Добро пожаловать на наше внеочередное заседание клуба рукастых мотоциклистов. Сегодня мы рассмотрим крайне полезное в быту умение – создание прокладок из листового паронита.
Если ваш мотоцикл истекает маслом настолько, что по пятнам на асфальте можно найти дорогу домой, а заказанная прокладка зависла у поставщика, самое время обрести новое умение в свою копилку полезных житейских навыков. Вырезание прокладок сродни вырезанию снежинок из бумаги в детстве. Разница лишь в том, что детские поделки годились только на ёлку, а ваш взрослый креатив вполне можно рассматривать в контексте выгоды и пользы. Умение вырезать прокладки может пригодиться не только в мотоциклетном обиходе, но и в быту.
Паронит – это эластичный и упругий листовой материал на основе асбестового волокна, натурального каучука, порошковых наполнителей и резины. По фактуре напоминает плотный волокнистый картон. Обладает великолепными герметизирующими свойствами, подходит для использования в высоких температурах и агрессивных средах (бензин, масло и др.). Как материал он может показаться анахронизмом, что совсем не так! На территории России повсеместно встречается в продаже в автомагазинах и на строительных рынках. Чаще всего в виде листов 500х500 мм толщиной 0,4–6 мм. Самая ходовая толщина для изготовления прокладок для деталей автомобилей и мотоциклов – 0,5 мм.
Подготовка
Перед тем, как начинать отсекать всё лишнее от листа паронита, стоит согласно правилам хорошего тона отмыть все используемые детали мотоцикла и набрать необходимый инструмент.
Из химии не помешает флакон очистителя, графитовая смазка или что-то подобное. Из инструментов и мелкого инвентаря понадобится небольшой поддон, набор просечек, пара щёток, сухие чистые салфетки, нож и ножницы. Острый режущий инструмент и, в особенности, просечки – секрет успеха в вырезании качественных прокладок. Попробуйте нарезать идеально ровные отверстия ножом или ножницами, да ещё и тупыми… Набор просечек лучше купить сразу самый большой из доступных (фото 1), чтобы лишний раз не бегать по магазинам.
Выполнение
В качестве наглядного пособия мы будем использовать левую моторную крышку от двигателя мотоцикла системы «Восход 3М» (фото 2). Крышка в очень приличном состоянии. Сразу после стеклоструйной обработки. Почти не пострадала от рук пионерии. Следов от отвёрток, зубил и топоров на примыкающей плоскости не наблюдается. В конфигурации конкретной крышки есть небольшая сложность – центрирующий штифт (фото 3). Он возвышается над плоскостью примыкания крышки к картеру и мешает плашмя плотно уложить крышку на паронит. В работе со штифтом мы воспользуемся абсолютно не секретной техникой свешивания выступающей части с края рабочего стола (фото 4). Отверстие под штифт вырубается заранее.
Согласно здравой логике крышку на листе следует расположить ближе к одному из краёв (фото 5). Для разметки будущей прокладки обычно в качестве шаблона используется крышка. Внешний контур в теории можно сразу же вырезать ножом по периметру. Но такой метод может привести к повреждению крышки. Гораздо правильнее нанести на плоскость некий маркирующий состав, чтобы затем сделать с его помощью оттиск на листе паронита. Мы будем использовать чёрную графитовую смазку. Она легко наносится и стирается, не прилипает и не каменеет, не пачкает всё вокруг и относительно заметна на пароните. Смазку следует с избытком нанести на плоскость, под которую вырезается прокладка (фото 6). Не забывайте хорошенько намазать отливки вокруг отверстий под болты!
Намазанную крышку с силой придавливаем к листу паронита. Затем шилом или карандашом отмечаем центры для просечки отверстий (фото 7). На выходе после поднятия крышки мы получаем проекцию будущей прокладки (фото 8).
Работы с паронитом начинаем с отверстий. Берём выколотку в размер, прикладываем её к листу в размеченном месте и совершаем три-четыре энергичных удара молотком по верхушке выколотки (фото 9). Отверстие готово! Края выходят – загляденье. Идеально круглые, без заусенцев и прочих артефактов.
Прорезание контуров логичнее начать с внутренней кромки. Для этого берём в руки нож и аккуратно по оттиску проходим весь периметр (фото 10). Прорезаться насквозь с первого же раза не самоцель. За два-три прохода внутренность сама выпадет. Важно резать аккуратно, точно и без спешки. Идеальность линий не требуется, но основное направление и примерную ширину прокладки стоит выдерживать. Проушины и отливки сначала лучше обогнуть ножом с большим запасом, чтобы затем подогнать их ножницами на чистовую.
После внутреннего периметра вооружаемся острыми ножницами и переходим к внешнему. Принцип тот же. Аккуратно, медленно, в пару заходов (фото 11). Когда прокладка полностью отделится от листа, можно заняться мелкими доработками – скруглить переходы, убрать огрехи и неровности, подточить края до идеально гладкой фактуры.
В конкретно нашем случае получилась прокладка нужной конфигурации, попадающая во все необходимые особенности крышки от «Восхода». Качество изготовления при ближайшем рассмотрении не мечта перфекциониста. На скорость и работоспособность это не влияет. Для сравнения на фото (фото 12) слева прокладка, являющаяся частью псевдооригинального набора, который продаётся в Сокольниках за фантастические 250 рублей. Работает она ровно так же кургузо, как выглядит. Без подгонки по месту такую «штору» использовать не стоит.
Материал подготовлен при содействии частной мотомастерской «Раритетов гараж», www.vk.com/raritetov_garage
< Honda XL1000 Varadero и Yamaha XT1200Z Super TenereПроверено гонками >