Краткий курс по спасению мотоциклиста

Краткий курс по спасению мотоциклиста

Текст: Игнатий Орловский
Фото из архива редакции

Мотоциклисты как никто другой подвержены двум «болезням» – переломам и кровотечениям, а ещё сознание умеют терять. Увидели вы вдруг такую картину, сердце ёкнуло (это нормально, кстати), выдохнули и решили остановиться, чтобы помочь).


Вся наша помощь будет состоять из четырёх этапов, и не перепутайте их последовательность.

1. Обеспечение безопасности себе и ему (им).
2. Оценка опасных, угрожающих жизни факторов, от которых он может погибнуть прямо здесь и сейчас.
3. Вызов (грамотный!) экстренных служб.
4. Оказание вторичной помощи, ожидание служб и передача им пострадавшего.


Мотоцикл плохо виден на дороге. Самое яркое – это фара, поэтому имеет смысл ставить мотоцикл ДО места происшествия с дистанцией 5–7 м, по диагонали, однако если возможно, то поверните руль, чтобы фара светила на дорогу, и осталось место для машин спецслужб. Если у вас есть съёмный кофр или сумка, заранее наклейте треугольник из светоотражающей плёнки на поверхность и используйте его в качестве знака аварийной остановки. Выставляйте его за 5–7 м до места остановки вашего мотоцикла. Если есть аварийка, включите и её. И только после этого, покрутив головой на 360º, идите смотреть, что с пострадавшим. Шлем и экипировку с себя пока не снимаем!

Не стремитесь сразу перевернуть упавшего мотоциклиста, посадить или бережно перевести его через шесть полос МКАДа, добив тем самым несчастного по дороге. Кстати, если уж и вытаскивать лежащего мотоциклиста откуда-то, то только за плечи, вдоль линии позвоночника.


Примите все меры по обеспечению безопасности (включите дальний свет, дополнительные фары, аварийку, выключите двигатель упавшего мотоцикла, прикройтесь машиной, выставите аварийные знаки (кофр, рюкзак).

Наклонитесь к человеку, аккуратно откройте визор, придерживая шлем за нижнюю часть, громко окликните его. Встряхните аккуратно за плечи, но не перемещайте и не поднимайте его. У щипните несколько раз за шейные мышцы, и/или проведите костяшками пальцев по грудине (широкая кость длиной в ладонь и шириной в половину, расположена посередине груди). Для этого можно расстегнуть куртку или «черепаху», но пока не снимайте с него экипировку!


Если у пострадавшего есть любая реакция на ваши действия, то это уже неплохо, так как однозначно говорит нам о том, что он дышит, и его сердце точно работает.

А вот если реакции нет, то необходимо проверить дыхание. И для этого вовсе необязательно снимать шлем.

Откройте стекло (визор) шлема и, наклонившись как можно ближе, послушайте дыхание, считая в спокойном темпе до 10, при этом необходимо смотреть на грудную клетку (за 10 секунд должен произойти либо подъём, либо опускание грудной клетки). А ещё лучше к предыдущим двум пунктам (слушать и смотреть) добавить чувствовать дыхание изо рта. Снимите с себя перчатки и расположите одну руку как можно ближе к губам пострадавшего, а вторую подсуньте под «черепаху» или расположите на груди у пострадавшего. Это даст вам дополнительное понимание и ощущение, дышит пострадавший или нет. Это важно, так как если не будет дыхания, то меньше чем через минуту остановится сердце. А если при остановке сердца не начать скорейшую реанимацию, то через 4–6 минут наступит необратимая смерть головного мозга. А в этом случае даже если приехавшие врачи со всеми лекарствами и приборами «запустят» человека, никогда не смогут вернуть его личность.


Если сознания нет, а дыхание есть, то эта ситуация не такая безобидная, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что у человека при потере сознания через 2–3 минуты начинают расслабляться все мышцы (и, что особенно важно, мышцы языка), и если пострадавший лежит на спине, то язык может запасть и перекрыть собой дыхательные пути. Чтобы этого не случилось, надо очень аккуратно перевернуть пострадавшего на любой бок. Это предотвратит западание языка, от которого он просто может задохнуться и не дожить до приезда скорой (так происходит в 30 % случаев). В случае если начнётся рвота, это положение не даст ему захлебнуться.

На что ещё смотрим? Если есть кровотечения, то, не снимая своих перчаток, зажимаем рану. Сейчас важна скорость, а не красиво или правильно положенная повязка. Имейте в виду, что врач скорой всегда снимет вами наложенную повязку, чтобы убедиться, что вы не «накосячили». Для справки: лужа крови на земле размером с лист формата А4 – это около 250–300 мл (мы спокойно переносим потерю 400–450 мл крови). А вот лужа крови диаметром метр (то, что вы можете обхватить руками) – это уже опасно! Здесь уже нужен будет жгут и очень быстро! Также необходимо осмотреть (ощупать) тело пострадавшего, не меняя его положения: ищем болевые ощущения, видимые переломы, травмы. Всем этим мы будем заниматься после остановки сильных кровотечений (перелом уже никуда не денется).


Только теперь вызываем скорую по телефону «103» или «112». Всегда чётко говорим: М-О-Т-О Д-Т-П! Есть пострадавший (пострадавшие) в сознании или нет, дышит или нет. Есть ли видимые кровотечения или травмы. Пример вызова: «МОТО ДТП, мужчина-мотоциклист, 30 лет, без сознания, дышит с перебоями, есть переломы, кровотечения. Адрес, телефон для связи».

Главная проблема при подобных происшествиях – шоковое состояние пострадавших (в этот момент вы тоже находитесь в шоке, просто он не такой сильный, и, возможно, вы пытаетесь им управлять), при котором они часто неосознанно пытаются встать, крутиться, переворачиваться. При этом травмы и болевой шок только усиливаются. Очень важно зафиксировать пострадавшего (если возможно, объясните ему ваши действия, попросите не двигаться), тем самым вы улучшите его состояние. Зафиксируйте хотя бы сустав ниже и сустав выше места предполагаемого перелома или травмы (вы не рентген и точно определить всё равно не сможете). Привлеките максимальное количество помощников. Не пытайтесь выпрямить травмированную конечность. В наших условиях задача продержатся до приезда медиков около 20 минут, а попытка без обезболивания наложить импровизированные шины из палочек, досок с гвоздями, кустов и тому подобное приводит к ухудшению состояния пострадавшего. Так что этого делать не надо. Просто зафиксируйте пострадавшего в том положении, в котором его нашли. Исключение – переворот на бок (если он потерял сознание больше, чем на 2–3 минуты, или вы не знаете, сколько он без него находился). Укутайте пострадавшего, дайте небольшое (100 мл) количество воды, если он в сознании и у него нет видимых травм живота и груди. Ожидайте приезда скорой. По прибытии расскажите врачу, как давно всё это было, что происходило само по себе, что сделали вы. При необходимости выполняйте указания приехавших врачей.


Если возможно, проверьте, точно ли заглушен двигатель мотоцикла, если вы почему-то не сделали этого ранее, не течёт ли бензин из бака. Если будете поднимать мотоцикл, то сделайте сначала телефоном 5–6 фото лежащего мотоцикла с разных ракурсов, это облегчит потом вашу работу с дорожной полицией.

Снимаем шлем только в случае, если у человека отсутствует дыхание, или оно затруднено, если пошла рвота, либо из-под шлема сильное кровотечение, которое не останавливается само собой за пять минут. Во всех остальных случаях фиксируем голову в шлеме до приезда скорой. Имейте в виду, что большинство медиков не обучено технике снятия шлема. Процедура сложная и требует участия как минимум двух человек. Как сделать это правильно: расстегнуть ремешок на подбородке, снять очки, если они есть. Один человек находится сбоку от головы пострадавшего, другой надёжно фиксирует голову пострадавшего в шлеме.

Сидящий сбоку от пострадавшего просовывает одну руку под шлем и фиксирует голову пострадавшего на затылочной части (у основания). Другой рукой фиксирует под шлемом нижнюю челюсть (подбородок) пострадавшего. Так мы удерживаем голову как бы внутри шлема.


После этого тот, кто держал шлем, растягивает в стороны ремешки и медленно снимает шлем с головы. Со шлемами-интегралами работать нужно особенно осторожно, так как подбородок, нос, уши или серьга могут зацепиться за нижнюю часть шлема.

Шлем снят, теперь нужно положить под голову пострадавшего (но не под шею, помните о возможных травмах) тонкий слой какой-либо одежды, 5–10 см. Не надо подкладывать шлем, мотобот, сумку с бака или что-нибудь слишком объёмное. Будет очень хорошо, если тот, кто снимал шлем, будет придерживать голову пострадавшего (например, руками или коленями), предохраняя шею и голову от дальнейших травм. Этот же человек может в дальнейшем контролировать состояние пострадавшего, его дыхание и так далее.


Помните о собственной безопасности, не пренебрегайте экипировкой и по возможности возите с собой аптечку. Очень важно, чтобы не только вы, но и люди, которые едут с вами в группе, умели оказывать первую помощь! Удачи на дорогах!

Группа компаний «Пространство безопасности».
Тренинги по первой помощи для мотоциклистов. www.allsafety.ru Тел.: (495) 760-90-92
Знать точно – Действовать правильно – Спасти жизнь!

Игнатий Ignazio Орловский, спасатель I класса, работает в МЧС России с 1994 года, поисково-спасательный отряд № 10, г. Москва, инструктор Курса «Первой помощи» Международного Красного Креста. Автор не претендует на полноту и абсолютность изложения.

< HOG Spring ChallengeYamaha XP530 TMax и BMW C600 Sport) >
17 Июня 2017 14:11