Polaris RZR – знаменитый side-by-side для быстрой езды по бездорожью. А RZR XP 4 – его модификация, на которой то же самое можно проделывать с семьёй или друзьями.
Концепция
Курс на развитие RZR компания Polaris взяла давно и совершенствует свои спортивные side - by - side в самых разных направлениях: раллийном, грязевом, детском. Ещё одна немаловажная сфера – семейный досуг. Японцы к ней относятся с большой осторожностью из соображений безопасности, опасаясь судебных исков и репутационных потерь, если вдруг сильно пострадает большое количество народа. А производители из Северной Америки относятся к этому вопросу куда проще и вовсю осваивают нишу с минимальной конкуренцией. И Polaris пытается пристроить туда все разновидности своих «сайдов». В том числе те, которые теоретически предназначены для безумных гонок, и где логично размещать экипаж из двух человек, пилота и штурмана. Одной из таких моделей стал Polaris RZR XP 4 1000 EPS . Его главное предназначение – быстро и безопасно ездить с семьёй или друзьями по бездорожью разной степени сложности. Поэтому идею реализовали очевидным образом: за основу взяли обычный RZR , поставили второй ряд сидений и доработали подвеску, чтобы она выдерживала больший вес экипажа.
Двигатель
Моторов для RZR у американцев в последнее время появилось немалое количество. Понятно, что для топовой многоместной машины нужно было что-то большое и мощное, но и «литровых» двигателей в ассортименте Polaris есть несколько. Конструкторы здраво рассудили, что новейший турбированный мотор будет перебором, и воспользовались «атмосферником» ProStar 1000, который хорошо известен по другим вездеходам Polaris . Его главная особенность – хороший крутящий момент на низких оборотах, который очень нужен для езды с тяжёлым грузом вроде четырёх членов экипажа, особенно если в приоритете не высокая максимальная скорость, а разгон в режимах до «сотни». Конструкция ProStar 1000 отвечает всем представлениям о современных моторах: два цилиндра, восемь клапанов, два распредвала, 48-миллиметровые дроссельные заслонки. И вся эта красота выдаёт 110 лошадиных сил при 8500 оборотах. То есть меньше, чем у турбированной версии мотора, но достаточно, чтобы пассажиры в три глотки кричали от ужаса. А крутящий момент находится в районе сотни ньютон-метров, причём в широком диапазоне оборотов, так что стабильность разгона обеспечена.
Трансмиссия
Большой двигатель способен выдавать большую мощность и при этом работать долго и бесперебойно, даже когда перевозит кучу народа. Но в этом случает приличная нагрузка приходится на трансмиссию, и ремень вариатора становится не просто расходным материалом, а деталью, которую нужно постоянно иметь при себе, желательно в нескольких экземплярах. Даже если не брать в расчёт немалую стоимость этой детали, менять её в грязи или песке – удовольствие так себе, и это совсем не то, для чего покупают такую технику. Поэтому инженеры особенно озаботились сохранностью этого узла. Они так перестроили крышку сцепления и систему забора воздуха, что обдув работает даже на низких скоростях, и температура ремня держится в разумных пределах при самой суровой эксплуатации. Когда кабина заполнена людьми, в багажнике лежит тяжёлый груз, а впереди крутой подъём или вязкое болото, совсем не лишней будет понижающая передача, которая выбирается на селекторе рядом с традиционными режимами «Паркинг», «Реверс», «Нейтраль» и «Повышающая». Естественно, RZR XP 4 – машина полноприводная, как и все остальные «Рейзоры». Принудительной блокировки дифференциала и даже принудительного подключения передней оси у неё нет. Есть любимый американский режим AWD , в котором не надо ни о чём думать: по хорошей дороге едешь на заднем приводе, а при пробуксовке автоматически подключаются передние колёса. Если же хочется поездить в классическом раллийном стиле с глубокими контролируемыми заносами, включаешь 2 WD , и работать начинает исключительно задняя ось.
Шасси
Двухместный RZR знаменит прежде всего мягкой работой подвески. На нём можно ехать по кочкам и чувствовать себя, как на асфальте, можно прыгать трамплины и не понимать, в воздухе ты или на земле, потому что шасси поглощает как мелкую тряску, так и сильные удары. В четырёхместной версии эту традицию продолжили. Ход задней подвески, построенной по принципу Trailing Arm , составляет 18 дюймов, то есть 45 см. Почти полметра, более чем достаточно, чтобы обработать какие угодно элементы рельефа. Передняя подвеска ходит на два дюйма меньше, но и этого хватает за глаза. Пружины – с двумя типами витка, чтобы мягко отрабатывалась мелочь в начале хода, и при этом не было пробоя при сильных ударах. Амортизаторы – Walker Evans огромного размера, диаметр задних – 6,5 см. Они настраиваются в большом диапазоне, причём часть настроек выполняется без специнструмента с помощью вынесенных в удобное место «кликеров». Естественно, амортизаторы доработали под вес большого экипажа. Дорожный просвет – 35 см, в самый раз, чтобы пропускать под днищем камни и брёвна. Чтобы увеличить безопасность, специально что-то придумывать не пришлось: с установкой второго ряда сидений увеличилась колёсная база, соответственно, машина стала более послушной и предсказуемой, чем двухместная, хотя не так остро рулится. В стандартной комплектации поставляется с электроусилителем руля. Который автоматически меняет силу срабатывания: на низких скоростях – больше, чтобы легче крутить руль, на высоких – меньше, для более острого контакта с дорогой. Как заявляет производитель, кабина XP 4 – самая комфортабельная и продвинутая во всём семействе «Рейзоров». На заводе устанавливаются небольшие жёсткие двери, спортивный трёхспицевый руль с диапазоном настройки 25 см. В центральном бардачке есть встроенный держатель для мобильного телефона. Сиденья водителя и переднего пассажира перемещаются вперёд-назад, в полу есть сливные отверстия для попавшей в кабину воды. Для задних пассажиров предусмотрены углубления, в которые можно вытянуть ноги в долгой дороге. Ремни безопасности настраиваются по высоте. Чтобы держаться при тряске, предусмотрена толстая и длинная перекладина, а если дорога ровная, можно поставить бутылки в подстаканники и воспользоваться 12-вольтовой розеткой, например, для зарядки телефона.