Как бы странно это ни звучало, на текущий год российский мотопром, которого нет, официально признан самым лучшим, пускай и сквозь сито уникальных аппаратов в единичном исполнении, которых всё больше. AMD 2018 покорён. Zillers первый, русский… ну вы в курсе…
Напомним главное. По результатам нескольких последовательных российских чемпионатов Дмитрий Голубчиков (мастерская Zillers Garage, Москва) как непререкаемо лучший представитель от страны был направлен на максимально возможный заруб среди кастомайзеров всего мира – AMD World Championship of Custom Bike Building. Если честно, для людей в теме всё было понятно ещё на ранних стадиях. Невозможно не признать такой технический и одновременно творческий гений. Дмитрий уже перерос российские площадки и на общемировом фоне смотрится, мягко говоря, не бледно. «Зиллерс» совершенно точно привезёт с собой «вазу». И вряд ли одну… Забегая вперёд – так и произошло.
Русская банда, помимо маэстро Голубчикова, выкатила на AMD ещё шесть мастерских – Iron Custom Motors, KastoLom Garage, DriveIn Workshop, Mechanical Workshop of Medvedev, MatCustom, Palan Choppers.
Полная кастом-зона AMD по состоянию на 2018 год насчитывала 120 мотоциклов. Причём, что интересно, более 50 % участвующих мастерских – это новички международных состязаний. Столь крупный чемпионат мощнейшая мясорубка, в которую участники попадают по своей воле. А дальше – либо со щитом, либо на щите. Вы можете сколь угодно много видеть максимально эпичные кастомы в соцсетях. Это не значит, что все они имеют нужные качества, чтобы заявиться в состязательный кастомайзинг. Особое желание доказать собственное превосходство не менее важно, чем хром, редкие детали и сложные механизмы.
Итоговая турнирная таблица поделила мотоциклы глобально на две полярные категории: те, что ближайший год будут на слуху и на виду, а также те, что будут сделанными «в стол». Последних окажется несоизмеримо больше. Значит, ценнее будут первые.
Подиум в наиболее технически изысканной категории чемпионата, коей является Retro Modified, целиком и полностью за представителями Италии. Третье место заслуженно досталось слегка разбавленному современными комплектующими борд-трекеру Iceman Scout Boardtracker с мотором Indian от мастерской American Dreams. На второй ступени пьедестала мотоцикл Anniversary от Abnormal Cycles (Италия) на базе узлов от Harley-Davidson WLA. Отличительная черта проекта – высокая аутентичность. Всё выглядит так, будто кастомизация проходила в далёкие времена, когда донор только сошёл с конвейера. Самым главным по раритетам признан мотоцикл VM 003–16 от VM Cycles. Тут невооружённым взглядом видно огромное внимание к деталям, а также наличие великолепного вкуса у создателей. Доработанный почти в каждой детали тёмно-бордовый классический «Харли» хорош с любого ракурса. Не докопаться!
Для самого эпатажного мотоцикла шоу существует специальная номинация Public Choice (приз зрительских симпатий). На этот раз победу одержала польская команда Szajba’s Garage с монструозной «кочергой» под названием Drag 360, построенной на базе 360-го заднего баллона и двигателя от GL1500.
Единственная из всех брендозависимая категория Modified Harley-Davidson в контексте топ-3 по стилям и техническим решениям разнилась от позиции к позиции амплитуднее остальных. Место номер «3» за антиграциозным и почти цельнометаллическим трайком Silver Storm (мастерская One Way Machine, Германия). Трудно разглядеть в данном проекте большую любовь к эстетике в мелких деталях, но технической сложности и желания выделиться ему точно не занимать. Испанская мастерская Lord Drake Kustoms решила представить на AMD своё видение процесса привнесения автомобильных ноток в сущность мотоцикла. Проект Speedster – размышление на тему дерзкого уличного мажора в дорогих побрякушках и с шильдиком Porsche на самом видном месте. Сколь не старались неофиты, победил классический подход к трансформации Harley-Davidson. Занявший первое место Silver Storm от One Way Machine (Германия) – это стелящийся к полотну дороги частично захромированный минималистичный softail с массивным bigtwin-ом и крылатой женщиной на бензобаке. Что-то в этом определённо есть…
Традиционно наибольшая концентрация технических изысков в категории Freestyle. Если бы не современный двигатель, то занявший 10-е место турбированный Indian на кастомной раме (проект Indian Super Scout) от Roth Engineering побился за призовые места в Retro Modified. Очень цельный и аккуратный проект с ярко выраженной ретроклассической составляющей.
Примерно в той же стилистике исполнен аппарат, занявший девятое место – румынский (мастерская Anarchy custom) кастом на базе канонического двигателя Ironhead. Мотоцикл максимально аккуратно покрашен и собран, не переполнен излишними подробностями.
Проект, обосновавшийся на восьмом месте, только подтверждает высокую популярность ретростиля в зачёте Freestyle. Американец, названный Sour Kraut (мастерская Union Speed and Style) гордо несёт в своей «сухой» раме двигатель Knucklehead. Важная особенность проекта – сохранённые барабанные тормоза на заднем колесе и наличие передней вилки типа спрингер совершенно дивной красоты. Хром и покраска, само собой, выше всяких похвал. При всей ретроспективности Sour Kraut выглядит как новенький.
Создавая мотоцикл, занявший по сумме балов седьмое место во Freestyle, итальянцы из Radikal Choppers 70s Helmets, как говорится, дали волю эмоциям. В проекте The Skinny налицо все элементы ретрокорча, но в сильно более приукрашенном виде. Хром, полировка, всевозможные блёстки, детали под золото… дорого-богато, аляписто, но технично и узнаваемо.
Неведомая зверушка Flying Marla от итальянцев из Mannaia, обосновавшаяся на шестой строчке, отражает, пожалуй, главенствующий приём кастомзаруба образца 2018 года – максимально сложносочинённые подвески. Конкретному мотоциклу при безусловно интересных технических решениях немного не хватило утончённости линий и законченности. Оттого из первой пятёрки он выпал.
А заветное пятое место досталось мопедообразному ирландскому кастому под названием Stechmucke, что в вольном переводе на русский язык означает «тушёное мясо». К чему бы это? Меж тем забавный получился экспонат. Один из немногих на базе хорошенько запиленного двухтактника (силовой агрегат от MZ250). Есть своё очарование в скромных габаритах и хребтовых рамах!
На четвёртом месте снова заход на ретро. Да ещё какой! Чешский мастер Pavel Malanik запустил в строительство своего Beast of Brooklands крайне реликтовые комплектующие. Не каждый год увидишь конкурсанта в Freestyle с 90-градусным раритетным твином JAP. Данный мотоцикл в большей степени является репликой мотоцикла-рекордсмена из далёкого прошлого. Его соревновательная биография видится весьма туманной. Особенно в топовой категории.
Не обошлось и без футуризма в чистом виде. Замыкает тройку лучших мотоциклов AMD проект Speedster King от Károly Orkonyi (мастерская Marusius, Венгрия). Мотоцикл с закрученной почти в синусоиду линией экстерьерных деталей визуально со стороны кажется почти 3D-моделью с электродвигателем. Реальность несколько иная. Speedster King живой и во многом железный. Двигатель набран из фрезерованного с чистого листа картера, цилиндров от Harley-Davidson и головок от винтажного автомобиля. Работа проделана большая и сложная. Одна только вынесенная ближе к заднему колесу кассетная коробка передач чего стоит.
Конкурсант, для которого участие в AMD развивается по наиболее обидному сценарию – этот тот, кто мог быть чемпионом во Freestyle, но в итоге занял второе место. Экс-чемпионом 2018 года стали малазийские мастера из Eastern Bobber Custom Work. Их проект Bone-X идеологически схож с тем, что любит делать Дима Голубчиков, но в отношении целостности образа и внимания к сочетанию фактур и материалов мотоцикл оказался не настолько хорош. Показательный момент – в соцсетях малазийцы оказали своему участнику невероятную поддержку. Российским болельщикам есть чему поучиться!
Итого Zillers – чемпион! Если точнее, первый чемпион мира из России в главной категории шоу. Лишний раз рассказывать про мотоцикл уже моветон. Мы все его видели и ещё ни один раз увидим на российских выставках. Помимо чемпионства стоит отметить и другие успехи импровизированной российской сборной. Jawa 500 от Zillers Garage вторая в категории Cafe Racer. Первое место занял проект Hurakan от FMW Motorcycles (Италия). Внушительного успеха добились питерцы из MatCustom их брутальный здоровяк Alpha (больше известный в России как «Опасный») занял третье место в категории Street Performance. И сложно сказать, кто более «перформанс» – чёрный суровый низколетящий топор от MatCustom или победитель категории Titanium V от англичан из Paul Milbourn Customs, представляющий собой переодетый в нержавейку карбюраторный Moto Guzzi. Воронежские парни из KastoLom Garage оказались 13-ми в категории Freestyle. С большой вероятностью это их счастливый билет к будущим победам.
Заключение
Победа Zillers Garage сильно более выстраданная, чем кажется на первый взгляд. Российский кастомайзинг тянулся к ней последние лет 15. Причём крайние 10 лет наши спортсмены уверенно держались в лидерах. Теперь российские кастомайзеры получат абсолютно новый вес в общемировом охвате. Что полезно и для индустрии в целом, и для каждого конкретного мастера в частности. Мы стали свидетелями качественно нового витка в истории российского кастомайзинга. И он, кастомайзинг, своими промасленными руками ещё покажет всему миру… и не раз!