Край непуганых эндуристов

Край непуганых эндуристов

Учиться изначально ездить правильно под присмотром профессионала гораздо лучше, чем нахватать вредных привычек самостоятельно и потом долго пытаться их выправить. Учиться ездить на эндуро в Карелии – просто идеально. Там даже лежать в лесу и ничего не делать – идеально. А когда тебя на путь истинного эндуриста посреди шикарных карельских просторов направляет инструктор из BMW Driving Experience – это шанс, который нельзя упустить!

Текст: Михаил Пимус
Фото: Евгений Пахоль

Пара дней до сдачи номера, на меня не по плану свалилась часть дополнительной работы. Приходит письмо от главреда: «Едешь в Enduro Camp Karelia на двухдневный курс в составе сборной команды журналистов». Интригу ещё нагнетала возможность в боевых условиях проверить то, чему я самостоятельно научился за зиму в ходе хард-эндуро покатушек по заснеженному лесу.

Незадолго до выезда под ведро кофе был сдан последний материал. Дальше – вечер, электричка, вокзал, фирменный поезд «Москва – Петрозаводск», ночные весёлые посиделки и 12 часов пути сквозь ночь. Утром в начале 10-го нас встретил специально обученный автобус и через полчаса мы спустились в лес к реке, где в эко-отеле Karjala Park и должны были провести следующие несколько дней.


Забегая вперёд, скажу, что в Карелии трудно найти место, которым не захотелось бы полюбоваться. Локация под отель так вообще выбрана изощрёнными ценителями природы. Низина у подножия быстрой реки Южная Шуя, плотный и ухоженный сосновый лес... тишина, разумное отсутствие связи с внешним миром, куча живности и растительности кругом. Своего рода рай для любителя тишины и умиротворения. Жилища для гостей Karjala Park спроектировано по соображениям максимальной любви к природе. Аккуратные домики на сваях каждый по-своему выделаны минимально обработанным деревом. Конструктив с явными скандинавскими мотивами – крупные окна в пол, максимум использования пространства, тонюсенькие стены в дополнение к очень продвинутой системе отопления. Логика взаимоотношения между домиками выстроена на деревянных настилах, которые образуют приподнятый над землёй уровень. В широких досках кое-где специально сделаны пропилы под имеющиеся на территории деревья. Конкретно наш коттеджик вместил в себя шестерых. Все уютно расположились и друг другу не мешали. В ванной зоне даже имелась небольшая парилка, но до неё как-то дело не дошло. Чего нельзя сказать про гостиную, её по чуть-чуть оккупировали все... Подобных домиков на территории эко-отеля несколько. В момент нашего пребывания активно достраивался большой гостевой дом на восемь отдельных номеров.

Природа даже вокруг обжитых территорий живёт и здравствует, что тут говорить про совсем глухие уголки. Я выходил утром из нашего уютного домика, спускался с крыльца и, пока остальные только просыпаются, прямо с низких витиеватых кустиков срывал спелые вкусные ягоды черники и брусники. Лучший в мире завтрак! А сколько вокруг грибов... за неделю до поездки в Карелию мы с друзьями ходили в подмосковный лес и притащили оттуда по половине корзинки каждый. Здесь же у меня эти полкорзинки безмятежно произрастали под окном в гостиной! В лесу подберёзовикам, подосиновикам и прочим дарам природы просто счёта нет.


Рассказывая про быт и устройство Karjala Park, нельзя не упомянуть о его хвостатых обитателях. Отдельным номером карельского гостеприимства в этом месте выступает целый питомник отборных пушистых добродушных сибирских хаски. Всего вокруг территории в вольерах живёт около 40 особей. Модернизировать лесной отель в пушистый заповедник – идея на миллион! Собаки с радостью выгуливают постояльцев по заранее определённым маршрутам (так называемый трекинг), катают всех желающих летом на специальных колёсных повозках, зимой на санях, а также все хором воют рано утром и просто магическим образом привлекают к себе внимание со всех сторон. Но мой личный хвостатый завоеватель – откормленный до состояния взрослого енота кот по кличке Харлей. Очень пушистый, толстый, а главное весьма дружелюбно настроенный. Эх, всё-таки я больше люблю котанов, чем собак...

Главным номером шоу был двухдневный эндуро-тур, организованный Karjala Park совместно с официальным партнером BMW Motorrad - школой BMW Driving Experience. В ходе него нам на мотоциклах BMW F800GS под руководством опытного инструктора Владимира Бурцева предстояло проехать около 300 км по лесам, полям, холмам и прочим местным достопримечательностям в первый день, а также попрактиковаться на специально подготовленной площадке посреди песчаного карьера во второй день.

Падения тоже бывают, и нередко

Так как группа состояла из уже подготовленных бойцов, программа тура была модернизирована, исходя из свободного времени. В любом случае количество и виды нагрузки инструктор может выстроить так, чтобы каждый участник вкусил все прелести езды на мотоцикле эндуро, получил полезные навыки и умаялся ровно настолько, чтобы вечером мгновенно заснуть.

К своему стыду в Карелии я до этого момента не был. Возможно, поэтому с непривычки меня постоянно не покидало ощущение того, что нахожусь где-то не в России. Природа кругом знакомая, но способ её подачи и повсеместная чистота завораживают. Когда «валишь» по укатанному грейдеру на все деньги или короткими перебежками штурмуешь узкие лесные тропки, не покидает ощущение сюрреалистичности происходящего. Вот именно эти декорации по своей идеальности и невозмутимости должны приходить во снах, а не являться наяву. Вся система ценностей рушится! Ни фотографии, ни слова полностью не отражают чарующие качества окружающей «звенящей» картинки. Иной раз взбираешься на очередной завёрнутый в мягкий зелёный мох холм, мельком оглядываешься по сторонам, и кажется, будто попал в волшебную сказку про сказочный лес с феями, гномами и прочими русскими народными галлюцинациями. Природный ландшафт Карелии и качество его «упаковки» вне всяких сомнений идеально подходят для атмосферных эндуро-покатушек. Особенно приятные ощущения накатывают в тот момент, когда вы группой проходите сложный и красивый участок грунта. Душа поёт настолько, что хочется как-то красиво и запутанно выругаться. Русский язык щедр на непечатные эпитеты, как ни крути!


Пробег первого дня укрепил мою уверенность в своих навыках, занятия на площадке второго дня скорректировали то, что уже есть, добавили новых приёмов и убрали некоторые вредные привычки. Для затравки могу поделиться знаниями из серии «учат в школе», но надо понимать, что без практики в таком ответственном занятии как езда на мотоцикле они стоят не так много.

Базовые правила выживания для езды по грунту что для эндуро, что для кросса схожие. Держаться и ещё раз держаться! Причём ногами, но ни в коем случае не руками. А также работать головой и корпусом. На словах всё просто. На деле – нет. За первый день мы проехали по грунту примерно 250 км, и я лишь после первой трети дистанции действительно освоился на незнакомом мотоцикле и выбрал правильную стойку. Как бы это странно ни звучало, длительные перегоны без возможности «соскочить» на середине пути способствуют ускоренному пониманию основ управления мотоциклом класса эндуро. Когда долго едешь в хорошем темпе по просёлку, хочешь ты того или нет, но приходится искать правильную позицию и нужную точку опоры, чтобы не вывалиться. Особой строкой особенности управления. Всякие дорожные «фокусы» типа удержания пальцев на рычаге переднего тормоза в BMW Driving Experience пресекаются на корню. На стадии знакомства с эндуро это лишнее. Чего нельзя сказать о технике прохождении поворотов. Этому, как и многому другому, на песчаной площадке было посвящено не одно упражнение. Если резюмировать кратко, то надо стараться меньше работать рулём, больше корпусом и «газом». Высший пилотаж – прохождение поворотов с контролируемым сносом заднего колеса. С первого раза такая техника не осваивается, но когда начнёт действительно получаться, радости не будет конца.

Завершающим мероприятием в списке активных развлечений на открытом воздухе был сплав по реке на рафте. Забавный вид отдыха от офисных кресел. Весело, физически тяжело и мокро! Один такой заплыв можно сравнить с пятью походами в спортзал. По освежающему эффекту от прохладных брызг он перекрыл всю возню с кучей падений в песчаном карьере.


В Enduro Camp Karelia специалистами из BMW Driving Experience в качестве ездовой техники для обучения используются новенькие BMW F800GS. Все мотоциклы подготовлены для езды по бездорожью (вывернут руль, зубастая резина, защита от повреждений при падениях, особые настройки органов управления под внедорожную экипировку) и поддерживаются в идеальном техническом состоянии.

Узкие карельские тропки, зыбкие пески, каменистые подъёмы и длинные перегоны по грейдерам оказались наилучшим плацдармом для достаточно лёгких, узких и юрких «восьмисоток». Я и раньше знал о неплохих внедорожных качествах F800GS, наш журнал всё-таки не первый год принимает участие в организации GS Trophy, GS Camp и GS Day. Однако живое общение один на один с мотоциклом ничем не заменить. Теперь смело могу заверить – восьмисотый «Гусь» очень хорош в формате эндуро. Удовольствия от него тем больше, чем больше навыков у водителя и сложнее трасса.


Заключение

Туристические эндуро всё сильнее захватывают рынок, подминая под себя один класс мототехники за другим. Честно говоря, школ или спортивных состязаний для подобных мотоциклов в нашей стране до недавнего времени не существовало. И рядовому владельцу потенциально интересного не только на асфальте мотоцикла попросту не было возможностей почерпнуть предметных знаний. Мотокросс и ралли-рейды в расчёт не берём, по большей части они являются уделом матёрых профессионалов.

 Внедорожные тренировки полезны в любом случае, без них вырасти во всесторонне развитого мотоциклиста практически невозможно. Наш приезд в Enduro Camp Karelia – лишнее тому доказательство. Благодаря навыкам, отработанным на двухдневном эндуро-тренинге, я, освоив управление тяжёлым мотоциклом на бездорожье, перешагнул на следующий этап своего оффроуд-мастерства.


В общем случае, собираетесь ли вы целенаправленно посетить один из эндуро-тренингов школы BMW Driving Experience или едете за компанию с друзьями получать свой первый внедорожный опыт – вас это увлечёт. Кайфа от преодоления препятствий гораздо больше, чем от чисто асфальтовой езды, особенно под присмотром профессионалов!

Выражаем благодарность школе BMW Driving Experience, тел. (495) 789-35-42, www.drivingexperiencemoto.com/ru

Выражаем благодарность туристическому комплексу Karjala Park, тел. (495) 212-18-66, www.karjalapark.ru

< На мотоцикле по СевильеПодъёмы для «чайников» >
19 Октября 2015 13:26 Михаил Пимус