Mitas для турэндуро

Mitas для турэндуро

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото из архива редакции

При подборе новой резины на двух-, трёхцилиндровый туристический эндуро не проходите мимо ассортимента чешской резины Mitas. Вряд ли какая-нибудь другая шинная компания сможет предложить более широкий и при этом сбалансированный ассортимент шин в этом сегменте.


Оффроуд и Mitas всегда были не разлей вода. Эта тема разрабатывается шинной компанией из города Злин уже не одно десятилетие, и за это время удалось достичь больших успехов. Вход вместе с Sava в концерн Trelleborg помог оптимизировать линейку внедорожных шин, ввести новые модели и снять с производства неактуальные. На данный момент есть четыре модели, отличающиеся по степени зубастости. О них я и расскажу.

Mitas Terra Force R (80 % road, 20 % offroad)

Эта дорожная шина станет отличным выбором для тех, кто съезжает с асфальта не часто и только на гравийные грейдеры и сухие грунтовки, чтобы от дороги до речки доехать. На грунте, особенно на влажном, Terra Force R чувствует себя бледно, зато на асфальте все его положительные качества раскрываются в полную силу: отличные сцепные свойства в сухую и дождливую погоду, очень низкий уровень шума, правильная геометрия арки протектора, обеспечивающая нейтральную управляемость мотоциклу. Стальной каркас обеспечивает жёсткость покрышки и неизменность внешнего диаметра колеса при любых скоростях движения – на высокой скорости резина ведёт себя очень стабильно, при этом скорость износа у неё невысокая. При бережной эксплуатации без отжигов комплект может пройти больше 30000 км.

Terra Force R будет хорошей заменой штатной резине на вашем туристическом эндуро после её износа. Мне кажется, что по многим параметрам она превосходит те покрышки, которые любят выбирать заводы в качестве первичной комплектации. По цене, кстати, Terra Force R тоже выгодно отличается в лучшую сторону.

 

Mitas E-07 и E-07+ (50 % road, 50 % offroad)

E-07+

Эти шины любят и уважают те путешественники, которые едут в неизведанные дали своим ходом. Карелия, Алтай, Закавказье, Средняя Азия, Памир, Монголия, Сибирь – везде, где асфальта мало, он отвратительного качества, а грунт встречается регулярно, Е-07 будет идеальным выбором. Эти колёса сочетают в себе приличные сцепные свойства на грунте, в том числе влажном, с большим ресурсом на твёрдом покрытии. То есть они выдерживают приезд своим ходом в «Сфинктрале дель Мондо» и не требуют переобувки перед съездом туда с асфальта.

Ко мне часто обращаются иностранные кругосветчики, которые в последние годы часто предпочитают проезды через Россию путешествиям через север Африки и неспокойный ближний Восток. В 50 % случаев они спрашивают именно Е-07, что говорит о популярности этой модели не только у нас в России, но и в мире.

Новинка 2018 года, Е-07+, представляет собой адаптацию классического рисунка Е-07 к новым размерам переда и зада, встречающихся всё чаще на туристических эндуро. Жалко, что производители резины немного опаздывают за производителями мотоциклов, ведь размер 120/70–19 и 170/60–17 начал устанавливаться на конвейере ещё в 2013 году, а более-менее изобилие по части выбора резины наступило только в 2018 г.

 

Mitas E -10 (30 % Road , 70 % offroad )

Если вы живёте в европейской части России, то Е-10, скорее всего, вам просто, чтобы ездить, ставить нет смысла. Всё-таки это больше резина для преодоления, чем для езды по дороге. По асфальту она тоже держит, но изнашивается достаточно быстро потому, что рисунок у неё не «ёлочкой», как у Е-07, а классической эндурной квадратной шашкой, и на асфальте передняя кромка этой шашки забивается, скругляется и начинает хуже держать на грунте.

Своим ходом от Москвы ехать до красивейших мест планеты на Е-10 не имеет смысла. Вы ухудшите её внедорожные свойства ещё до выезда на грунт. Лучше отправить комплект резины в последний крупный город перед съездом с дороги транспортной компанией, доехать до него на асфальтовой резине, там груз получить, переобуться и получить внедорожное удовольствие по-монгольски или по-алтайски. А вот обратно уже можно и на изношенной скруглённой шашке доехать – ведь чем она сильнее сточена, тем лучше будут сцепные свойства на асфальте.

 

Mitas E -09 (20 % road , 80 % offroad )

E -09 использует идеи рисунка Е-10, но сильнее развивает их в вертикальном плане. То есть форма шашки похожа, но сама она немного мельче, зато выше. Большие просветы между шашками помогают лучше самоочищаться в вязком грунте, а большая высота обеспечивает лучший зацеп в грунте мягком и сыпучем. По своим свойствам Е-09 достаточно близка к спецификации FIM к резине для соревнований по эндуро, но полностью им не удовлетворяет.

Если Е-10 позволяет доехать по асфальту 300–400 км до бездорожья, то на Е-09 я бы этого делать совсем не рекомендовал. Однозначно, везти к приключениям самостоятельно или отправлять транспортниками. Но на свежей Е-09 вы будете королями бездорожья и в походе, и на мероприятиях типа BMW GS Camp .

При езде по асфальту может возникнуть чувство «плавания» заднего колеса, как будто оно не докачено до положенного давления. Это нормально: при шашке такой высоты она имеет свою собственную эластичность, что и обуславливает некоторую «желейность» поведения. 20 % асфальтовости позволяют по нему ехать, но, к сожалению, не позволяют чувствовать себя на нём абсолютно уверенно.

Резюме

Кроме Terra Force R , у каждой покрышки, помимо обычной версии, существует ещё вариант исполнения Dakar , отличающийся усиленным каркасом, большим сроком жизни и лучшей сопротивляемостью проколам. Её следует выбрать, если вы едете по глухим местам без цивилизации, и покупка новой покрышки взамен пробитой на маршруте может быть сопряжена с большими сложностями либо длительным ожиданием пересылки. Для околоасфальтового туризма с вылазками на грунт лучше предпочесть обычную версию.

Надеюсь, обзор семейства внедорожных шин для туристических эндуро поможет вам не только сделать правильный выбор резины для путешествия, но и правильно их использовать. А таблица размеров поможет понять, что производит компания Mitas для вашего мотоцикла. Интересных вам путешествий!


< Набор на каждый деньПодошва от Michelin >
19 Июля 2018 09:21 Денис DEAN Панфёров