Не только в горах

Не только в горах

Текст: Николай Богомолов
Фото: Роман Романишин

Снегоходные школы в последние годы стали появляться в большом количестве. Особенно обучающие езде на горных снегоходах.



Несмотря на не самое большое количество гор в нашей стране, для этого есть веские причины. Во-первых, покупатель дорогого горного снегохода может себе позволить выбраться вместе с ним на Кавказ, в Мурманскую область или Красноярский край. Во-вторых, езда по глубокому снегу крайне сложна технически, так что совершенствоваться можно бесконечно. В-третьих, это интересно и красиво, оптимальный вариант совмещения активного отдыха и туризма. Одна проблема, ехать в горы из Москвы далеко, к тому же нет большого смысла тратить ценные горные дни на освоение и тренировку базовых элементов, которые прекрасно разучиваются либо на равнине, либо на небольших склонах. Школа Mountain Rider, работающая при поддержке импортёра техники Polaris компании «Брандт», организовала базовый подготовительный курс Backcountry Basic Level в ближайшем Подмосковье, на льду и берегах канала имени Москвы. 


Туда можно приехать со своей техникой или взять напрокат разные модификации Polaris RMK и подготовиться к основной программе, которую школа проводит на плато Лаго-Наки. Школьные упражнения идеально подходят как для начинающих, так и для садящихся на снегоход после перерыва, например, в начале зимы. Они очень быстро возвращают утраченную координацию движений и выносливость. Конечно, их можно делать самостоятельно, но рекомендуется вместо этого или в дополнение к этому взять уроки у инструкторов, которые подробно расскажут тонкости и поправят ошибки в технике, которых при самостоятельном обучении может возникнуть достаточно много, и которые в будущем поправить будет намного сложнее, чем при начальном обучении.

 

Стойка на одной лыже


Базовый приём при езде в горах и просто в глубоком снегу – постановка снегохода на одну лыжу для движения траверсами или поворота. Помимо чисто практической составляющей, это ещё и эффектно выглядит, а разучивается очень просто на небольшой площадке из укатанного снега. Чтобы наклонить снегоход в левую сторону, нужно встать слева от него, поставить правую стопу в передней трети подножки под углом к ней около 45°, а левую оставить стоять на снегу. Дальше делается синхронное движение из трёх частей: нужно с движением плеч вывернуть руль вправо, потянуть его в сторону наклона, причём не столько руками, сколько всем смещаемым весом тела, и дать немного «газа». Поскольку процедура эта отнимает достаточное количество сил, нужно научиться делать её с минимумом усилий. То есть заваливать машину не столько за счёт рывка телом, сколько прибавлением «газа». Чтобы полностью выполнить упражнение, нужно наклонить снегоход и проехать на одной лыже пару метров. После чего аккуратно остановиться с помощью закрытия «газа» или лёгкого нажатия на тормоз. Сначала можно ставить снегоход на обе лыжи, потом останавливаться на одной, отыскав равновесную точку, в которой он не падает, а стоит на месте при совсем лёгкой поддержке. Упражнение можно считать разученным, когда оно делается без малейших затруднений в обе стороны и не вызывает побочных эффектов вроде одышки и сильной усталости в конечностях.

 

Переход с подножки на подножку


Чтобы менять наклон с одной стороны на другую, необходимо научиться правильно перемещаться с подножки на подножку. Некоторые делают это прыжком, но это уже высший пилотаж, приём красивый, но рискованный. Проще и надёжнее переходить. Тренируется приём на стоящем в обычном положении снегоходе. Для перехода с левой подножки на правую нужно встать в стойку для езды на левой лыже, с двумя ногами по левому борту машины. Рядом со стоящей на подножке правой ногой ставится левая, правая перешагивает в переднюю часть правой подножки, за ней ставится левая стопа, правая нога снимается с подножки, параллельно с этим снегоход ставится на правую лыжу.

 

Прямолинейная езда на одной лыже


На практике по прямой на одной лыже ездят достаточно редко, особенно если это не наклонная плоскость горного склона. Но упражнение прекрасно подходит для освоения азов езды в наклонённом состоянии. Надо обязательно обозначить маршрут вешками, конусами или колеями, чтобы ехать по намеченной траектории, а не куда несёт снегоход, встать на одну лыжу и проехать в нужном направлении. Нога, не стоящая на подножке, вовсе не обязательно должна висеть в воздухе. Ей можно отталкиваться от земли, как бы шагая, или чертить по снегу полосу. Потом поменять сторону наклона. Нужно найти точку баланса, в которой снегоход держится в наклонном положении при минимуме прилагаемых усилий, и научиться расслаблять тело. Чтобы усложнить задачу, можно добавить переходы с подножки на подножку по ходу езды, а для окончательного закрепления устроить себе продолжительную поездку на одной лыже. Это упражнение для закрепления навыков можно делать и по ходу обычного катания. Горное катание – не гонки, высокая скорость здесь в большинстве случаев не требуется. Поэтому ездовые упражнения выполняются медленно, с полным контролем над снегоходом.

 

Езда по кругу и змейка


Главное предназначение езды на одной лыже по плоской поверхности – повороты в глубоком снегу. Начать их изучение проще всего с езды по кругу. Конусами обозначить окружность радиусом около 10 метров и ездить по ней в обе стороны. Более сложный вариант – «змейка». Главная трудность – в необходимости постоянно менять сторону наклона, а также точно прицеливаться и регулировать радиус поворота «газом» и наклоном снегохода. Для начала конусы нужно разнести подальше, чтобы иметь время для отдыха на прямых участках и неспешного перехода с подножки на подножку.

 

Езда по склону


Для первых шагов в езде траверсами по склонам вовсе не обязательно ехать к огромным горам, вполне достаточно небольшого подмосковного холма. Схема простая: снегоход наклоняется в сторону вершины, лыжи поворачиваются в другую сторону, и машина едет поперёк склона, то есть параллельно земной поверхности. Здесь очень важно следить за углом наклона: если он недостаточный, снегоход сваливается вниз, если избыточный – едет вверх. Соответственно, наклоном производится и руление. Другой важный момент – управление курком «газа». Это ещё один инструмент руления, позволяющий точно изменять направление движения. Для начала нужно почувствовать особенности управления с помощью наклона и «газа» в свободном катании, потом расставить вешки или конусы и практиковаться езде с поворотами и переходами с подножки на подножку.

 

Остановка на склоне


Один из важнейших навыков горного снегоходчика – умение парковаться на склоне. В глубоком снегу на крутой горе это может вызвать массу проблем. Прежде чем остановиться, нужно подумать, как потом трогаться. Вверх снегоход стартует с трудом, а может и вообще не стартовать, поэтому его нужно ставить, как ехали, на одной лыже, но с небольшим наклоном носовой части вниз. А лыжи повернуть от склона, подстраховавшись от скатывания. Снегоход должен твёрдо стоять без посторонней поддержки. Также необходимо научиться его в таком положении заводить и трогаться вниз, поставив машину на обе лыжи и прибавив «газа».

 

За помощь в подготовке материала благодарим снегоходную школу Mountain Rider, тел. (985) 973-88-88, www.mountainrider.ru

< Мечты сбываются!Standing One Hand Circle >
1 Марта 2015 13:03 Николай Богомолов