В автомобильном мире наличие в модельном ряду двух одинаковых машин с разным объёмом мотора – это обычное явление. При грамотной ценовой политике и правильном списке базового оснащения это помогает продажам, давая возможность выбора. Сработает ли данный приём для горных снегоходов?
Ski-Doo Summit SP 154 600R E-TEC построен на базе его старшего брата 850R E-TEC. У них одинаковые рамы, подвески, пластиковые панели, оснащение, комплектации. Мало того, даже картер мотора одинаковый. Различие только в диаметре цилиндра, ходе поршня и системе впрыска.
Диаметр цилиндра уменьшили с 82 до 72,3мм, ход поршня с 80,4 до 73 мм. В результате объём мотора снизился с 849 до 599,4 см3 – на 29,4%. Пиковая мощность при этом снизилась со 165 до 125 л.с. – на 24%. Пока всё с математической точки зрения выглядит логично. Стоимость 850-ки 1379000 руб., у «шестисотки» 1279000 руб. на 7,2% меньше. Уже возникают сомнения в наличии логики в происходящем. Сухая масса упала с 203 килограммов до 200 – всего на 1,5 процента. И так мы вышли за грань понимания происходящего.
Каким бы прекрасным ни был Summit SP 600R сам по себе, но наличие Summit SP 850R за доплату в 100000 рублей – это серьёзный аргумент в пользу покупки 850-ки. К сожалению, никакие аргументы не смогут обеспечить младшему брату популярности на рынке, по крайней мере в нашей стране. И придётся ему постоянно быть в тени своего старшего брата. А жаль.
Почему жаль? Да потому, что «шестисотка» гораздо больше подходит для постижения азов езды на горном снегоходе, чем «восемьсотпятидесятка». И дело даже не в мощности мотора, а в его характеристиках. Я уже писал, что у них отличаются системы впрыска. Не только своими настройками, но и чисто технически: на старшем «Саммите» помимо форсунок непосредственного впрыска топлива в цилиндры, есть ещё вторая пара форсунок во впускном коллекторе, которые подключаются на высоких оборотах.
И так не самый эластичный двухтактный двигатель при их включении получает повышенную дозу топлива, что обеспечивает быстрый прирост оборотов, и, как следствие, злой рывок вперёд. Когда ты умеешь этим пользоваться, то это, несомненно, благо, но когда только учишься, то вреда от такого рывка может быть больше, чем пользы. Это может привести к закапыванию в пухляк, соскальзыванию со склона, к жёсткому контакту с внезапно выросшим перед носом деревом в конце концов!
На SP 600R всё происходит намного плавнее, прогнозируемее, проще. Но при этом 125 сил – цифра сама по себе очень достойная - это где-то на уровне 700-750 кубовых моторов 5-летней давности. Недостатка мощности нет – снегоход уверенно едет и вперёд, и вверх, не захлёбываясь и не икая. Запас тяги у него есть всегда, и это именно прогнозируемый запас, а не неожиданный подрыв при переходе через какую-то грань при нажатии на курок «газа».
Как снегоход едет, поворачивает и прыгает можно рассказывать долго и с удовольствием. Он абсолютно идентичен по раме, геометрии и подвескам «Саммиту 850», и едет абсолютно так же: предсказуемо, уверенно, точно. Он хорошо рулится переносом тяжести тела и контррулением, стабильно пишет дуги в глубоком снегу в наклоне, охотно меняет направление движения и рисует змейки на снежной целине. Но главное в нём – это то, что всё это получается сразу. Под него не надо переучиваться, к нему не надо привыкать, не надо адаптировать свой стиль езды. Эта одна из немногих снежных машин, на которые «сел и поехал», как в песне. Едется на нём легко, непринуждённо и весело.
Давайте я вам ещё расскажу о двух системах, упрощающих жизнь снегоходчику. Первая – это задний ход. Даже не сам по себе, а его реализация. Если при работе на холостых оборотах нажать оранжевую кнопку на левом пульте на руле, то отключается искра в цилиндрах, коленчатый вал делает первые пол-оборота по инерции, теряя скорость, потом второй поршень подходит к ВМТ, сдавливает топливно-воздушную смесь в цилиндре, но, будучи не в силах преодолеть сопротивления сжимаемого воздуха, идёт назад, раскручивая коленвал в обратную сторону. В это время проскакивает искра, поджигая смесь в цилиндре, и вуаля – двигатель уже крутится в другую сторону – двухтактному мотору же всё равно в какую сторону вращаться.
Из-за настроек вариатора задним ходом так же, как вперёд, снегоход не едет, всё происходит потихоньку и не выходит из-под контроля, но от вытягивания вручную двухсот килограммов из гаража вы гарантированно избавлены – можно гордо выехать своим ходом. Система эта не новая, но та техническая элегантность, с которой она воплощена, заставляет проникнуться к инженерам чувством уважения. Чтобы потом ехать вперёд достаточно опять нажать на оранжевую кнопку, и вся магия произойдёт в обратном порядке.
А вот вторая система – новинка 2018 года. Это электростартер, если особо не вдаваться в подробности, но он тоже реализован гениально. Начнём с того, что ни мотора стартера, ни аккумулятора нет. Эти компоненты весили бы не менее 10 килограммов, что для горного снегохода, в котором каждый лишний грамм на счету, стало бы самоубийством и в механическом, и в маркетинговом плане. Пришлось придумывать, как сделать электростартер на уже имеющихся компонентах.
И придумать удалось. Вместо генератора использовали магдино, а вместо аккумулятора – конденсатор энергии. В результате прирост массы получился всего один килограмм, а прироста количества навесных агрегатов на моторе нет вообще. Как это работает? Первый старт утром производится дёрганием за шнурок ручного запуска. Вы полны сил и можете себе это позволить. Меньше чем за минуту конденсатор энергии накапливает заряд и держит его, пока работает мотор.
После того, как двигатель глушится, энергия в конденсаторе остаётся минимум 30 минут по заверениям производителя. Но по личному опыту порядка одного часа. Когда вы нажимаете всё ту же самую оранжевую кнопку на левом пульте, энергия из конденсатора подаётся на магдино (генератор с «обратной связью»), и этой энергии хватает на то, чтобы провернуть коленвал двигателя на пол-оборота, чего, как правило, хватает для того, чтобы двухтактный мотор, оборудованный впрыском, завёлся. Система SHOT расшифровывается как Start HOT – горячий запуск, и работает прекрасно, обеспечивая стабильный старт «с пол-оборота».
Как водится, есть одна загвоздка, как же без неё... Summit 600R в 2019 году поставляется в Россию без этой полезнейшей системы запуска, хоть в природе она и существует, в то время, как версию с мотором 850 см3 можно купить с ней. Несправедливо, да? Это ещё один повод обратить внимание на стершего брата, а не на шестисотку. А «шестисоточникам» придётся каждый раз дёргать за шнурок, вместо того, чтобы нажимать на кнопку. Немного скрашивает ситуацию, что 600-кубовый мотор за шнурок дёргать легче, чем 850-кубовый.
Взрослые мальчики свои дорогостоящие игрушки стоимостью больше миллиона рублей регулярно обновляют. Старая продаётся, немного добавляется денег, новая покупается. С ликвидностью у горных снегоходов концерна BRP проблем нет. Это относится и к Ski-Doo, и к Lynx. Там устанавливается двигатель Rotax, славящийся огромным ресурсом и беспроблемностью. Если не кувыркаться по склону сто метров и не врезаться на полном ходу в деревья, то проблем с перепродажей не будет. Но это относится к старшим моделям с мотором 850 см3. А вот продать горник с двигателем 600 см3 будет намного сложнее, и вы больше потеряете в стоимости.
Шестисотка с предсказуемостью и хорошей обратной связью при работе курком «газа» была бы идеальным снегоходом для школ, обучающих езде в горах. На нём действительно легче постигать все азы и хитрости езды по склонам во всех направлениях, и на нём ученики быстрее бы прогрессировали и добивались бы большего за время обучения. Но снегоходным школам и прокатным конторам нужно регулярно обновлять свой парк, и вопрос потери остаточной стоимости, к сожалению, тоже актуален.
Мне Ski-Doo Summit SP 154 600R E-TEC очень понравился. На нём я просто сел и поехал без борьбы и преодоления сопротивления со стороны снегохода. Он послушный, покладистый, предсказуемый и удобный, как домашние тапочки.
Редакция благодарит компанию «Формула7» за помощь в проведении теста. Тел: +7 (800) 333-0770, www.formula7.ru
Николай Цепков: Младший без нервов
Горный снегоход Ski-Doo Summit SP 154 600R E-TEC с двигателем мощностью 125 л.с. Главный вопрос: кому такой «горник» нужен, когда есть точно такой же, но с мотором мощностью 165 л.с ?
Дешевле? Модель Ski-Doo Summit SP 154 с силовой установкой Rotax 850 E-TEC c той самой мощностью в 165 л.с. оценивается от 1379000 рублей. За «младшего брата» Ski-Doo Summit SP 154 600R E-TEC сейчас просят от 1279000 рублей. Экономия в сто тысяч рублей - весьма сомнительный довод для человека готового на свою новую игрушку потратить больше миллиона. На сэкономленные деньги даже фирменную экипировку и комплект «лавинки» не приобретёшь. И говорить, что Summit SP 154 600R E-TEC - бюджетный вариант «горника», мягко говоря, глупо.
Очевидно, что «шестисотка» по своей массе должна быть легче. Да, легче: 200 кг, против «сухих» 203 кг. у точно такого же Summit SP 154, но с мотором Rotax 850 E-TEC. Согласитесь, 3 «кило» на две сотни – даже не смешно.
Еще один козырь «шестисотки» - экономичность. Мотор 600R E-TEC в своем классе меньше всех в отрасли потребляет топлива и масла. В какие-то моменты лишний литр бензина в баке реально способен спасти жизнь человеку, особенно в горах. Однако, способен ли факт лучшей топливной экономичности стать, хорошим поводом для приобретения именно этой модели? Безусловно! Но, только не в России и не в этом сегменте. Кроссовер, или турист - пожалуй, сработает. Но в стане горных снегоходчиков – точно нет.
В погоне за адреналиновым кайфом некоторые наши снегоходчики, готовы смириться с фактом, что им приходится через 500-700 километров пробега «капиталить» моторы. Правда, это точно не касается техники BRP. По своей надежности, среди «однополчан» в классе моторы BRP Rotax вне конкуренции. Так что, когда про двигатель 600R E-TEC говорят «он надежный», в ответ так и хочется язвительно заметить: «куда уж, надежней?». Двигатель Rotax 850 E-TEC точно так же надёжен, только на 40 «лошадок» мощнее.
Так кому же адресована модель Ski-Doo Summit SP 154 600R E-TEC? В России на этот вопрос нет ответа. Данный «снежик» создан точно не для российского потребителя с его характерным, болезненным максимализмом. У нас даже если хрупкой девушке подарить «шестисотку», то, когда она узнает, что ей вручили не самый мощный «горник» на склоне, с великой долей вероятности произойдет грандиозный скандал.
Хотя, наверное, не стоит уж настолько сгущать краски. Ski-Doo Summit SP 154 600R E-TEC способен стать первым «горником» для начинающего райдера. У «шестисотого» мотора нет пугающей мощности и бескомпромиссной нервозности при отклике на нажатие на курок «газа». С ним однозначно легче будет научиться грамотно управлять курком «газа» в паре с тормозом при езде в траверсе. Дефицит же мощности придется компенсировать активной работой всем телом, а при выборе маршрута движения по сложному рельефу придется больше думать, а не уповать на сверхмощь двигателя.
Можно, было бы еще сказать, что Ski-Doo Summit SP 154 600R E-TEC снегоход для думающих райдеров, кому важна техника управления, а не взятие вершин на голых мускулах мотора. Но это в теории, на практике, вот лично мне гораздо лучше будет думаться на склоне с мотором Rotax 850 E-TEC.
< Два эталонаБольшой спорт >