Серьёзные парни. Часть 2. Молодые и дерзкие

Серьёзные парни. Часть 2. Молодые и дерзкие

Семейства мотоциклов Intruder, Marauder, Desperado, Boulevard

Текст: Михаил Пимус
Фото из архива редакции

Ранние «Интрудеры» при всём уважении не блистали оригинальностью. Американскую школу, точнее, отдельные её части, видно издалека. Однако заимствование стало лишь отправной точкой. Если с пристрастием осмотреть современных представителей семейства Boulevard/Intruder, невооружённым глазом видно харизму, самобытность и хорошие, добротные, высококачественные понты…

Переход на второе поколение начался в 2005 г. с объединения трёх серий (Intruder, Marauder, Desperado) в одну с грозным именем Boulevard (в переводе на русский – «Бульвар» или «Прогулочный»). Среди знаковых событий повальное внедрение инжектора с двумя рядами дроссельных заслонок и новым 32-битным блоком управления, телескопических вилок перевёрнутого типа и появление в модельной линейке брутального пауэр-круизера.


Путаница с идентификацией значительно усилилась. Название Boulevard используется в основном для американского рынка, для Европы по-прежнему осталось Intruder. Цифровые индексы моделей также зависят от географии, в Америке в ходу кубические дюймы – цифры вида 50, 90 и 109, в Европе кубические сантиметры – цифры 800, 1500 и 1800 соответственно. Среди многих возможных комбинаций в России более всего прижился именно американский вариант, но у официальных дилеров техника продаётся под европейскими названиями.

 

M50, C50 (2005 г. – наст. вр.)

M50

«800-ки» с 2005 г. представлены двумя различными круизерами. Первый с именем Boulevard M50 (VZ800) не что иное, как переработанный Suzuki VZ800 Marauder, второй C50 – та самая Volusia (VL800). Дополнительно с 2005 по 2007 годы производилась туринговая спецверсия Suzuki Boulevard C50T с боковыми кофрами, платформами вместо узких водительских подножек, багажными кофрами и хромированной отделкой, спинкой для пассажира, вайтволлами и высоким регулируемым ветровым стеклом. С 2013 г. выпускается имиджевая спецверсия С50C Special Edition. Её главные отличия – бело-серая раскраска и алюминиевые колёсные диски.

Suzuki Boulevard C50

 

К 2010 г. M50 перенёс пластическую операцию, в ходе которой за счёт изменения передней оптики, панели приборов, руля и заднего крыла вместе с сиденьем и фонарём мотоцикл стал больше похож на M109R.

 

Suzuki Boulevard C50 и M50 отличаются от своих прародителей обновлённым внешним видом, карданной передачей на заднее колесо, более современными элементами подвески («перевёртыш» и новый более толстый «телескоп», а также softail конструкция сзади) инжекторной системой питания и формой головок цилиндров. M50 по сравнению с C50 имеет меньших размеров радиатор, который немного производительнее из-за дополнительного оребрения, литые колёсные диски взамен спицованных, иную конструкцию выпускной системы, а также большое количество мелких отличий в деталях. Мотоциклы второго поколения ввиду отказа от требовательных к облуживанию карбюраторов начисто лишились сколь угодно серьёзных технических проблем, однако так и не избавились от архаичных барабанных тормозов, растеряли часть мощности, получили прибавку в весе и, как следствие, уменьшение эффективности тормозной системы.

 

S50, S83, S40 (2005–2012 гг.)

Suzuki Boulevard S50

750-й (VS750 или S50) и 1400-й (VS1400 или S83) «Интрудеры» как Владимир Ильич. Даже после смерти будут лежать себе спокойненько в углу ещё лет 100. В обновлённом в 2005 г. модельном ряду они получили названия S50 и S83 соответственно. Литера S расшифровывается как Style.

S83

 

Что интересно, в 2006 г. журнал Forbes назвал Suzuki Boulevard S83 лучшим городским мотоциклом. Судя по всему, таково на тот момент было мнение американских толстосумов. А уже в 2009 г. обе модели просто взяли и сняли с производства. Конструктивные отличия от аналогичных «Интрудеров» за исключением шильдиков отсутствуют. Осталась даже фамильная черта с двумя разными по начинке карбюраторами и двумя воздуховодами.

S50

По остаточному принципу в число «Булевердов» попал скромный среднекубатурный чоппер с одноцилиндровым двигателем, ранее более известный под именем Suzuki LS650 Savage. С новым именем Suzuki Boulevard S40 данный аппарат родом из далёкого 1986 г. провыпускался почти в неизменном виде аж до 2012 г.

 

M90, C90 (2005 – наст. вр.)

M90

Модель с индексом «90» в названии или попросту «полторашка» так же является гостем из прошлого поколения. Первоначально с 2005 по 2009 годы выпускалась только версия Suzuki Boulevard C90 на основе старого силового агрегата с развалом цилиндров 45°, воздушно-масляным охлаждением и знаменитой компоновкой с бензобаком под сиденьем и аккумулятором перед мотором. Карбюратор был заменён на инжектор, заимствованный у спортбайков GSX-R, появился 32-битный чип ECU, два ряда дроссельных заслонок и композитное покрытие стенок цилиндров (по фирменной технологии SCEM, аналог Nikasil).

С90T

Suzuki Boulevard M90 (2009 г. – наст. вр.) – визуально и технически уменьшенная и упрощённая копия старшего брата M109R. Мотоцикл построен на новом моторе (как у 109-й серии) с 54-градусным развалом цилиндров в своей собственной, не «запиленной» на основе 109-го мотора размерности (96х101 мм против 112х90,5 мм). Основные отличия по внешнему виду в удлинённой хромированной накладке под пассажирским сиденьем, меньших габаритных размерах. По ходовой заметно много упрощений. Вилка по-прежнему перевёрнутая, но уместные для такого объёма радиальные суппорты Tokico потерялись где-то по дороге и были заменены на крошечные плавающие 2-поршневые скобы. Надо ли говорить, что все как один владельцы M90 и C90 мечтают об апгрейде тормозной системы.

C90-2006

Suzuki Boulevard C90 после 2009 г. уже совсем другой мотоцикл. Он построен на основе 54-градусного мотора с жидкостным охлаждением и системой впрыска топлива. Дизайн выполнен в стиле классических круизеров с глубокими загнутыми назад крыльями и вальяжной посадкой. В ходовой вместо «перевёртыша» использован обычный «телескоп», суппорты и спереди, и сзади двухпоршневые. Существуют две спецверсии – C90T с высоким ветровым стеклом, покрышками с вайтволлами, клёпанным сиденьем, спинкой пассажира и кожаными кофрами, C90SE с примерно тем же набором допов, но в более строгой раскраске и с меньшим количеством хрома.

M109, С109 (2006 г. – наст. вр.)

M109R

Серия 109 – это отдельный разговор. Ничего подобного в Suzuki ещё не делали! Согласно новым веяниям, инженеры решили не размениваться по мелочам и вывести в свет сразу две интересных новинки. Suzuki VZR1800, он же Boulevard M109R, M1800, Intruder 1800 (2006 г. – наст. вр.) – мощный и стремительный пауэркруизер с весьма «кассовым» внешним видом, внушительными ТТХ и огромным 240-м «катком». Обтекаемый, округлый мотоцикл с обилием хромированных деталей выглядит стремительно, даже стоя на боковой подставке у тротуара. Литера M в названии означает Muscle. Suzuki VLR1800, он же Boulevard C109, C1800, Intruder 1800 (2008–2011 гг.) – большой и пафосный классический круизер для вальяжных поездок. Литера C в названии означает Classic. Suzuki Boulevard M109R2 (2009–2011 гг.) – спецверсия, отличающаяся от базового M109R меньшим сухим весом, фарой, деталями обвеса и эргономикой.

C109R

 

Двигатель на всех один. Это созданный с нуля исполинских размеров двухцилиндровый V-образник с полусухим картером, впрыском топлива (по одной форсунке на цилиндр), двумя распредвалами и четырьмя клапанами на каждый цилиндр, а также рекордным диаметром поршней 112 мм при ходе всего в 90,5 мм. Часть начинки и технологий перешли по наследству от серии GSX-R –кованые алюминиевые поршни, новые маслосъёмные кольца с покрытием из нитрида хрома, усиленный коленчатый вал и хромомолибденовые шатуны. Неприятных вибраций минимум. За это стоит сказать спасибо шести сайлентблокам, через которые мотор крепится в стальную раму. Крутящий момент передаётся на заднее колесо карданным валом. Силовой агрегат у C109R по сравнению с таковым у M109R немного придушен (117 л. с. при 5800 об/мин) распредвалами и системой управления ради более высокой мощности и эластичности на низких оборотах, что для классического круизера вполне уместно.

C109R

По особенностям конструкции и повадкам силовой агрегат уже отстранился от иных чопперных «мясорубок», приблизившись к ретивым спортбайковским «двухстволкам». Его так же надо крутить (но не до звона) и щепетильно обслуживать.

В 2007 г. модель M109R еле заметно преобразилась косметически – изменилась форма крышек головок цилиндров, кожух привода карданного вала стал хромированным. К 2008 г. кожух фары стал более вытянутым, увеличилась в размерах хромированная вставка. В этом же году Suzuki выпустили Boulevard M109R Limited Edition – чисто имиджевый вариант, отличающийся от базового «спортивными» полосками через весь мотоцикл, прозрачными световыми приборами, обивкой сиденья и подложкой панели приборов.

С109RT

Осенью 2013 г. компания Suzuki анонсировала отдельную спецсерию мотоциклов под общим названием B.O.S.S. Аббревиатура расшифровывается как Blacked-Out Special Suzuki (в переводе на русский язык – «Особенный затемнённый Suzuki»). В серии четыре модели C90, C90T, M109R и С50. Их главная отличительная черта – практически полное отсутствие хрома в пользу чёрного цвета. M109R B.O.S.S отличается от базовой версии дополнительно жёлтыми вкраплениями по продольной оси мотоцикла и на колёсных дисках.


У выдающихся ТТХ есть и обратная сторона медали. Повышенная мощность – это всегда компромисс. Двигатель «Булеварда» подъедает масло, что свойственно многим большеобъёмникам. Тонкие и длинные поршневые кольца ввиду очень большой площади соприкосновения на высоких оборотах просто не успевают снимать масло со стенок цилиндров. Даже новый мотор с минимальным пробегом в относительно щадящем режиме эксплуатации может «переваривать» до 500 г масла от замены до замены. Если долго ехать на предельных оборотах, то за какие-то 300–500 км пути уровень масла может запросто упасть до критического. Не успеете и глазом моргнуть, как вкладыши на коленвал намотает. Даже контрольная лампа давления на прощанье не успеет загореться. Подобное поведение не неисправность, а особенность, которую следует учитывать. При частой езде в полный «газ» уровень масла в двигателе следует проверять перед каждой поездкой.


Система смазки с полусухим картером (отдельного маслобака нет, его роль выполняет картер, масло циркулирует по системе при помощи насосов) не любит перелива масла выше уровня. Излишки сразу выдавливаются в воздушный фильтр с последующим дымом, запахом и пятнами на асфальте.

Второй источник повышенного внимания – слабоватое для конкретных условий (вес, крутящий момент и мощность) сцепление. На ранних партиях M109R по этому узлу было несколько отзывных кампаний. От неаккуратного использования (резкие броски, старты с сильной пробуксовкой заднего колеса) преждевременный износ не заставит себя долго ждать. Вплоть до обездвиживания мотоцикла. Трос сцепления из-за больших нагрузок становится расходным материалом. Известны случаи возникновения проблем с коробкой передач – плохо втыкается или вылетает вторая и пятая передачи, доносится шум и хруст. Часть проблем решается точной регулировкой сцепления. На мотоциклах с 2008 г. данная проблема устранена. Для экземпляров более ранних годов выпуска производитель рекомендует установить специальный shift kit (прокладка, пружина и шестерня с укороченными зубцами). Опытные булевардоводы на всякий случай во избежание проблем с коробкой передач советуют не перекручивать двигатель на первой и второй передачах.

M109R

К слову о серьёзном ремонте. Покупать «градообразующие» детали (коленвал, поршни и т. д.) на Boulevard любой кубатуры астрономически дорого. Заклинивший двигатель при современных курсах валют можно даже не вскрывать. Проще, быстрее и дешевле озаботиться поиском б/у силового агрегата.

Своеобразно решена проблема эстетики пассажирского места. Глухой задний колпак не содержит внутри сиденье. Его необходимо устанавливать отдельно. В итоге у каждого владельца в наличии и громоздкая заглушка, и не менее громоздкое сиденье. И выбор между ними надо сделать непосредственно перед поездкой.

 M1800

У всех современных Suzuki Boulevard, в особенности у моделей M109 и M90, к сожалению, прослеживается одна не очень приятная тенденция. В отличие от no silicone «Харлеев» пауэркруизеры Suzuki грешат повальным утоньшением всего, что можно и нельзя, а также переходом с благородного и уместного в данном контексте металла на пластик. Но пикантность ситуации ещё и в том, что хрупкие пластиковые детали стоят, как целый посёлок городского типа в Курской области.

Регулярное протягивание всего крепежа является для владельцев «Интрудеров» и «Булевардов» нормой жизни. Высокочастотно вибрирующий мотор медленно, но верно откручивает не только крепёж облицовок, но и детали посерьёзнее. Например, патрубки системы охлаждения.


Не всё просто с тормозами и ходовой частью. При смене поколений разработчики осознанно не стали переходить на алюминиевые рамы. Выигрыш бы получился несущественным. Даже для M109R жёсткая стальная конструкция оказалась более чем оправданной. Ограничились лишь алюминиевым маятником. По подвескам к 50-м и 90-м претензий минимум, данные мотоциклы не наделены спортивными амбициями и априори используются для вальяжной езды. Владельцы M109R, особенно те из них, кто привык ездить действительно быстро, отмечают излишнюю мягкость передней вилки и недостаточную энергоёмкость задней подвески. Для курсовой устойчивости при сверхдинамичной езде не есть хорошо!


M109R – первый серийный мотоцикл с 240-м задним колесом, «Харли» и прочие здоровяки были уже после. В суровых отечественных реалиях стандартный размер «зада» ищется на раз. 250 мм и 260 мм туда входит без проблем, 280 мм можно засунуть с бубнами, но рулиться мотоцикл начинает как баржа с гравием. Водители весом менее 100 кг поворачивать толком не смогут. У C109R уникальный размер «зада», есть только штатный Bridgestone. Никаких альтернатив ему не производится. С учётом того, что «бридж» в Россию не поставляется, покупка этого мотоцикла для длительной езды – потенциальный геморрой. Как вариант – ставить задний баллон от Triumph Rocket 3 Rodster. Там немного иной профиль, но колесо подходит. В этом размере в наличии можно найти Avon и Metzeler.


Радиальные четырёхпоршневые передние суппорты были в своё время отбракованы ещё владельцами Suzuki GSX 1300R Hayabusa, для большого веса Boulevard M109R их эффективности так же недостаточно. Часто приходится спасаться задним тормозом, который не то чтобы сильно информативен. На C109R устанавливаются менее производительные трёхпоршневые передние суппорты, но они с задним контуром объединены в комбинированную систему торможения. Инженеры Suzuki упорно не хотят признавать эффективность антиблокировочной системы торможения. Как иначе можно объяснить тот факт, что ни один из «Булевардов» её так и не получил.

Краш-тесты

Свежие инжекторные модификации, несмотря на свою монументальность и брутальность, особой прочностью не отличаются. Фатальные повреждения могут наступить даже при самых лёгких авариях. Что поделать… «чем громче шкаф, тем больше падает» и сам себя своим же весом разрушает. В порою безобидных ситуациях гнутся рамы и вилки, ломается многочисленный пластик, гнутся и вырываются хлипкие крепления. В общем, современные «Интрудеры» в основном для тех, кто умеет ездить, не падая… в любом другом случае стоимость восстановления после краш-теста до ухоженного не затёртого состояния будет заоблачной.

 

Тюнинг

На базе свежих монстров типа Intruder 1800 часто строятся ещё более агрессивные пауэркруизеры и маскл-байки. Здесь выбор комплектующих несколько богаче. Первейшая процедура – внедрение самого широкого заднего баллона, какой только можно найти на рынке. Переделав половину мотоцикла, действительно, можно запихнуть 300-й каток, но управляемость при этом исчезнет. Фанатичные кастомайзеры, приближенные к уличным и легальным драг-гонкам, иногда используют Suzuki Boulevard в качестве базы для постройки дрегстеров. В природе даже существует несколько готовых турбо-китов.


Вокруг M50, M90 и их модификаций неплохо получаются аппараты для дальнобойного туризма. Всё необходимое в виде ветровых стёкол, багажных систем, подогревов и стайлинговых безделушек имеется в любом афтермаркет каталоге. Хорошим подспорьем является каталог оригинальных аксессуаров Suzuki Boulevard (Suzuki Boulevard Authentic Accessories).

Заключение

Чопперов и круизеров выпускается с запасом. Почти каждый производитель держит наготове в модельном ряду пару различных вариантов. «Булеварды», особенно с появлением M109R, по востребованности поднялись на несколько пунктов вверх во всеобщей табели о рангах. Менее кубатурные модификации хорошо «заходят» для неискушённых начинающих мотоциклистов, которые хотят просто ездить. Мощные 109-е по сумме качеств пришлись в пору тем, кто долго и упорно ездил на спортбайках, затем решил отойти от дел и взять ракету низкого полёта, закамуфлированную под большой пафосный мотоцикл. Что до тенденции по снижению прочности отдельных узлов и повальной замены металла на тонкий пластик – вы же не собираетесь ездить вечно?

 

Выражаем благодарность «Мастерской Романа Молчанова» за помощь в подготовке материала, www.hammerbike.ru, тел. 8-905-954-71-77.
Выражаем благодарность Desmoservice Moscow за помощь в подготовке материала, www.desmoservice.ru, тел. 8-916-087-82-77.


< Шоу в ограниченном пространствеБереги цепи смолоду >
6 Апреля 2015 07:28 Михаил Пимус