Как правильно упасть

Как правильно упасть

Текст: Владимир Ярыгин

Падение – это ещё не поражение. Напротив, падение – это один из основных элементов при занятии практически любым видом спорта. Без падений не бывает полноценного обучения, без падения не понять, как правильно нужно выполнять то или иное упражнение. Какой бы спорт вы для себя ни избрали – без падений вряд ли обойдётся. Научиться правильно падать – это важнейшая задача любого спортсмена, и для мотоциклетного спорта это правило особенно важно, потому что он не прощает ошибок. Райдеры FMX-команды Adrenaline Rush Ferz умеют не только летать на своих мотоциклах, но и правильно падать.

При падении мотоциклисту обычно свойственны два принципиально разных состояния: впадение в ступор с потерей координации или мгновенная реакция и быстрое решение проблемы. Если первый тип поведения – самый естественный в кризисной ситуации для новичка, то второму типу поведения нужно долго и упорно учиться. Такое отношение к падению вырабатывается путём долгих тренировок и приобретения навыков, которые постепенно превращаются в рефлексы.


Что касается мотоциклов, то главный навык здесь: понять, как не растеряться при падении. В мотоциклетном спорте счёт идёт на доли секунды, и любая задержка может привести к непоправимым последствиям. Основой тренировки этого навыка является отработка группировки. Её принцип в том, чтобы научиться своевременно прижимать голову к груди, как при падении на маты в любых единоборствах. Навык группировки поможет грамотно отреагировать при падении на небольшой скорости.


Немаловажную роль в подготовке к падениям с мотоцикла сыграет традиционный гимнастический зал с не менее традиционным «козлом». Здесь необходимо научиться прыгать с кувырком и без, отработать разные типы прыжков, чтобы подготовить себя к падению с мотоцикла через руль.


Конечно, предугадать падение невозможно, тем более сложно в долю секунды выработать правильный механизм действий. В мотофристайле основной процент травм приходится как раз на ошибки в приземлении и падении. В такие моменты бывает очень сложно сконцентрироваться: иногда ты просто не успеваешь понять, что пошло не так, а уже лежишь на земле. Для этого мы с самого первого дня, параллельно с мотоциклетной подготовкой, учимся концентрироваться и не теряться в критический момент.


Итак, если вы на мотоцикле, главное расслабить руки и всё тело. Нельзя ехать в напряжённом состоянии: риск получения травм при падении возрастает в несколько раз. Если проблемы избежать не удалось, то при падении на ходу категорически не рекомендуется менять положение своего тела. Если вы начнёте вертеться и кувыркаться в воздухе – сложные травмы вам обеспечены. В момент падения необходимо сгруппироваться – прижать руки к голове и, при оптимальном варианте, упасть на спину. Мотоэкипировка, а именно панцирь, лучше всего защищает именно спину. При падении с мотоцикла важно помнить, чем больше площадь соприкосновения вашего тела с поверхностью, тем короче будет торможение: если вы будете скользить, прижав голову к груди и подняв руки и ноги, затормозите вы не сразу. В данном случае лучше упереться руками и ногами для быстрого торможения.


Обязательно нужно рассмотреть падение через руль, оно случается довольно часто. Как мы говорили ранее, здесь пригодятся ваши тренировки в зале. Вы должны мгновенно сгруппироваться: руки прикрывают голову, ноги согнуты. Как только вы оказались на земле, не вставайте до тех пор, пока не поймёте, что движение прекращено! В лучшем случае мотоцикл перелетит через вас. Но он может и упасть на вас сверху, поэтому если вы начнёте шевелиться, не убедившись, что движение прекращено, травмы могут быть значительно серьёзнее. В такой ситуации самое первое, что нужно сделать: проверить, шевелятся ли ваши пальцы, ноги и руки. Затем необходимо очень медленно сесть, оценить ситуацию и понять, можете ли вы двигаться самостоятельно, или необходима помощь со стороны.


Наверное, вы уже поняли, что группировка – основа правильного падения и максимальной защиты от травм. Главная задача группировки: не допустить прямого ударного контакта головы, позвоночника, коленей и локтей с твёрдой поверхностью. Руки должны быть прижаты к голове, ноги согнуты и напряжены. Ситуации с падениями могут быть разные, но группировка – это важнейшее действие в такой критический момент. Кроме того, мы рекомендуем не забывать оценивать дорожную ситуацию, следить за поведением других участников движения, расположением столбов и отбойников. К падению с мотоцикла всегда нужно быть готовым ко всему как морально, так и на рефлекторном уровне – и тогда шанс избежать травм гораздо выше.


< Андрей Спартак: «Gold Wing – мотоцикл для удовольствия»Шоу в ограниченном пространстве >
5 Апреля 2015 11:27