Горное направление было для Arctic Cat было в числе главных приоритетов ещё до того, как стало мейнстримом. Много лет «коты» оттачивали технологии для езды по склонам и сейчас делают на их базе снегоходы, мало похожие на что-то ещё. «Мотоэксперт» опробовал в Хибинах два флагмана Arctic Cat, двухтактный M8000 и четырёхтактный турбированный М1100.
Основные игроки на снегоходном рынке используют крайне агрессивные рекламные ходы. «Наша новая платформа жёстче и легче, чем самая жёсткая и лёгкая на рынке», «Наш новый мотор мощнее всех остальных моторов на планете». Arctic Cat от таких заявлений почему-то воздерживается. Посмотришь в таблицу характеристик М8000 – и видишь вполне обычный снегоход. Обычный вес, обычная мощность, взгляду зацепиться особо не за что.
Впрочем, иллюзия эта исчезает даже до того, как ты его заведёшь. Arctic Cat славится эргономическими находками, и в М8000 они реализованы в полной мере. К примеру, шнур стартера находится ровно посередине. Во-первых, при таком расположении им может нормально пользоваться не только правша, но и левша. Во-вторых, если снегоход на склоне закопается в снег правым бортом, ты сможешь его завести без помощи лопаты. Руль со смешной гофрой на валу регулируется по высоте за секунду прямо в процессе езды. Например, пока едешь в горы по разбитой дороге, можешь выставить его повыше и всё время стоять на ногах. Добравшись до склона, нажимаешь на кольцо, переставляешь вниз и получаешь лёгкую рулёжку с возможностью дотянуться до рукояток даже из глубокого свеса.
А со свесами и наклонами дела здесь обстоят очень хорошо. Пожалуй, более лёгкого в наклоне снегохода мне встречать не приходилось. Чтобы понять баланс машины, для начала пытаешься поставить его на одну лыжу на парковке. Поддёргиваешь руками и корпусом, давишь ногой. М8000 занял нужное положение ещё до того, как его об этом попросили, достаточно было встать на внутреннюю подножку и взяться за руль. И балансировал он под разными углами, пока мне не надоело. Конечно, такая развесовка может неприятно удивить на укатанной дороге: недостаточно придавил внутреннюю лыжу, и летишь наружу поворота, ломая кусты и рычаги управления.
Зато в пухлом снегу такая валкость даёт божественную управляемость. На других снегоходах, даже при достаточно большом опыте, поворот на одной лыже обычно отнимает некоторые силы. Здесь же манёвр даётся настолько легко, как будто специально под него снегоход и проектировался. Видимо, не последнюю роль здесь сыграло перемещение бензобака под сиденье. Необходимый для поддержания баланса на косогоре угол здесь намного меньше, чем на снегоходах других марок. Когда они уже ползут на боку, ты ещё держишь вполне скромный наклон. А при увеличении угла «восьмитысячник» как бы сам начинает поворачивать наверх. Поначалу такая особенность немного пугает, но потом ты начинаешь ей пользоваться, и получаешь полезную дополнительную возможность в управлении, которая временами приходится очень кстати.
Двигатель по мощности вполне соответствует требованиям класса. 160 лошадиных сил сегодня – не сверхрезультат, но всё равно более чем достаточно в большинстве условий. «Коты» взяли своё не лошадями, а мягким откликом на «газ». Если моторы конкурентов рвут целину при малейшем нажатии на курок, «восьмисотка» разгоняется намного мягче. На ней легко дозировать «газ», балансируя в вязком «пухляке» на грани срыва. При этом с открытой заслонкой она мчится так быстро, что уверенно залетает на практически вертикальные горные склоны.
Но даже 160-сильный «двухтактник» кажется детской игрушкой на фоне турбированного четырёхтактного мотора М1100. Вроде бы, он мощнее всего на 10 %, но разница в характеристике чувствуется просто невероятная. При нажатии на ручку тебя начинает так стягивать назад, что приходится всеми силами держаться за руль, чтобы не улететь в сугробы. Снегоход с напором поезда «Сапсан» равномерно разгоняет тебя до таких скоростей, что становится страшно даже на идеально ровной поверхности. Если кому-то не хочется заниматься глубоким моторным тюнингом, но хочется снегоход, заезжающий на горные склоны любой протяжённости и уклона, М1100 – именно тот вариант. К тому же турбина в заводской комплектации обычно гораздо меньше сжирает ресурс двигателя, чем тюнинговая.
К такой тяге мотора ещё бы добавить управляемости… Но здесь М1100 ощутимо отстаёт от двухтактников. Он заметно тяжелее как по бумагам, так и на практике. Повернуть такую махину – задача не из лёгких. Поставить на одну лыжу – тем более. К ней постоянно приходится прикладывать силу: чтобы повернуть, чтобы затормозить, чтобы удержаться на разгоне. В результате через несколько минут пот начинает течь с тебя тремя ручьями, даже несмотря на лютый мороз.
М1100 – снегоходный вариант американского мускул-кара, который хорошо разгоняется и плохо поворачивает. Надпись “Turbo” на пластике придаст ему веса в глазах продвинутых автолюбителей, но область применения этого снегохода будет не слишком широкой. Другое дело – М8000. Он чуть слабее разгоняется, но всё равно динамики хватает в подавляющем большинстве жизненных ситуаций. Зато управляется снегоход настолько легко, что вполне может использоваться в качестве учебного. Он не выделяется выдающимися характеристиками, но чем измерить такие параметры как манёвренность, удобство посадки, подконтрольность мотора? Которые делают его одним из самых привлекательных вариантов на рынке.
< Увезу тебя я в тундру…Титан в поисках приключений >