В прошлом выпуске «Мотоэксперт» совместно со спортсменом команды Adrenaline Rush Ferz Владимиром Ярыгиным рассказал о предварительных этапах подготовки мотофристайлера. Теперь брат и товарищ Владимира по команде Михаил Ярыгин научит делать базовые трюки, которые считаются входным билетом в мир FMX.
Прежде чем начать говорить о трюках, нужно определиться с рампой. Для новичков, которые переходят к разучиванию элементов FMX, оптимальное расстояние между вылетом и приземлением – 15 м. Этого вполне хватит, чтобы освоить базовые элементы, при этом скорость будет не слишком высокой. Потом трюки будут разучиваться на стандартном для мотофристайла расстоянии – 21 м. Разгон осуществляется на второй передаче, на достаточно высоких оборотах.
Начнём с одного из простейших трюков, «Канкан» (Canсan). Его суть заключается в том, чтобы убрать ногу с подножки и перекинуть через сиденье так, чтобы обе ноги оказались по одну сторону мотоцикла. Чтобы разучить этот элемент, как и в любом другом виде спорта, работать нужно постепенно. Сначала попробовать просто отпустить ногу с подножки, что само по себе не так просто, как может показаться, особенно психологически, и отрабатывать такой прыжок до уверенного состояния, постепенно поднимая ногу всё выше и выше. Потом нужно попробовать перенести её на противоположную сторону. Существует несколько видов этого трюка, но данный вариант считается классическим, который новичок разучивает в первую очередь. Пошагово канкан выглядит так:
1. Хорошо разгоняемся и въезжаем на рампу для вылета в трюк.
2. Как только вылетели, в самой высокой точке забрасываем ногу через мотоцикл (тут кому как удобнее, я обычно левую перебрасываю к правой).
3. Перекинув ногу, задерживаем её на мгновение и сразу же возвращаем на исходное место, на подножку мотоцикла. Приземляемся как при обычном вылете.
Следующий трюк, который надо освоить в мотофристайле, – «Хил Кликер» (Heel Clicker). Райдер поднимает ноги над рулём, затем, не отпуская руль, заносит ноги над руками и делает щёлчок ботинками над передним крылом. Чтобы выполнить этот элемент, необходимо сильно оттолкнуться от рампы и подножек мотоцикла, создав хорошую амплитуду для полёта, и как можно ближе поднести ноги к голове. Сама суть трюка заключается в хорошем разгоне и толчке, который позволяет легко закинуть ноги и сделать ими хлопок:
1. Хорошо разгоняемся и отталкиваемся от рампы, сначала просто встаём на подножки и вытягиваемся, чтобы понять силу толчка и ощущение тела в полёте. Проделываем это несколько раз до полного понимания поведения выпрямленного тела при толчке от рампы.
2. Далее пробуем отрывать ноги от подножек в стороны. При отталкивании в воздухе у тебя должен быть хороший контроль мотоцикла, необходимо убедиться, что во время выполнения трюка его не болтает из стороны в сторону, а он летит вместе с тобой ровно.
3. После того, как у тебя начинает получаться контролировать мотоцикл в воздухе при разведённых ногах, начинай переносить их вверх к рукам, чтобы попытаться выполнить хлопок над рулём. Затем возвращайся на мотоцикл в исходное положение.
Практиковать трюк нужно столько раз, сколько необходимо для того, чтобы ноги оказались на максимально близком расстоянии для щелчка пятками.
Ещё одним из базовых трюков является «Раннинг Мэн» (Running Man). Можно сказать, что это разновидность канкана, так как принцип исполнения является схожим. При выполнении трюка спортсмен делает следующее:
1. Выпрыгивает с рампы, толкается ногами от подножек мотоцикла и, сгибая их под себя, переносит в сторону.
2. Следующий шаг – стараться, перенеся ноги в сторону, поднять их как можно выше. В идеале они должны быть перпендикулярно мотоциклу.
3. Заключительный шаг этого трюка – пробежка. То есть отталкиваясь от рампы и перенеся ноги в сторону, ты в воздухе имитируешь пробежку. Что-то получается близкое к упражнению «велосипед» при прокачке пресса.
Более сложной разновидностью этого трюка является пробежка без рук, когда ты вместе с ногами отпускаешь руки, но это, конечно, уже для более продвинутых спортсменов.
После того как самые простые трюки усвоены и отработаны, можно переходить к элементам уровнем выше, «Клифхэнгер» (Cliffhanger) и «Супермен» (Superman).
Суть «Клифхэнгер» в том, чтобы ухватиться ногами за вилку руля мотоцикла и вытянуться вверх, максимально прогнувшись в спине:
1. На первом этапе стараемся одну ногу разместить под руль, поочерёдно проделывая этот манёвр с обеими ногами.
2. Как только зацеп с рулём начинает получаться хорошо, можно уже пытаться зацепиться за ручки двумя ногами, не отпуская рук.
3. Следующий шаг – отпускание рук. Конечно, сначала пробуем так же, как и с ногами – поочерёдно по одной. При толчке от рампы, уже в воздухе подцепляем ногами руль и отпускаем руку.
4. Как только начинает получаться третий этап, переходим к моменту подъёма с мотоцикла. Разгоняемся, въезжаем на рампу, делаем хороший толчок и, делая упор на руки, цепляемся ногами за руль и вытягиваемся вверх.
Идеальным исполнение трюка будет тогда, когда в вертикальном положении ты сможешь хорошо прогнуться назад.
Для выполнения трюка «Супермен» спортсмен отрывает обе ноги от мотоцикла и вытягивает их прямо назад. Чтобы правильно научиться его выполнять, райдер сначала пробует согнуть ноги в 90°, левой и правой рукой упираясь в рычаг сцепления и тормоза, пытаясь немного вытянуть ноги вдоль мотоцикла. Прежде всего, нужно научиться удерживать мотоцикл именно рычагами, поскольку при этом нет фиксации, и руль проворачивается. Этот этап очень важен, чтобы уметь удерживать технику и возвращаться назад на сиденье. При разгоне на рампе толчок происходит за счёт пальцев на рычагах, что позволяет разогнуть ноги и выпрямить их, а затем вернуть в исходное положение:
1. В классическом исполнении трюка «Супермен» руки всегда остаются на руле, поэтому для начала в полёте просто отпускаем две ноги от мотоцикла.
2. В исполнении «Супермена» ноги должны быть параллельно мотоциклу, чтобы ты мог имитировать полёт супергероя. Поэтому на втором этапе старайся закинуть ногу параллельно назад чуть выше мотоцикла, тело при этом должно оставаться в прямом положении.
3. Когда ты разгоняешься и вылетаешь в трюк с рампы, мотоцикл даёт тебе определённый импульс и силу, поэтому на этом этапе твоя задача постараться оттолкнуться от мотоцикла, выбросив параллельно назад ноги. Воздух тебя подхватит и поможет как бы полететь над сиденьем.
Впоследствии можно будет варьировать этот трюк как угодно, отпуская одну руку или хватаясь за заднее крыло мотоцикла, уходя в трюк «Сит граб» (Seat grab).