Американцы начинают пробовать свои внутренние мероприятия на внешних рынках. В этом году Polaris Industries организовала в окрестностях Дубай RZR Camp, лагерь для владельцев самых известных гоночных side-by-side. «Мотоэксперт» побывал в идеальной для техники такого рода среде и увидел, как эксплуатируют внедорожную технику в арабских странах.
Polaris RZR Camp – мероприятие не новое. Последние два года оно проводится в песках Калифорнии и собирает больше 1000 side-by-side. Поскольку в Объединённых Арабских Эмиратах находится второй по величине рынок «рейзоров» после американского (только за прошедший год в стране продано более 500 штук), для местных жителей решили устроить аналогичную тусовку, на которую был приглашён и «Мотоэксперт». Лучшего места для внедорожного катания не придумать: поскольку страна представляет собой одну большую пустыню, ездить можно практически везде и практически с одинаковым удовольствием. К тому же в песках находится множество лагерей, рассчитанных на активность такого рода. В первый, разминочный день участников собралось больше сотни, большинство объединены в команды, техника с турбинами, мощной подвеской, гигантскими фарами и так далее. Только в шлемах почему-то не любят ездить, надевают шерстяные шапочки с платками вокруг носа-рта либо балаклавы, чтобы песок не летел. Первый день был посвящён катанию по пустыне: огромная колонна несколько часов ездила по специально подготовленному маршруту среди дюн.
Там особенно актуальна рулёжка. На барханах и дюнах разной величины приходится очень точно просчитывать траекторию и строго по ней следовать, иначе велик шанс перевернуться, причём с приличной высоты. Обрыв может быть как метровым, так и высотой с дом, и угадать, что тебя ждёт за гребнем, без определённых навыков невозможно. Так что очень важно ехать строго по следам гида и сворачивать в сторону, только если дорога хорошо просматривается. В дюнах также нужна хорошая подвеска. Во-первых, даже без особого желания можно запросто прыгнуть с приличной высоты. Во-вторых, прыжки с использованием барханов как кроссовых трамплинов – отдельное развлечение, главное – сначала посмотреть, куда приземляться. В-третьих, под колёсами попадаются выбоины, кочки и камни, на которых огромные амортизаторы периодически срабатывают почти полностью. Надо отдать должное, Polaris RZR, особенно последнего, «литрового» поколения, как будто специально делался под арабские пустыни: ходовая часть отрабатывала во всех, в том числе достаточно опасных ситуациях.
Конечно, мотора здесь чем больше, тем лучше. На дюнах он нужен, чтобы в крайне ограниченном пространстве разогнаться с минимальной скорости и взлететь на вязкий песчаный склон. Кроме того, в окрестностях Дубай достаточно много ровных участков с твёрдым песком, по которому можно мчаться почти как по асфальту. Для этого местные ставят на «рейзоры» турбо-киты, поднимающие мощность в два с лишним раза, некоторые балуются закисью азота. Специально для таких машин предназначено местное развлечение, подъём на склон. Выбирают дюну повыше, едут наверх, разворачиваются – и обратно. Зрителей – сотни. Ездят на любой технике: квадроциклах, багги и даже на белых лексусах с кожаным салоном. Естественно, side-by-side и особенно RZR присутствуют в больших количествах. Очень много багги: на моторах там висит весь существующий тюнинг, что вверх, что вниз машины едут на задних колёсах. Главная достопримечательность – багги за пять миллионов долларов. Так дорого, потому что некоторые детали покрыты золотом. Встречаются гибриды: в шасси четырёхместного RZR 4 ставятся большие автомобильные моторы. Получается лёгкий, очень быстрый аппарат, совмещающий преимущества обоих классов. Покрышки для дюнной езды используются особенные: спереди слики с несколькими продольными гребнями, держащими колесо в повороте и не сопротивляющимися качению, сзади они расположены поперёк, чтобы лучше грести песок.
Можно было посмотреть и на серьёзный тюнинг от лучших профессионалов мира. В лагерь RZR Camp приехал заводской гонщик RJ Anderson. У себя дома он ездит на Polaris RZR во внедорожном чемпионате WORCS и различных бахах, в этом сезоне выиграл знаменитый марафон Baja 1000. Заодно выступает уже на другой технике в кузовных внедорожных автогонках Trophy Truck. Его команда не только готовит технику к соревнованиям, но и продаёт RZR XP1K, полностью переделанные side-by-side. Одну такую машину привезли в Дубай. 900-кубовый мотор прошлого поколения расточен до 1010 см3, на него установлена турбина, выносные радиаторы, увеличена до шести литров ёмкость масляной системы. На стенде он выдаёт около 200 лошадиных сил. Амортизаторов хватает стандартных, изменены только клапаны. Стоит особенный ручной тормоз, если давить ручку, тормозит правое переднее колесо, если тянуть – левое. Таким образом RZR срывается в занос в нужную сторону. Пробовали ставить отдельный тормоз на задние колёса, начинала сбоить трансмиссия. Устойчивые к проколам автомобильные покрышки для твёрдого грунта похожи на асфальтовые, надеты на очень лёгкие и дорогие диски, скрученные из трёх частей. Говорят, это только на выставку, в гонках обычно ставят попроще.
Чтобы всё это разнообразие техники могло показать себя на практике, организаторы предусмотрели соревнование из нескольких этапов. Самым сложным для непривычных к такого рода испытаниям арабов оказался триал: на скорость надо было преодолеть не слишком сложную полосу препятствий с брёвнами, крутыми горками и бетонными ямами с водой. Некоторые обладатели моделей прошлых поколений даже садились на днище, вращая в воздухе колёсами. Но основная масса прошла спецучасток успешно, особенно владельцы нового RZR 1000 XP с длинной базой и широкой колеёй. Следующее задание – параллельный слалом, змейка по соседним трассам с одновременным стартом. Более привычным и увлекательным оказался навигационный спецучасток: гонщики на 40 минут отправились в пустыню искать контрольные точки. Закончилось соревнование гранд-финалом в местном стиле: на большом песчаном холме разметили кольцевую трассу, которую надо было проехать с минимальным временем. В общем, соревнования проверили участников на умение действовать практически во всех возможных условиях. По итогам бронзового и серебряного призёров наградили сертификатами на покупку запчастей и тюнинга в салоне Polaris, а победитель получил новый RZR 1000 XP.