Тяжёлые туристические эндуро на стадии своего низкого старта в начале 2000-х сверхпопулярностью похвастаться не могли, оставаясь выбором узкого круга не гоняющихся за большими скоростями любителей путешествий. Прошли годы, данный сегмент ощутимо набрал мускулатуру, помолодел, скинул лишний вес и стал одним из самых вожделенных. Те самые родоначальники жанра сквозь призму современных требований и технологий всё ещё считаются выгодной покупкой. В основном ввиду своей надёжности и неприхотливости.
Honda XL1000 Varadero (1998–2012 гг ., 250000–550000 руб .)
Honda XL 1000 Varadero – без преувеличения легенда мотомира. «Варя» никогда не была успешной в гонках и спорте. Мотоцикл изначально создавался не для прославления концерна Honda в ралли-рейдах и марафонах, а для степенного и уверенного перемещения в пространстве на любые расстояния.
Двигатель
Донором двигателя для XL 1000 Varadero послужил спорттурист Honda VTR 1000 F . Под нужды эндуро V -образный 998-кубовый, изначально карбюраторный силовой агрегат с жидкостным охлаждением был дефорсирован со 110 л. с. в пике до 94 л. с. Снижение мощности увеличило крутящий момент на низких и средних оборотах. Конкретно взятую «двустволку» вне зависимости от модификации отличают непоколебимая надёжность, довольно высокая шумность, немалая вибронагруженность и антигуманный расход ГСМ. При больших пробегах мотор гарантированно начинает есть масло, что ещё не считается поводом для беспокойства и серьёзного ремонта. С приходом электронного впрыска топлива уровень вибраций и расход топлива ощутимо снизились.
Трансмиссия
Коробка передач у XL 1000 Varadero – классика технологий от Honda . В том смысле, что работает с высочайшей точностью. Ресурс узла рассчитан на весь срок службы мотоцикла, в случае если владелец умело пользуется сцеплением и не увлекается переключениями передач без сцепления. Единственная претензия со стороны владельцев в отношении отсутствия шестой передачи была устранена в ходе обновления 2003 года.
Рама и обвес
В дорожных передрягах стальная рама XL 1000 Varadero страдает редко, пластик чаще царапается и протирается, а не ломается. Чего нельзя сказать про радиаторы. Ввиду конструктивных особенностей системы охлаждения радиаторы в количестве двух штук расположены по бокам от двигателя ближе к переднему колесу. То есть в наиболее опасной зоне. Падая, тяжёлый мотоцикл неминуемо приземляется на податливые радиаторы. Развитые боковые защитные дуги в данном случае – вещь первой необходимости!
Тормоза
Фирменная хондовская комбинированная система тормозов ( CBS ) вместе с ABS для «Вари» оказались очень полезными. Без них гружёный тяжёлый турэндуро даже при наличии трёхпоршневых суппортов в круг и дисков 296 мм спереди остановить было бы проблематично.
Подвески
Ходовая часть Honda XL 1000 Varadero в своё время вызвала бурю критики. Телескопическая вилка и амортизатор оказались уж слишком мягкими и не располагающими к активному маневрированию, а также к «продубасам» на грани фола по грейдерам и грунтовкам. К тому же задний маятник конструктивно получился завязанным на картер двигателя. На деле мотоцикл получился излишне мягким и недееспособным в грунте. Одного крупного водителя достаточно, чтобы дорожный просвет сократился до смехотворных значений. О геометрической проходимости при езде с полной загрузкой говорить и вовсе не приходится. Высокий центр тяжести и литые колёсные диски лишь подчёркивают преимущественно асфальтовую ориентацию модели.
Комфорт
Мотоцикл нельзя назвать маленьким. И в этом его сильная сторона с точки зрения комфорта. Развитые обтекатели защищают водителя со всех сторон, а мягкое просторное сиденье обеспечивает должный комфорт для преодоления 1000 и более километров за один день. Есть один нюанс – длинноногая «Варя», даже несмотря на складывающуюся в три погибели подвеску, не очень любит низкорослых водителей. Они, как правило, достают до асфальта лишь мысками, отчего часто роняют мотоцикл в абсолютно безобидных ситуациях.
Модификации
Модель появилась на рынке в 1998 году. И вплоть до 2000 года производилась в Японии, в городе Хамамацу (заводское обозначение – SD01). В 2001 году производство было перенесено ближе к рынку сбыта – в испанский город Монтеза (заводское обозначение – SD02). В том же году с конструкции мотоцикла появился иммобилайзер HISS . В 2003 году случился первый серьёзный рестайлинг. Мотоцикл получил обновлённый внешний вид, новые подвески и систему электронного впрыска топлива (PGM-FI), в КПП появилась шестая ступень. В 2004 году антиблокировочная система становится частью стандартной комплектации на европейском рынке. В 2007 году проводится лёгкий рестайлинг, который почти незаметно преобразил внешний вид мотоцикла. В третий раз производство Honda XL 1000 Varadero переносится в 2011 году в Италию (заводское обозначение – SD03). В 2012 году Honda XL 1000 Varadero уступает место флагманского туристического эндуро модели Honda VFR1200X Crosstourer.
Yamaha XT1200Z/ZE Super Tenere (2010 г . – наст . вр ., 550000–1200000 руб .)
Super Tenere – своего рода бренд и по совместительству непотопляемый флагман концерна Yamaha . Модель с историей и богатым мотогоночным прошлым. Актуальная 1200-кубовая реинкарнация вобрала в себя лучшие черты мотоциклов недалёкого прошлого и часть любопытных современных технологий.
Двигатель
В движение мотоцикл приводится параллельным четырёхтактным восьмиклапанным впрысковым твином с жидкостным охлаждением, который по характеру работы изображает V -образность. Разнесённые на 270° шатунные шейки (схема Crossplane) вала при работе по характеру вспышек, действительно, имитируют пульсацию V -твина со всеми вытекающими особенностями. Данный двигатель является надёжным и неприхотливым. Он хорошо переносит выход из зоны регламента как по топливу, так и по тепловому режиму. Брутально тянет на низких оборотах, но к среднему диапазону затихает. До скорости 140–160 км/ч потребляет всего 4–6 л на 100 км пути, после 170 км/ч показатель расхода почти удваивается. Требователен к своевременности и качеству обслуживания. Будучи достаточно вибронагруженным и немного дёрганным по реакции на открытие дросселя, силовой агрегат сравнительно быстро вытягивает цепь ГРМ. Именно у Super Tenere XT 1200 Z замечен стабильный, но небольшой угар масла – 100–200 г на 1000 км пути при езде «газ в пол» и до 50 г на 1000 км при спокойном размеренном движении. У мотоцикла второго поколения данную болячку закончили. Также у ранних «Тенери» есть известная отзывная кампания по натяжителю цепи ГРМ.
Трансмиссия
В случае с XT 1200 Z / ZE Super Tenere в качестве главной передачи к силовому агрегату пристыкован крайне любопытный карданный привод. Сам вал проходит к колесу через полость в маятнике. Гипоидный механизм всегда находится под натягом в зацеплении, что почти полностью исключает паразитный люфт. В обслуживании и эксплуатации привод, сцепление и коробка передач беспроблемные. Владельцы часто отмечают повышенную шумность работы. На очень больших пробегах может потечь сальник редуктора и потеряться резиновая заглушка технологического отверстия в маятнике.
Рама и обвес
Рама мотоцикла старательно упрятана большим количеством пластика. В мелких и крупных авариях страдают раздутые боковины и всё, что за ними находится. В том числе расположенные по левому борту радиатор охлаждения и вентилятор. Штатные небольшие защитные выступы на раме спасают только в самых безобидных ситуациях. Без защитных дуг никуда! Особенно в случае с грунтом. Пластик толстый и не склонный к излишней хрупкости. У ранних мотоциклов (2010–2012 гг.) замечена проблема с колёсными спицами. Они откручивались без видимых причин. В версии XT 1200 ZE недуг излечен.
Тормоза
Тормозная система выполнена по комбинированной схеме. От рычага переднего тормоза срабатывают четырёхпоршневые суппорты на переднем колесе, а также однопоршневый суппорт на заднем колесе. От педали заднего тормоза срабатывает только задний тормоз. Антиблокировочная система присутствует уже в стандартном исполнении. Может быть быстро отключена. Эффективности замедления тяжёлому мотоциклу хватает, но строго до границы перехода на «мотогонки».
Подвески
В мотоциклах первого поколения использовался только один тип подвески – телескопическая вилка перевёрнутого типа (все регулировки) плюс моноамортизатор (все регулировки). В целом схема себя оправдала. Мотоцикл по своим повадкам получился «упругий» и не расхлябанный. Однако всё это уже олдскул! Во втором поколении в рамках отдельной версии ( XT 1200 ZE Super Tenere) появилась электроника в подвеске. Возможность выбора с панели приборов из 84 положений преобразила мотоцикл и подарила новые грани удовольствия его водителю. К каждому из исполнений ходовой по матчасти и эксплуатации претензий нет.
Комфорт
Водитель Yamaha XT 1200 Z / ZE Super Tenere прилично защищён от ветра и непогоды в области груди и коленей. В ботинки и шлем при штатном ветровом стекле при этом немного льёт и дует. Оба сиденья весьма удобные, но водительская часть завалена вперёд. Отчего впереди сидящий регулярно наваливается на бак, что при большом суточном пробеге вызывает дискомфорт. Водительское сиденье имеет мануальную регулировку выше/ниже в двух положениях.
Модификации
Премьера Yamaha XT 1200 Z Super Tenere состоялась в 2010 году. На тот момент мотоцикл в плане оснащения не стал серьёзным откровением на фоне конкурентов. Стальная рама, параллельный 1200-кубовый твин, ветровое стекло с механической регулировкой при помощи «шестигранника», электронное управление дроссельной заслонкой, пара карт зажигания, трекшн-контроль и антиблокировочная система – вот и все изыски. Плюс три кофра в качестве опции. В 2014 году случилось глобальное обновление модели. В названии на этот счёт добавилась буква « E » ( XT 1200 ZE Super Tenere). По матчасти появилось многое: регулируемая электроникой подвеска; мануальная регулировка стекла, но уже без инструментов; подогрев ручек руля; круиз-контроль; новая приборная панель; новая боковая подставка; мелкие обновления по внешнему виду.
Выбор резины
Чтобы правильно выбрать резину на «Варю» и «Сутенёра» (а у них абсолютно одинаковые размеры колёс и требования к индексам нагрузки и скорости), надо честно дать себе ответ на вопрос: «Где я буду ездить?». Если съездов с асфальта не планируется, то нет смысла ставить «шашку», потому что она и держит хуже, и рулится на ней мотоцикл посредственно, и стачивается такая резина быстро. А вот если оффроуд планируется и регулярно, то не стоит ставить лысую шоссейную резину – на ней вы будете беспомощны на грунте. Итак, четыре варианта.
Езда только по асфальту. В размерах 110/80–19 + 150/70–17 все производители резины выпустили чисто шоссейные колёса комплектом. Если вы поставите Michelin Pilot Road 4 Trail, Pirelli Angel GT, Metzeler Roadtec 01 и остальные спорт-туринговые варианты, то вы будете королём асфальта, но съезды на грунт лучше будет ограничить обочиной федерального шоссе.
Немного более универсальным решением будет установка тех шин, что обычно ставят на туристические эндуро на конвейере. По сути шины тоже асфальтовые, но с углублениями протектора, проходящими поперёк через центр колеса, чтобы хоть как-то работать на сухом грунте. Проверенными вариантами будут Michelin Anakee 2 и 3, Metzeler Tourance и Tourance Next, Pirelly Scorpoin Trail, Conti Trail Attack 2. Из бюджетных решений неплохи Mitas Terra Force, Shinko E705 и Kenda K678 Big Block Pave.
Следующая по зубастости градация подойдёт тем, кому нужно долго добираться по асфальту до бездорожья, и там, куда он едет, его не ждёт чавкающая грязь. К примеру, вы своим ходом едете кататься на Памир. Тогда хорошим вариантом будут умеренно-зубастые покрышки, но с асфальтовым потенциалом. Это Conti TKC70, Heidenau K60 Scout, Mitas E-07, Pirelli Scorpion Rally STR.
Ну и напоследок о внедорожной резине. В путешествиях этот вариант интересен в формате доставки мотоцикла до точки применения на прицепе или выезда из Москвы на обычной резине и переобувании в «шашку» перед съездом с дороги. Колёса можно везти с собой, но лучше отправить транспортной компанией в нужный город на себя и получить их там. Проверенный годами вариант – Conti TKC80 Twinduro. Но есть альтернативы, и их немало – Michelin Anakee Wild, Metzeler Karoo 3, Pirelli Scorpion Rally. Из бюджетных вариантов Shinko E804-805, Mitas E09 и Е10, Kenda K784 Big Block.
Если не будете себя обманывать с ареалом обитания мотоцикла, то в выборе резины не ошибётесь.
Информация предоставлена интернет-магазином www.motorezina.ru
< Секрет выполнения Endo 180Паронит не забыт! >