Интерконтинентальные

Интерконтинентальные

Универсальные шины Mitas E-07+ для турэндуро

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: Сергей Говорин

Если вы выбираете шины для кругосветки на большой туристический эндуро, то вот они – Mitas E-07+. В меру зубастые, с неплохими сцепными свойствами и огромным ресурсом. Универсальные, с какой стороны ни взгляни.


Главное во всесезонной и универсальной резине – это ровность её характеристик при любой погоде, температуре и виде покрытия, по которому колесо катится. Не обязательно быть лучшим везде, достаточно просто быть средним и предсказуемым везде.

В реально дальнем путешествии гнать на все деньги быстро надоедает. Даже самые упёртые остывают к концу первой недели и переключаются в спокойный режим, когда едешь скупо и монотонно, правила особо не нарушаешь, рекорды скорости не ставишь, аварийных ситуаций не создаёшь. Одно дело, когда попадаешь в аварию рядом с домом, где и стены помогают ускорить регенерацию костной ткани, и мотоцикл друзья в гараж привезут. Другое дело – в чужой стране вдали от дома. Это ты, к счастью, понимаешь на бессознательном уровне и успокаиваешься.

К сожалению, не весь мир покрыт сетью гладких асфальтированных дорог. А там, где это так, всегда найдутся точки интереса, куда будет вести дорога сомнительного качества с гравийными или грунтовыми участками. Так что сцепные свойства резины на грунте в дальнем путешествии – фактор, если и не решающий, то немаловажный.

У Mitas модель Е-07 с рисунком «ёлочкой» существует уже не первый год. Её очень любят владельцы эндуро, использующие свои мотоциклы и на асфальте, и на лёгком бездорожье. Она неплохо держит на шоссе, позволяет уверенно ехать по гравию, песку и сухим грунтовкам, долго ходит. Причём «долго» здесь – это реально долго. Известны случаи, когда комплекта Е-07 хватало на 35000 км – это три континента пересечь.

Появление BMW R 1200 GS LC с шинами новой размерности 120/70–19 впереди и 170/60–17 сзади не только задало новый отраслевой стандарт на покрышки для туристического эндуро, но и подстегнуло появление 150-сильных мотоциклов с такими колёсами. И вдруг оказалось, что обуть-то их и не во что… К такому внезапному повороту событий шинники были не готовы. Недостаточно было имеющиеся модели просто сделать в новом размере. Надо было разрабатывать заново и каркас, и рисунок протектора, и резиновую смесь.

Кто-то справился быстро, кому-то потребовалось больше времени, но на данный момент практически у всех мотошинников есть что предложить в размерах на «жидкого Гуся». Но когда начинаешь выбирать из этого многообразия, понимаешь, что хороших в чём-то одном моделей достаточно, а вот по-настоящему универсальных мало…

Со внедорожной шашкой проблем нет, равно как и с асфальтовой резиной. Но у первой на асфальте ресурс будет не больше 8000 км, а вторая сцепными свойствами на грунте обделена напрочь. До 2018 года единственной моделью была Heidenau K 60 Scout , сейчас в этот список удачно добавился Mitas E -07+.

Концепция рисунка «ёлочкой» осталась. Ветки этой ёлки образуют более плотный «ствол» по центру покрышки и расходятся от него к краям протектора. Через большие промежутки между шашками из пятна контакта отводится вода и жидкая грязь, а кромка шашки позволяет цепляться за мягкий грунт.

Центральный ряд не стали делать сплошным, чтобы улучшить сцепные свойства на грунте и грязном асфальте, покрытом песком и пылью. Наличие прорезей по центру обуславливает некоторую шумность резины – она начинает тихонько гудеть на скоростях выше 90 км/ч. Это гудение складывается из «шлепков» передних кромок шашек при касании асфальта. На новой резине оно выражено отчётливо, по мере обкатки резины и скругления этих кромок будет стихать.

Недостаточная «выбритость» после вынимания из пресс-формы обеспечила странное поведение шин в первые километры после установки. Шины не давали ощущения уверенности в сцепных свойствах и немного «плавали» по дороге. Просто резиновые усики, подгибаясь, попадали между асфальтом и шашкой, работали там, как иголки в подшипнике качения, и обуславливали эту желейность. Но по мере их естественного стирания сцепные свойства стали стабилизироваться и к третьей сотне километров пробега пришли в норму.

При попытке на этом «Митасе» выяснить, что на BMW R 1200 GS первым касается асфальта – боковые алюминиевые ящики или водительские подножки, – запросто можно убедиться, что это происходит практически одновременно с касанием асфальта защитной дугой и грузиком руля. Ну не для трека сделали E -07+ – для агрессивной езды по асфальту есть Mitas Terraforce R . E 07+ позволяет ехать по асфальту, проходить повороты в наклоне, ехать по горному серпантину и извилистым дорогам вдоль морского побережья, но без экстрима: без потёртых коленных слайдеров и подпиленных водительских подножек. Просто ехать вперёд.

На торможении на асфальте шины ведут себя стабильно и предсказуемо. АБС раньше времени стрекотать не начинает, замедление хорошее и мощное. Если тормозить экстренно, то слышно, с каким невероятным усилием, сопровождаемым гулом, повизгиванием и попискиванием, шины цепляются за асфальт. И цепляются при этом хорошо – нареканий к продольным сцепным свойствам у меня нет. И на разгоне, кстати, лампочка трекшн-контроля тоже не спешит загораться.

Крупные и глубокие промежутки между рядами «шашек» обуславливают уверенное сцепление на грунте. По обочинам, гравийным дорогам, сухим грунтовкам, бетонным плитам и просто по сильно разбитым дорогам, некогда покрытым асфальтом, можно ехать уверенно и быстро. На грунте при отключенном трекшн-контроле пробуксовки и боковые скольжения заднего колеса легко контролируются «газом» и тормозом, момент срыва хорошо чувствуется. При трогании с места рывок вперёд присутствует, и он позволяет на мягком грунте выехать даже из сложного рельефа.

Жидкая чавкающая грязь – не лучшее покрытие для E -07+. При спокойной езде канавки между шашками замыливаются, и колёса становятся сликами. Чтобы они самоочищались, надо ехать быстро, а быстро ехать страшновато – протектор у колёс недостаточно зубастый для этого. Нет, преодолеть грязевой участок получится, но не так легко и быстро, как на одноствольной «450-ке», обутой в кроссовую резину. Это будет преодолением.

Теперь о главном – о ресурсе. Именно ради него люди готовы привыкнуть к не самым выдающимся сцепным свойствам. При установке покрышек на диски в глаза бросилась высокая жёсткость каркаса шин. На передней покрышке можно было сидеть, и она при этом не сминалась. Да и сама резиновая смесь не была ультрамягкой – ногтем продавливалась с трудом. При этом шины на диски наделись без труда, и на хамп диска при накачивании обе защёлкнулись легко.

Эти шины из-за их жёсткости сложно прогреть. Не знаю, для чего это надо, ведь они и при комнатной температуре неплохо держат, тем не менее. Но эта же жёсткость определяет их хорошую сопротивляемость проколам и безразличие к падениям давления – по изменению поведения мотоцикла вы поймёте, что что-то не так, и остановитесь проверить до того, как спустившая покрышка начнёт жеваться. Жгутик, насос, и поехали дальше.

По косвенным признакам и внутренним ощущениям их ресурс на тяжёлом туристическом эндуро должен быть не меньше 20000 км, что совпадает с отзывами европейских турэндурщиков, попробовавших новинку летом 2018 года. Обычно они хвастаются, что резины в путешествиях хватает на 20000–25000 км, особенно экономные умудряются дотянуть до 30000 км, но к этому пробегу заднее колесо по центру больше похоже на гоночный слик.

Комплект такой резины в размерах на R 1200 GS стоит 12460 руб., прямой конкурент Heidenau K 60 Scout ощутимо дороже – 19900 руб., более внедорожные Michelin Anakee Wild и Metzeler Karoo 3 – 18110 руб. и 16750 руб., соответственно. Но по ресурсу Michelin и Metzeler конкуренцию Mitas составить не смогут…

Шины на тест предоставлены компанией MotodaRT: www.motodart.ru, +7 (800) 555-98-61
Мотоцикл BMW предоставлен BMW Motorrad Россия: www.bmw-motorrad.ru


< Metzeler Karoo 3Чешско-словенские шины >
21 Октября 2018 08:02 Денис DEAN Панфёров