Зимняя неспячка

Зимняя неспячка

Текст: Николай Богомолов

Городская зимняя езда – специфический вид мотоактивности, который вызывает много споров и требует особого подхода. Тест-редактор «Мотоэксперта» несколько месяцев испытывал на себе плюсы и минусы вождения при минусовой температуре на скользких дорогах Москвы.


Транспорт. 

Я несколько лет пытался подобрать двухколёсный транспорт для зимней езды, но ничего хорошего из этого не выходило. Самый очевидный, лёгкий эндуро – высокий, холодный и неудобный, без дорожных зимних покрышек. Большие эндуро слишком дороги, чтобы купать их в реагенте и рисковать падением. Мотоциклы с коляской я вообще не очень люблю из-за габаритов. Как ни странно, лучшим вариантом оказался 50-кубовый двухтактный скутер. Он лёгкий и низкий, его можно буквально руками и ногами вытащить из неприятных ситуаций. Мощности мало, поэтому заднее колесо если и буксует, то по минимуму. Максимальная скорость невысокая, но для зимы более чем достаточная. Он недорогой как сам по себе, так и в обслуживании, запчасти и тюнинг стоят копейки. После несложных модификаций начинает разгоняться до 90 км/час, неплохо даже для лета. Наконец, в нашу эпоху камерного беспредела вероятность получить штраф стремится к нолю. «Полтинников» у нас на рынке множество, я выбрал Vespa LX50 по многим причинам. «Веспа» крупная, не выглядит подростковой игрушкой, легко ремонтируется своими руками, а если не получается, неподалёку от дома, в Сокольниках есть отличная специализированная мастерская Александра Снуса, который знает об итальянских скутерах всё и оперативно решает любые проблемы.


Покрышки. 

Главная зимняя деталь для любого дорожного колёсного транспорта – покрышки. Одно из основных преимуществ скутера перед мотоциклом – большой ассортимент шин разных производителей, типов и размеров. В некоторых крупных европейских странах вроде Германии зимой ездить на летних покрышках запрещено, поэтому заводам для выживания в конкурентной борьбе приходится совершенствовать технологии и выдавать качественный продукт. В России любителей помёрзнуть значительно меньше, так что резину приходится поискать, особенно в веспином размере. Самая раскрученная – Heidenau К58 и К62. Но в наличии оказались только всесезонные модели, а зимнюю, с добавлением в компаунд силики, нужно заказывать заранее. В наличии удалось найти Mitas MC32. Ценник гуманный, примерно четверть от хорошего мотоциклетного комплекта. Это наводило на некоторые подозрения, что хорошо и дёшево не бывает, как оказалось, совершенно напрасные. При сильном минусе сухой асфальт встречается нечасто, но если повезёт его застать – держак почти как летом. За счёт глубокого полукроссового протектора сравнительно неплохо гребёт в снегу. А мелкие ламели работают на тонкой скользкой кашице с небольшими вкраплениями льда. Мне довелось поездить в сильный снегопад, когда машины болтало от обочины до обочины. И чувствовал я себя намного лучше, чем опасался перед выездом.


Экипировка. 

Снегоходная экипировка – лучшее, что придумано для зимней езды. Она тёплая, непродуваемая, защищённая от падений. Можно брать полный комплект и ездить. Одна неприятность: мембраны и прочие технологичные элементы не рекомендуется часто стирать, а пачкается одежда постоянно. Поэтому есть смысл взять модели попроще. Или, если выезды планируются редкие, обойтись одеждой для горных лыж или сноуборда, она намного дешевле. В интеграле ездить тепло и комфортно, но визор пачкается снаружи и запотевает изнутри, даже с пинлоком. Через какое-то время приходится его поднимать, но ледяной ветер в глаза не самое приятное явление. В кроссовом шлеме с балаклавой и дефлектором дыхания ездить немного прохладнее, зато зимние очки с двойным стеклом не запотевают, козырёк защищает их от снега, а если они всё же загрязнились или замёрзли, можно быстро надеть запасные. Защиту я надеваю максимальную, всё же зимняя дорога может преподнести самые разные сюрпризы.


Тюнинг. 

Для зимней езды придумали много интересных штуковин, но не все могут быть полезны при действительно низких температурах. «Валенки» и «фартук», то есть чехлы для рук и накидка для ног, хороши в Западной Европе. Когда на улице -10, всё это мёртвому припарки, в городе от них больше неудобств, чем пользы. Ручки с подогревом тоже не слишком эффективны. Кроме того, на морозе не слишком большая скутерная батарея быстро разряжается, а дополнительный мощный потребитель может посадить её быстрее, чем она будет заряжаться. Впрочем, у «полтинников» обычно бывает кикстартер, так что фатальной такая ситуация не станет. Тёплых снегоходных перчаток при небольших пробегах вполне достаточно, добавить можно разве что слой изоленты на ручках тормоза, чтобы не хвататься за ледяной металл. А если ехать нужно долго, хорошо работает сочетание «валенок» и обогрева руля. Вообще, перед зимой лучше тюнинговые компоненты не ставить, а снимать. Дорогие глушители, амортизаторы, обвес есть смысл заменить на обычные, простейшие, чтобы не портить их реагентами и влагой. Высокооборотистые настройки мотора и трансмиссии лучше сменить на что-то более спокойное и «низовое»: резкость на скользком не самое полезное качество.


Погода. 

Прогноз погоды – главный друг зимнего мотоциклиста. А погода – главный фактор, мешающий ездить постоянно. Как ни странно, в Москве, чем сильнее мороз, тем приятнее кататься. Если температура выше -5, особенно в сочетании со свежим снегом и термоядерными реагентами, попадаешь в отвратительный душ из грязной жидкости, которая трудносмываемым слоем покрывает технику, экипировку, а главное и самое опасное – очки или стекло шлема. Чем холоднее – тем приятнее ездить. Но иногда городские службы умудряются полить дороги таким ядом, что даже в -10 образуются лужи. Поэтому при желании покататься лучше заранее обратить внимание, что творится на улицах.


Особенности вождения. 

Больше всего не разбирающихся пугает в зимней езде скользкая дорога. На самом деле зимние покрышки, малая мощность и малый вес решают основную массу проблем. Но есть особенности. Главный враг – лёд, голый или присыпанный снегом. На нём двухколёсная техника может упасть быстрее, чем водитель заподозрит неладное. Обычно он встречается на обочинах, заправках, во дворах и других местах, где машины ездят редко и медленно, и поэтому там не особо борются с обледенением. Правила безопасности простые: смотреть внимательно, не торопиться, не трогать передний тормоз и не злоупотреблять задним. Не надо стесняться в поворотах по-кроссовому выставлять ногу, а при повышенной опасности можно сбросить обе, используя их для баланса и опоры. Несколько раз мне удавался удивительный фокус: на льду подламывалось переднее колесо, мопед практически падал, но я вставал на ботинки, как на лыжи, и руками вытягивал его в вертикальное положение. Лёгкий снос заднего колеса даётся легко, особенно если есть опыт внедорожной езды, но среди машин лучше не увлекаться, мало ли какой скользкий кусок попадёт под колесо.


Ехать или не ехать? Зимнее городское катание на скутере вполне реально. Но я бы не стал рассчитывать каждый день ездить по делам и вообще строить какие-то далеко идущие планы. То есть повседневная езда возможна, но большого удовольствия она не принесёт, главным образом благодаря душу из реагентов. Хотя кого-то может это и устроит. Если хочется относительного комфорта, устраивать выезды придётся спонтанно, когда позволяет погода. Тогда они станут хорошим лекарством от мототоксикоза, а заодно способом прокачать водительские навыки, которые зимой работают по-особому. Ну и просто новым видом удовольствия, открытием ещё одной стороны мотоциклизма.


< Психология кризисаНастоящий! >
1 Февраля 2019 11:17 Николай Богомолов