В пресс-релизах нередко попадаются фразы про оптимизацию воздушных потоков лобовым обтекателем, призванную повысить комфорт водителя и существенно снизить расход топлива. Как влияет аэродинамика на расход в гражданских режимах эксплуатации?
Для ответа на этот вопрос мы взяли три разных по классу мотоцикла с одинаковым мотором и проехали кольцевой маршрут длиной 238 км плотной группой: в одинаковых режимах движения и регулярно меняясь мотоциклами. Выводы получились неоднозначные.
Но сначала немного о самих мотоциклах. R 1200 R – настоящий нейкед. По части аэродинамики он недалеко ушёл от летящего кирпича. Все попытки как-то зализать фару или изменить форму переднего крыла были предприняты исключительно для снижения акустических шумов на ходу – свиста и гудения набегающего ветра, а не ради снижения коэффициента Cx . Но все усилия инженеров были деноминированы установкой дополнительного оборудования – дуг безопасности, противотуманных фар, высокого ветровичка.
В дороге мотоцикл проявил себя добротным туристом. Высокий руль обеспечивает удобную вертикальную посадку, а стекло отбивает набегающий поток вверх от груди, что снижает давление и улучшает вентиляцию в шлеме. От заправки до заправки можно ехать без дополнительных остановок на разминку, растяжку и «производственную гимнастику».
R 1200 RS – попытка сделать спортбайк из нейкеда. Но получился не спортбайк, а полноценный спорттурист старой школы. Из тех времён, когда ручные приборы контроля скорости сидели в кустах в засаде, а не висели стационарно на столбах. У него заниженные клипоны, а поза за рулём имеет чётко выраженный наклон вперёд. На раме закреплён стационарный обтекатель, лобовое стекло регулируется по высоте методом поднятия и опускания двумя руками, и делать это лучше на остановках, а не на ходу.
Ехать медленно на R 1200 RS не так комфортно, как на нейкеде – из-за наклона вперёд спина и руки сильнее затекают. Но на скоростях 120+ км/ч поток встречного ветра равномерно давит на плечи и голову, разгружая спину, вектора сил уравновешивают друг друга, ехать становится комфортно. Это настоящий спорттурист, медленной езде предпочитающий прохваты по автобанам.
R 1200 RT – полноценный турист с огромными кофрами, прекрасной ветрозащитой, подогревами всего и музыкой. Огромный обтекатель способен обеспечить тотальную ветрозащиту при прямой вертикальной посадке водителя. Лобовое стекло снабжено бесступенчатой электрической регулировкой высоты, что позволяет тонко настроить под себя объём зоны неподвижного воздуха за ним. В верхнем его положении на дорогу смотришь через стекло, а капли дождя на ходу не мочат куртку.
На RT вообще нет разницы, с какой скоростью ехать – одинаково комфортно и удобно от минимальной до максимально развиваемой. Единственное, что огорчает, так это динамика на высоких скоростях – при приближении к 200 шасси ещё справляется, а мотора начинает не хватать.
Мотоциклы были заправлены «под горлышко», счётчики суточного пробега обнулены, стартовали. Режим езды был выбран такой: плавно, но уверенно разгоняемся до крейсерской скорости, затем едем на высшей передаче немного быстрее разрешённой скорости. На автомагистрали мы ехали около 150–160, по второстепенным дорогам 120–130, там, где можно 60, не быстрее 100. В общем, без экстрима.
На R и RS лампочки резерва зажглись одновременно через 226 км после заправки, RT , бак которого вмещает на 7 л бензина больше, так и не порадовал нас светом сигнальной лампы. На 238 км мы заехали на заправку и опять залились «под горлышко». Сколько куда вошло, можно посмотреть в таблице.
Удивило то, что счётчики суточного пробега показали у R и RT совершенно одинаковые 238 км (оба мотоцикла были обуты в одинаковые покрышки Michelin Pilot Road 4 GT ), а на RS , обутом в Me tzeler Roadtec Z 8 Interact , цифра отличалась всего на 400 м (237,6 км). Поразительная однородность показаний.
Если сравнивать угловатый R с зализанным RS , то преимущество, обеспечиваемое аэродинамикой обтекателя, хоть и слабо, но заметно, по крайней мере, на бумаге. На каждый километр пробега экономия составит 1,6 г бензина – мелочь, а приятно. Но за эти 0,16 л/100 км придётся заплатить более высоким темпом езды, чтобы избежать болей в спине и шее, а при более высоком темпе расход увеличится, причём сильнее, чем на 0,16 л/100 км. Да и отдыхать придётся чаще. Так что реальной экономии ни в расходе, ни во времени не будет. Замкнутый круг…
R 1200 RT съедает на каждые 100 км на пол-литра больше, чем R 1200 R . И виной тому не столько бóльшая парусность обтекателя, сколько бóльшая масса мотоцикла. Для разгона лишних 43 кг массы в том же темпе до той же скорости надо затратить немножко больше энергии, энергия добывается из топлива, вот расход и растёт. Но это плата за комфорт: за возможность ехать в удобной позе с удобной для вас скоростью, за защиту от холода и непогоды, за большие дневные пробеги и тот объём багажа, который вы можете взять с собой в дорогу.
В гражданских условиях эксплуатации аэродинамика очень слабо влияет на расход топлива. Для того чтобы влияние стало ощутимым, надо поддерживать крейсерскую скорость в районе 200 км/ч, что при нынешней ситуации с камерами контроля скорости нереально. Да и тяжело это – ехать «за двести» весь день, уж поверьте на слово старому пуляльщику. Был опыт езды из Москвы в Брест со скоростью не ниже 205, чтобы ручные радары «Сокол» показывали нули. До границы мы добрались достаточно быстро, высохнув по пути всего два раза, но вертолёты в голове потом летали всю ночь. Так что не верьте пресс-релизам, обещающим существенную экономию топлива из-за тщательной проработки формы лобового обтекателя в аэродинамической трубе. Вы выигрываете крохи, но можете потерять в главном – в комфорте, в удовольствии от дороги, в позитивных эмоциях от путешествия. В паре водитель – мотоцикл доминировать должен водитель. Ему решать, в каком режиме и с какой скоростью ехать.
Отдельно хочу поднять вопрос об острой необходимости обтекателя для дальнобоя. Всё это е-рун-да! Прозрачное пластиковое лобовое стекло, установленное на руль над фарой, справится с делом оптимизации набегающего потока ветра и повышения уровня комфорта ничуть не хуже. А по возвращении его можно снять. Вам не придётся постоянно возить с собой килограммы дорогого и ломкого пластика по городу. Из нейкеда получается прекрасный туристический мотоцикл, а вот наоборот, когда нейкед из «туриста» – это путь не особо эстетичный.
Из представленной троицы R 1200 R наиболее универсален. На нём удобнее всего ездить по городу, по делам, совершать короткие вылазки в пригород. Для дальних путешествий достаточно добавить лобовое стекло и кофры. R 1200 RS больше понравится бунтарям и асоциальным элементам, не признающим разрешённые скоростные режимы и предпочитающим немецкие безлимитные автобаны отечественным дорогам, увешанным камерами контроля скорости. А вот R 1200 RT создан исключительно для дальнобоя. Он лучше всего раскроется в двух-трёхнедельном кольцевом маршруте по Европе длиной 12000–15000 км. Ездить же на нём каждый день по городу радости не доставляет – масса и габариты тяготят.
За предоставленные мотоциклы BMW благодарим компанию «BMW Motorrad Россия », www.bmw-motorrad.ru