
День 11. Казахская степь – Байконур, Аральск. 750 км
Дорога – взлётная полоса, идеально прямая, уходящая в горизонт. Степь со всех сторон. Вот наш «пейзаж дня». Байконур встретил шлагбаумом и КПП – спасибо, хоть разрешили сделать дежурное фото на фоне стелы. Для доступа в город и в музей космонавтики нужен специальный пропуск, который заказывается минимум за месяц. Совет путешественникам: в городе есть свой мотоклуб, который охотно помогает мототуристам получить заветную корочку. Но мы об этом узнали уже слишком поздно – у дежурного на КПП.
Едем в Аральск – умирающий рыбацкий городок, проводивший в последний путь пересохшее Аральское море. Из достопримечательностей – несколько ржавых кораблей на постаментах и необычное ощущение отступившей стихии.
Рекомендуем гостиницу при въезде в город. Чисто, аккуратно, недорого.
День 12. Аральск – Актобэ – Оренбург (Россия). 900 км
В оригинальном плане была ночёвка в Актобэ. Но нам жутко захотелось на родину – решили ехать до Оренбурга. Границу пролетели быстро, даже очереди не было.
Город большой. Гостиниц много, ценник почти московский. Нам, тем не менее, удалось найти уютную гостиницу в частном секторе за весьма скромные деньги. Есть сауна, кормят вкусно! Называется «Аладдин» – крайне советую!
День 13. Оренбург – Москва. 1500 км
Откровенно говоря, планов на титул «Железная задница» у нас не было. И перед поездкой мы договорились не издеваться над «пятой точкой» – в отпуске же люди обычно отдыхают… Но то нормальные люди.
Не сговариваясь, по умолчанию вбили в навигаторы конечную точку маршрута – г. Москва. Дорога полна фур, много населёнки, камеры «в спину» – ехали долго. «Отдохнули».
Итог
Поездка – супер! Да, мы не посетили всех музеев, медресе и минаретов, но пропитались необыкновенным духом степей, невероятной восточной архитектурой, прикоснулись к частичке древней истории развития азиатских цивилизаций. Тем не менее, в Узбекистане и Казахстане меня не покидало чувство, что я «дома» – невероятная дружелюбность этих народов, гостеприимство и общая советская история, действительно, делают нас «брятанами»!