Вопреки расхожему мнению, для каждого двигателя внутреннего сгорания нет единственного верного состава масла на все случаи жизни. По базовой формуле и вязкости SAE требования производителей в каждом конкретном случае довольно общие, что на руку владельцу. Умение своими силами подбирать из обширной линейки масел состав под конкретные условия эксплуатации в долгосрочной перспективе приведёт к двойной экономии: снизятся расходы на ремонт и обслуживание.
Обратимся к конкретике. За основу возьмём линейку признанного лидера рынка специализированной мотоциклетной химии и масел – французскому бренду Motul. Рассмотрим мотоцикл с приведённых к статье иллюстраций. Нейкед Kawasaki Z 1000 – обладатель большого четырёхцилиндрового четырёхтактного «рядника», который на 10000 об/мин выдаёт свой максимум в 142 л. с. Такой силовой агрегат – классика современного мотоциклостроения.
Kawasaki в сервисной документации конкретно для Z 1000 2015 модельного года предписывает использовать для смазки двигателя масло, соответствующее требованиям Американского института нефти по классам ( API ) SG, SH, SJ, SL или SM, а также в то же время требованиям Японской организации автомобильных стандартов (JASO) MA, MA 1 или MA 2. Рекомендуемая вязкость по SAE – 10 W -40.
Если разбираться глубже и в более понятных терминах, по нижней границе требований (MA для JASO и SG для API ) наш брутальный нейкед может эксплуатироваться на масле времён 1990-х годов, но обязательно с высоким коэффициентом трения для беспроблемной жизни «мокрого» сцепления. Так говорится в описании стандартов. В те ещё относительно недалёкие времена не зазорным считалось заливать простенькую «минералку». Да и по большому счёту четырёхцилиндровый «рядник», использующийся в Z 1000, в техническом плане не сильно далеко ушёл от своих прямых прародителей. Изменилась система питания, которая со смазкой трущихся деталей четырёхтактного двигателя никак не коррелирует. Сложнее и точнее стала металлообработка, что компенсирует повысившуюся мощность. Также появилось электрохимическое покрытие стенок цилиндров, что в свою очередь вообще снимает весомую часть трения, выполняя часть работы масла. За последнее время мы, похоже, ездить сильно агрессивнее не стали. Всё больше в пробках толкаемся… и тут очень кстати повышенная стойкость масляной плёнки эстеровой основы масел Motul .
Логика напрашивается сама собой. Отметая совсем уж «минеральную минералку» линейки Motul 3000 и масло на основе HC - Tech , скажем так, не полезное для каталитических конвертеров Motul 5000, получаем неплохой проверенный временем ассортимент из полусинтетического масла Motul 5100 и полностью синтетического масла Motul 7100. Вязкостей по SAE у них великое множество. Конкретно нас интересует SAE 10 W -40 как самое универсальное. Про совсем уж технологичное масло Motul 300 V разговор особый и отдельный. Это удел реально быстрых уличных «хулиганов» и мотогонщиков.
Разберём ситуацию в лицах. Motul 5100 – выполненное по технологии Technosynthese® современное высокотехнологичное полусинтетическое масло на основе сложных эфиров (эстеров, если угодно) для мотоциклетных двигателей. Актуальные нормы экологии, катализаторы и прочие атрибуты современного мотоцикла Motul 5100 «переваривает» с большим заделом. Во многих случаях Motul 5100 используется производителями на сборочном конвейере и рекомендуется для последующего сервиса. Иными словами, в двухколёсном мире Motul 5100 основа основ. Масло, являющееся достаточным для гражданской эксплуатации и соответствующее всевозможным нормативам (имеются в виду требования API и JASO ) с большим запасом.
Motul 7100 – это уже 100 % синтетическое высокотехнологичное моторное масло на основе сложных эстеров. Совокупность свойств эстеров и противоизносного присадочного комплекса Motul 7100 даёт маслу рекордно низкий коэффициент трения, что позволяет снизить внутренние потери на трение и улучшить характеристики двигателя. Плюс многократно возрастает устойчивость состава к деструкции (разрушению). Даже самое нагруженное сцепление в регламентный период эксплуатации не сможет снизить защитных свойств масла. На примере Motul 7100 мы по большому счёту получаем некоторый шаг вперёд по отношению к норме. Небольшой тюнинг, очень грубо говоря. Такое масло стоит рекомендовать излишне заботливым владельцам и тем, кто ездит в достаточно агрессивной манере, часто загоняя стрелку тахометра к максимально возможным значениям оборотов.
У вдумчивого подбора масла под конкретные задачи с пониманием и некоторым избеганием возможных излишков есть ещё одна немаловажная положительная сторона – экономия денег на обслуживании. Так, например, по состоянию на середину 2018 года один литр полусинтетического масла Motul 5100 в среднем стоит 700 рублей, а один литр синтетического масла Motul 7100 в это же время около 900 рублей за литр. На выходе по результатам сезона вполне можно мотивированно и без риска для ресурса силового агрегата скорректировать стоимость владения мотоциклом в зависимости от конкретных потребностей и предпочтений.
Хочется заметить, что вышенаписанным мы не агитируем вас на экономию сверх меры на грани разумного. Как бы то ни было, масло должно быть подобрано строго под конкретно взятый двигатель с учётом его актуального состояния.
< Век живи, век учисьБеги, Ира, беги >