Мир BMW GS велик и разнообразен. Владельцы больших баварских эндуро встречаются в самых отдалённых уголках планеты, в том числе мощное сообщество есть в Южно-Африканской Республике. Александр Мишкинис рассказал «Мотоэксперту», как прошёл обучение в африканской школе внедорожной езды и с международной командой занял первое место в командном зачёте GS Trophy South Africa 2017.
Южноафриканские традиции внедорожной езды известны на весь мир. Ещё несколько лет назад друзья рассказали, что если хочется научиться как следует ездить на большом эндуро, надо лететь в ЮАР, к Яну. Сказать легко, а реализовать – намного сложнее. Добираться туда далеко и дорого, есть сложности с визами, которые, правда, отменили буквально за несколько дней до моей поездки. Даже оплатить обучение из России не получилось, пришлось везти деньги с собой.
Обучение в академии внедорожного вождения Country Trax отлично организовано. Из аэропорта меня отвезли в гостиницу, а уже утром встретил сам Ян, основатель и главный инструктор, приятный и доброжелательный человек. На своей ферме он построил полигон, куда съезжаются на обучение эндуристы со всего мира. Есть несколько различных курсов – начальный, продвинутый и школа на лёгких эндуро. Мне повезло, Ян взялся заниматься со мной индивидуально. Поскольку мой уровень был неизвестен, он определил меня в группу начальной подготовки. Но по ходу занятий стало понятно, что мой уровень выше, мы интенсивно завершили начальный курс, а потом Ян назначил персонального инструктора для обучения по продвинутой программе.
Там мы учились ездить в любых условиях: в ограниченном пространстве, через брёвна, броды, скоростные участки, лес, спуски, подъёмы. Причём такой сложности, что на некоторые склоны я бы даже пешком не полез. Но через несколько дней освоился и стал спокойно справляться с препятствиями, которые раньше казались непреодолимыми. И в очередной раз открыл для себя новые возможности BMW GS, насколько хорошо этот большой мотоцикл может ездить по очень жёсткому бездорожью. Под конец меня ждал сюрприз – ночной тренинг. Мы повторили в темноте всё, чему научились днём. И это было весьма непросто, что стало необычным и полезным опытом. Я достаточно много учился ездить на больших эндуро, в том числе за границей, выигрывал российские соревнования для владельцев BMW GS, но на курсах всё равно многие вещи услышал впервые. В основном, мелочи вроде положения тела, рук, ног, которые вместе сильно улучшают чувство баланса и уверенность езды.
На территории полигона есть всё, что нужно, кроме серьёзного песка. Поэтому отдельным пунктом программы стала трёхдневная поездка на океанское побережье, где его более чем достаточно. Академия сделала так, что даже поездка до цели оказалась отдельным приключением. Мы ехали по грунту половину дня, в том числе через горный хребет по козьим тропам. А потом с минимумом отдыха покоряли дюны и песчаные дороги в окрестностях прибрежного заповедника, интересного тем, что это одно из немногих мест в мире, куда морские черепахи приплывают откладывать яйца. На всём пути по африканской глубинке мы заезжали в глухие деревни, где в экипировке и на наших мотоциклах производили впечатление не хуже инопланетян.
Обучение оказалось не единственным приключением этой поездки. По времени она совпала с командным соревнованием BMW GS Trophy South Africa 2017. Мне приходилось участвовать и побеждать в аналогичных российских мероприятиях, но южноафриканский масштаб оказался кардинально другим. В семи регионах проходят отборочные соревнования, по итогам которых тройка сильнейших попадает в национальный командный GS Trophy и выступает уже единой командой. Результат командных соревнований не влияет на отбор на международный финал GS Trophy, однако привлекает к себе большое внимание. Мне повезло оказаться в финале вне конкурса. Два иностранца, работающих в стране, один из которых – директор местного представительства BMW, хотели принять участие, и к ним в команду понадобился третий. Помимо иностранной, есть в GS Trophy в ЮАР женская команда, которая преодолевает все препятствия и испытания наравне с мужчинами.
Совместная командная работа оказалась одним из главных элементов соревновательной программы. Приходилось ездить втроём, в том числе в контакте с товарищами, прокладывать им траектории и выполнять вместе другие задания. Даже на индивидуальных элементах вроде «восьмёрок», досок, скольжений с заблокированными колёсами финишное время (в отличие от российских GS Trophy, время здесь учитывают) или расстояние складывались. В ЮАР очень сильные эндуристы, поэтому я не рассчитывал на высокое место. Но команда отработала слаженно, и в итоге получилось так, что именно наша иностранная тройка показала лучший результат. Правда, мы изначально выступали вне зачёта, и главным призом для нас стало официальное поздравление. И присвоение почётного нулевого места. Тройка же лучших райдеров Южной Африки определится на национальном отборе GS Trophy в августе, где все участники командных соревнований будут состязаться между собой по индивидуальной программе.
На мероприятии есть чем заняться не только 20-ке лучших. На GS Trophy South Africa приезжает более 1000 «гусеводов», для которых организаторы в этом году приготовили девять маршрутов разной сложности. Маршруты включают в себя горные дороги, броды и тропы, по которым ходит скот, общая протяжённость – от 150 до 250 км в зависимости от сложности. Самый сложный – всего 70 км, но ехали его шесть часов. После обеда одна часть уходит на соревновательные площадки, а другая, куда более крупная, за них болеет. Приезжают со всей ЮАР, некоторые добираются по три-четыре дня: страна большая, а около 80 % дорог – грунтовые, и в этом один из секретов популярности больших эндуро и среднего высокого уровня вождения в Южной Африке.