Мотообувь

Мотообувь

Фото из архива редакции

Этот материал – больше «опыт», чем «школа». Мы не хотим быть злыми училками и строить из себя мудрых менторов. Это просто попытка поделиться с читателями умозаключениями и лайфхаками, родившимися за годы езды на мотоцикле. Не босиком, конечно, а в мотоциклетной обуви.


Вся обувь, созданная специально для использования мотоциклистами, немного отличается от гражданской. При её создании у конструкторов в голове мысли о защитных свойствах превалируют над идеями о красоте и удобстве. Поэтому ходить в мотообуви, как правило, менее удобно, чем ездить, но при аварии выше вероятность того, что ваши ноги не пострадают. Из общих советов по уходу стоит отметить, что высокие боты лучше хранить лёжа, потому что гравитация их может повредить, а грязную и мокрую обувь не стоит оставлять в неотапливаемом гараже, чтобы внутри и снаружи не завелась плесень. При регулярном мытье, просушивании, проветривании и обработке специальными средствами срок службы пары мотобот можно продлить на порядок.

Денис DEAN Панфёров

Очень долго я предпочитал непромокаемым ботинкам трековые перфорированные, выбирая быстрее высохнуть, чем дольше промокать. Бахилами и полиэтиленовыми пакетами, обмотанными поверх бот, я тоже никогда не пользовался. Связано это было с тем, что основные маршруты путешествий были на юг (Крым, Кавказ) и на запад (Европа) и, в основном, летом. Когда +30 °С в тени, то полное высыхание экипировки после попадания в ливень происходит на ходу за 30 минут. А когда +8 °С и весь день идёт дождь, то можно остаться дома или подкорректировать маршрут, выбрав направление в сторону тепла и солнца. К сожалению, это не работает в путешествиях весной и осенью, а также в поездках на север… Тем не менее, до сих пор летом перфорированные хорошо вентилируемые боты – мой выбор.

Если холодно и уныло, то сухие ноги важнее, чем крутой внешний вид. Я использую боты BMW Santiago с мембраной Gore - tex . Они реально не промокают, позволяют доехать под дождём до пункта назначения и не наматывать потом носки на полотенцесушитель. Это чёрные кожаные боты с окованным сталью мыском, намекающим на их лёгкую внедорожность. Кстати, густой чёрный гуталин от Ecco не только освежает их внешний вид и придаёт лоск, но и повышает гидрофобные свойства – меньше прилипает грязь, больше времени проходит до появления влаги внутри. Даже если вы мальчик, бритый налысо, возьмите в путешествие компактный фен. Он поможет высушить вещи и обувь при ночёвках в хостелах и дешёвых отелях. Поверьте, надевать ранним туманным утром мокрые боты – лучший демотиватор против мототуризма.

В ботах с мембраной важно правильно подобрать штаны. Какими бы крутыми ни были боты, но они будут полны воды, если вы водонепроницаемую подкладку штанов заправите внутрь, либо если у вас короткие штаны и при посадке они задираются до верхнего края ботинок. При выборе мотоштанов обязательно померяйте их вместе с вашими ботами и займите привычную позу в седле, чтобы посмотреть, как это стыкуется и выглядит.

Кстати, о штанах. Джинсы, заправленные в боты – это лоховство. А надетые поверх этого шарнирные наколенники – оглушительное лоховство. Не позорьтесь. Найдите такие штаны, которые свободно надеваются поверх имеющихся бот, либо такие боты, поверх которых надеваются имеющиеся штаны.

Лучшая защита – это не падать. Поэтому против мотокроссовок и мотокед я ничего не имею. При корректировке стиля вождения в пользу аккуратности ездить в них допустимо. Обеспечиваемый уровень защиты стопы и голеностопа достаточен для спокойной езды по городу. Для трека и дальних путешествий, особенно на быстрых мотоциклах, лучше выбрать обувь посерьёзнее.

Если не рассматривать специальную обувь (снегоходную, кроссовые боты, высокие резиновые сапоги для квадрика), то у меня в гардеробе всего четыре пары мотоциклетных ботинок. Две пары кед (с мембраной и дырявые вентилируемые) и две пары высоких бот (перфорированные и непромокаемые с мембраной). Но это не потому, что меньше не имеет смысла, а потому, что я о них забочусь, и служат они долго. Уже новые купил, а старые всё ещё товарно выглядят. Ну не выбрасывать же!


Михаил Пимус

Не могу припомнить, чтобы у меня были какие-то особенные лайфхаки, связанные с обувью. По факту мотоциклетной обуви у меня много (сильно больше, чем гражданской), и вся она распределена по задачам. Есть боты и кеды для города, есть для трека, кросса и эндуро. Новые «тапки» стараюсь не покупать. И так все шкафы завалены. Максимально латаю старую обувь, и, надо заметить, получается. Любимые городские облегчённые «Альпинстарсы» уже лет десять со мной и до сих пор выглядят очень цензурно.

Важный момент – защита от влаги. Если есть хоть малейший шанс, что во время поездки по городу или в дальнобое будет мокро, я без раздумий выезжаю в тяжёлых непромокаемых ботах TCX Infinity . Шикарный выбор для туриста-дальнобойщика! Спасали меня от влаги и повреждений неоднократно. Однажды на хорошем ходу в темноте на трассе не заметил одиноко стоящий в полосе большой металлический гидравлический домкрат. Приехав в него мыском, я ещё долго радовался, что стопа цела и невредима. Был бы в новомодных мотокедах или ботах полегче – сидеть мне на кушеточке у кабинета травматолога. Касаемо использования в дождь непромокаемых бахил я строго против. Тот, кто их придумал, мыслил чем угодно, но не головой. Постоянно соскальзывая, бахилы превращают «мокрую» поездку в пытку. Вынимают из организма и без того последние силы. В дождь только непромокаемые боты. Или, как вариант, гортексные мотоноски. У меня RS Taichi Gore-tex. Добыл в Mr. Moto. Достаточно удобная и компактная вещь. Сухостью мотобот они жертвуют, однако сами ноги защищают прекрасно.

За мотоциклетной обувью я ухаживаю так же, как и за обычной. Храню в кладовке и на антресолях. Пару раз в сезон глобально мою и натираю воском. После промокания сушу обычной магазинной сушилкой. Иногда обрабатываю антибактериальным дезодорирующим спреем, который продаётся в любой аптеке. Кроссовые мотоботы при особо жёстких приступах лени могу и прямо из мойки высокого давления помыть.

В последнее время в моей голове наметился жирный такой таракан, который заставляет меня почаще задумываться о собственной безопасности. Эта же зверюга моими руками изгнала из поля зрения несколько комплектов мотоциклетных кед и полуботинок. Перестал я им доверять… театралы здесь бы воскликнули: «Не верю!». При ближайшем рассмотрении кеды с прилавков мотомагазинов представляют собой или бесполезный напичканный кучей вставок жаркий и неудобный гипс, или нечто, по защитным свойствам приближённое к пляжным тапочкам. Глобально в случае с Россией езда в кедах (гражданских или мотоциклетных) себя не оправдывает. Не тот уровень безопасности. Не в Европе живём. Там, где люди позволяют себе бросать прямо на дорогу домкраты, остатки покрышек, черенки от лопат и прочие травмоопасные предметы, никогда не будет безопасно. Поэтому только боты с максимальной защитой. Пускай жарко, неудобно и муторно. Ноги две, но здоровье одно!


Николай Богомолов

Моя обувь делится на три типа. Это боты с максимальной защитой для трековой и быстрой городской езды, лёгкие для аккуратной уличной в сочетании с продолжительной ходьбой и водонепроницаемые, чтобы ездить в дождь, в том числе путешествовать. Экипировку вроде шлемов и курток я меняю часто, но хорошие боты настолько сложно подобрать, что в одних и тех же езжу много лет.

Как ни странно, проще всего найти на рынке хорошо защищённые мотоботы. Все крупные производители участвуют в гонках и делают соответствующие модели. Чтобы ездить на спортбайке или мощном нейкеде, особенно по треку, у меня припасены гоночные боты Sidi Vortice. Защищены они по полной программе, к тому же плотно подгоняются по ноге системой лесок и вентилируются через отверстия, которые можно закрыть в плохую погоду. Минуса два: их долго надевать и в них неудобно ходить. Даже во время перерывов на треке приходится переобуваться во что-то более удобное, а прогулка по городу очень быстро превращается в пытку.

Водонепроницаемой мотоциклетной обуви я перепробовал огромное количество. Она очень быстро протекала, либо ноги в ней так потели, что всё равно оказывались влажными. Лучшими ботами оказались Daytona Evo Sports GTX. Как следует из названия, сделаны они с использованием мембраны Gore- t ex, которая теоретически должна защищать от влаги снаружи и при этом выводить влагу изнутри. На практике так и получается, ноги не мокнут под дождём и не потеют. При этом они ещё и мощно защищены внутренним пластиковым сапожком с шарниром. Одна проблема – они дорого стоят, так что в одной паре я хожу десять лет. За это время менял в обычном обувном ателье протёртые подножками подошвы, ставил заплатки на верхнюю часть, и до сих пор боты работают. Другой неплохой вариант – мембранные боты Puma. Они легче, чем Daytona, в них меньше защиты, зато можно долго ходить. Через несколько часов под дождём они начинают протекать. По городу этого хватает, а в путешествие лучше брать с собой гамаши.

Самая любимая и позитивная категория, которую приятнее всего обувать. В жизни бывают ситуации, когда нужно немного ездить и в перерывах много ходить. Естественно, в защищённой и мембранной обуви это проделывать тяжело, неудобно и даже вредно. Ездить в уличной обуви по понятным причинам вариант так себе, хотя иногда приходилось делать и такое. Пока не нашёл боты Blauer Sneaker. Они высоко плотно зашнуровываются, защищая сустав от выворачивания, наиболее чувствительные места закрыты вставками, соблюдены другие требования по безопасности. При этом в плане удобства они мало чем отличаются от обычных кроссовок, даже вентилируются так же. Всё прекрасно, но есть особенность. Когда баланс комфорта и безопасности сдвигается в сторону удобства, нужно быть аккуратнее на дороге. Поменьше рисковать, ехать помедленнее, не скакать по бордюрам и так далее. Так что если вы видите мотоциклиста, который едет 100, где можно ехать 150, скорее всего, это я в лёгких мотоботах.

Обувные лайфхаки приходится применять в основном под дождём. Самое печальное – когда приезжаешь вечером в гостиницу, завтра ехать 1000 километров, а боты промокли насквозь. Повезло, если в номере есть фен, которым обувь можно более-менее нормально просушить. За неимением фена неплохо помогают скомканные газеты, плотно забитые внутрь. Они впитывают влагу и приводят боты в сравнительно сухое состояние. Есть проблема у мягких дизайнерских мотобот, замаскированных под уличные ботинки, левая сторона царапается и протирается рычагом КПП. Для таких случаев делают копеечную накладку на резинках, которую можно найти в мотосалонах или на онлайн-аукционах по запросу “ Motorcycle shift pad”.


< Осенний марафонСтантрайдинг & стретчинг >
8 Октября 2017 16:34