Прежде, чем углубляться в конкретику кто кого и насколько обошёл в кастом-шоу «Мотовесны-2016», проапдейтим кастом-терминологию до актуальных 2016 году величин. Никогда более не применяйте по отношению к кастомайзерам слово «тюнинг»! При плохом раскладе и положении луны не в той фазе можно получить по башке тупым тяжёлым предметом. Всё, что выходит за рамки прикручивания на серийный аппарат каталожных деталей из коробки, нынче зовётся словом modified. И никак иначе!
Рассуждать о прелестях современных мотоновинок почти всегда скучно. Инженеры и дизайнеры, создавая новую модель, вначале выдают крутой смелый концепт, от которого при выходе с конвейера остаётся лишь малая толика. Маркетологи, экологи и прочие негодяи делают изначально интересную технику скучной и предсказуемой. Не то, что кастомайзеры. Вот где трэш, угар и веселье!
Итак, c 22 по 24 апреля в отдельном павильоне в рамках Custom & Tuning Show 2016 в очном поединке сошёлся весь цвет российского и постсоветского кастомайзинга. Серьёзные парни здраво и обстоятельно решали, кто на этот раз поедет дальше соревноваться в Кёльн на чемпионате мира по кастомайзингу, а кто отправится обратно в гараж орудовать ключами, молотками и сваркой. С одной стороны, надо признать высокий уровень подготовки подавляющего большинства участников, с другой, малое разнообразие представленной техники. В этом году полёт фантазии мастеров в основном концентрировался вокруг модификации чопперов, круизеров, классиков и каферейсеров. Спортбайков, нейкедов и драгстеров замечено не было за редким исключением в лице Hayabusa Street Fighter от CustomFighters (фото 1), который, кстати, взял второй приз в категории Street Performance.
Кто бы мог подумать, что главным триумфатором Custom & Tuning Show 2016 станет кастом на базе мотоцикла отечественного производства. Парни из FCM вложили в самый заурядный «М-72» доселе невиданное качество. Мотоцикл, названный Rook (фото 2), взял два первых места в категориях Freestyle и Born in USSR. Судьба оппозита могла бы сложиться весьма заурядно. Донором агрегатов недолгое время владел сотрудник «Мотоэксперта» Николай Богомолов. Ничто, как говорится, не предвещало... процесс ржавения и забвения был вовсю запущен. Однако тогда ещё обременённый коляской и врождённой недееспособностью «М-72» достался FCM в качестве оплаты за кастомизацию другого мотоцикла. И понеслось! Результат вы видите сами. Мотоцикл укомплектован абсолютно несекретными решениями. Но каково качество! Рискну заявить, что ещё никто на российской кастом-арене не проявлял к «М-72» при постройке такого количества уважения. Компанию Rook на подиуме в Кёльне составит утончённый проект Jumpster на базе «Шпротстера» от мастерской Fitil DMC (фото 3). Мотоцикл получился удивительно цельным и гармоничным. Под натиском серьёзных соперников он взял первое место в категории Modified H.-D.
Мастерам в постройке каферейсеров пришлось изрядно понервничать. Сильных проектов в категории Cafe Racers оказалось предостаточно. По результатам голосования мечтой хипстеров и бородачей на текущий мотосезон назначен запиленный почти до неузнаваемости руками мастеров из Melnitsky Motors Royal Enfield Continental GT (проект Royal Enfield Maori) (фото 4). Лучшим беггером (категория Best Bagger) ввиду отсутствия конкуренции как таковой был признан увесистый и внушительный Bro Harley от GARAGE 242 (фото 5). В Metric Project всех претендентов раскидал по углам стремительный кастом Fast Racer, выстроенный на базе агрегатов от мотоцикла Triumph руками спецов из TCD (фото 6).
Если бы в регламенте Custom & Tuning Show 2016 существовал конкурс на самый навороченный мотор, всех в одни ворота переиграл бы брутальный корч «А-стероид» (фото 7) от мастерской «Крамарь кастом» на базе рядной четвёрки от Honda X4. Это надо видеть вживую. Механический нагнетатель, много мелкой и точной работы с металлом, хитрые кабельные направляющие в электропроводке и многое другое. «А-стероид» заслуженно первый в категории Street Performance.
Специально для кастом-экспозиции «Мотовесны» Юрий Шиф вне конкурса приготовил подарок зрителям в виде ностальгического проекта «Юрий Гагарин» (фото 8), приуроченного к 55-летию первого полёта человека в космос. Юрий Алексеевич оценил бы! Для того, чтобы вникнуть в задумку мастера, в данном случае не нужно быть заядлым мотолюбителем или опытным кастомайзером. Тот случай, когда прекрасное понятно без объяснений.
В бескомпромиссном тюнинге (категория Tuning) последнее слово за Garage № 13. Их прыткий итальянский скакун оказался настолько хорошо «упакован», что сходу получил и приз Best Custompaint вместе с Bro Harley от GARAGE 242. Старый конь и борозду не испортит, и, при должном обращении, к первому месту приведёт. Так произошло с проектом Mean Machine. Мастерская Leecolnhotrods крайне аккуратно и по делу вдохнула новый смысл в винтажного старичка Harley-Davidson с двигателем Shovelhead (фото 9).
Если бы был отдельный приз зрительских симпатий, то его стоило отдать FCM за мотоцикл постапокалипсиса BrOO (фото 10). Ничего подобного российская кастом-сцена ещё не видела. Нагромоздить поверх мотора от H.-D. WLA раму из швеллера, гигантские колёса и гидроподвеску с резервуаром, в котором живут аквариумные рыбки. Такое можно увидеть только во снах, при том не на самую трезвую голову. Мастерам, строившим такое чудо, нереальный респект за смелость и фантазию!
Кастомы – это то немногое в мотоциклетной сфере, в чём мы конкурентоспособны на мировой арене. Человек, живущий на постсоветском пространстве, априори изобретателен. Технарь изобретателен вдвойне. Одно из ярких тому доказательств – мотоцикл Ducky (фото 11), который Юрий Шиф привёз на «Мотовесну». Ярко-жёлтая мотоутка надрала всем зад на двух крупных международных шоу и останавливаться не собирается. Тут самое время выразить глубочайшую благодарность Дмитрию Хитрову и всем, кто вместе или параллельно с ним организует по России барахолки, встречи и выставки, которые позволяют мастерам мотоциклетного искусства (а это именно оно) развиваться и соревноваться, а не складывать свои мечты в стол до лучших времён!