Если вы решили освоить азы езды на мотоцикле по гоночному треку и отслеживаете наши публикации, то вы на правильном пути. Тема очередного занятия в «Академии мотоспорта Антона Безшляги» – руление и всё, что с ним связано. Садитесь поудобнее, мы начинаем.
Как показывает практика, не все даже после нескольких десятков тысяч пройденных километров понимают, как на самом деле управляется мотоцикл. Мотоциклист может всё делать верно, но не подозревать об этом.
Речь пойдёт про то самое пресловутое контрруление. Без него в действительности никуда. Это основа основ, которая работает на любой двухколёсной технике. Причём и на полотне гоночного трека, и за его пределами.
На черепашьих скоростях при перекатывании на месте или при очень медленной езде, скажем, по парковке, мотоцикл поворачивает по очевидной схеме. Руль ведёт вас туда, куда вы его повернёте. Повернули влево – поехали влево, повернули вправо – поехали вправо. Просто! Как только скорости возрастают, и в работу включается гироскопический эффект, ситуация резко изменяется.
Мотоциклу в прохождении поворотов на скорости помогает особая закруглённая форма покрышек. В данном случае покрышку, а точнее, её боковину можно свести к форме конуса или, например, пластикового стаканчика для наглядности (фото 1). Что будет, если толкнуть стаканчик вперёд? Правильно – он покатится по кругу за счёт разницы между диаметром окружности в основании и в горлышке. Покрышка работает ровно так же. И чем больше угол её наклона относительно асфальта, тем меньший радиус закругления имеет траектория.
Сложность в том, что перенести пятно контакта только лишь наклоном мотоцикла не получится. Попробуйте на прямом отрезке дороги в отсутствии трафика с абсолютно прямым рулём на некоторой средней скорости (скажем, 80–100 км/ч) изменить направление движения только при помощи наклона мотоцикла. Скорее всего, ничего существенного у вас не выйдет.
Из вертикального положения мотоцикл на ходу сможет вывести то самое контрруление (углубляться в тонкие материи при описании контрруления мы не будем, вся информация есть в свободном доступе). Руль лёгким коротким и плавным движением за внутреннюю по отношению к повороту ручку (если едете вправо, нажимаете на правую ручку) нужно подать от себя. Чем сильнее давление на ручку, тем быстрее наклоняется мотоцикл. Чем дольше давление, тем больше угол наклона. Поворот руля влево отныне ведёт вас вправо, а поворот руля вправо соответственно влево. Затем уже на дуге положение руля может измениться.
Ощутить сам эффект достаточно просто. Выберите широкую ровную и прямую асфальтовую дорогу или безопасный прямик на треке, несильно и очень-очень плавно коротким движением качните от себя любую рукоятку руля. Вы ощутите, как мотоцикл поедет в сторону той рукоятки, которую вы качнули. То есть в противоположном направлении относительно того, в котором повернуто переднее колесо.
Наклон в повороте – это баланс между силой тяжести, которая тянет мотоцикл к земле, и центробежной силой, которая пытается его распрямить. В обход заумных терминов про наклон на начальном этапе обучения надо знать лишь одно – он должен быть оправданным! Не стоит пытаться на небольшой скорости достать коленом асфальт – станете заложником силы тяжести, которая приведёт к падению. В перспективе вы будете ехать всё быстрее и наклоняться всё глубже, чтобы сохранить возможность ехать по правильным траекториям.
Теперь давайте рассмотрим, как применить описанные выше навыки именно на треке. Руление тут происходит перед каждым поворотом. Именно перед! Одновременно с рулением или немного раньше нужно ещё успеть погасить скорость.
В двух словах схема следующая (фото 2). Подъезжаем к повороту, загружаем вилку резким плавным торможением, одновременно или сразу после быстро, но плавно поворачиваем руль от себя за внутреннюю (по отношению к направлению поворота) рукоятку. На выходе возвращаем руль в исходное положение.
Есть важный нюанс, который требует длительного освоения – руль необходимо сразу повернуть на нужный для прохождения всего поворота угол. Дальнейшее поддержание выбранной траектории уже контролируется сочетанием наклона мотоцикла и скорости. Подруливание в повороте не столько опасная, сколько нерациональная затея. Корректировка направления и траектории отжирает драгоценное время и позволяет вашим противникам (если таковые имеются) проскочить в открывающееся окно.
Тренируя руление, ни в коем случае не забывайте про ранее изученные темы. Одно без другого не даст вам прогресса. Мы уже разобрали основы построения траекторий применительно к треку «Лидер» и рассмотрели, как правильно выполнять торможение. Впереди теория относительно работы «газом» и вопросы, связанные с правильной посадкой.