Одежда и обувь, как тут просто с выбором: пришёл, померил, подошло и понравилось – купил. С мотоциклами пока сложнее получается. В тест-поездке представитель на заднем сиденье – не гарантия сохранности техники, да и безопасность представителя дилера не гарантируется как из-за неопытности мотоциклиста, так и от грабителя. Вот из-за этого получить на тест мотоцикл не везде просто.
И в мотосалонах продавцы сыплют цифрами, сравнивают с конкурентами по выигрышным характеристикам и особенностям. А на вопрос как проехать на данной модели, в большинстве случаев отвечают: «Тест данной модели не предусмотрен». Или следуют туманные обещания о возможном тесте, оставляешь телефон. Ждите ответа…
Вот и думай, где найти знакомого или знакомого у знакомых, племянника, друга свата… Или на Горе к кому подойти, расспросить, объяснить и попросить, конечно, с условием «если упал – то купил». Из журналов и сети основная информация о мотоцикле, но в большинстве случаев субъективная. А выбираешь-то для себя.

Первый тест-драйв мотоциклов на открытом пространстве получился случайно. Заехал в «Авилон» на Волгоградке, продавец предложил записаться на тест-драйв мотоциклов BMW. На выбор было порядка пяти видов мотоциклов – эндуро, спорттурер и грандтурер. Дорожных моделей не имелось, остановился на 650-кубовом «гусе». Начало октября, дождь… Бр-р-р… Но интерес усадил на BMW в не лучших погодных условиях. Очень здорово, что час в городе, без загона в маленький прямоугольник. Успел получить впечатление от кроссовера в городе, пробивался на МКАД, посмотреть на более открытом пространстве. Однако упал, но успел погасить скорость, да и экипировка своё доброе дело сделала. Повреждения минимальны, своим ходом приехал в салон. С виноватой физиономией вернул не сильно ощипанного «гуся». Хорошо, полное КАСКО. Спасибо, извините, с чувством вины и драным дождевиком удалился… Но полученный опыт попадания на мокрые металлические листы трамвайных стрелок, опубликованный в журнале №12 «Мотоэксперт» за 2011 год, надеюсь, пригодился мотоциклистам.

Хорошо, «Авилон» зла не помнит, в июле 2013 года зашёл на сайт, а тут хорошее предложение мотоцикла в средней кубатуре, а она стала очень интересна. Список предлагаемых моделей мототехники очень обширный – «туристы», «горожане», «гуси» и мощные макси-скутеры – всего 13 моделей. Записался на удобное время, на непосредственно интересующую меня модель, созвонился, приехал, копии документов, доверенность и в путь. Не от флажка к флажку, а в реальный город и его окрестности, за два часа получаешь полное и детальное представление о технике и её возможностях в различных условиях движения. Вот это настоящий тест-драйв!
Для потребителя рыночные отношения делают своё дело, и к покупателям «двух колёс» стали обращаться с большим вниманием. Хоть часть салонов кризис сократил, да и рост продаж новых мотоциклов не в «крутую гору» идёт, а то и падает. Но стали появляться мототест-драйвы, да ещё и в зимнее время. Это не мотоспидвей и не техника для него продвигаются, и не рекламируются шипованные мотошины. Закрытые картодромы помогают организаторам тестов сухим покрытием и извилистой трассой небольшой протяжённости. Их в Москве немало, а часть дилеров думает о грядущем сезоне, да и мающиеся мотобольные обеспечивает на данное мероприятие хорошую явку.

Так поступили зимой 2012 года в компании «Велосити», сделав подарок мужчинам к 23 февраля. На картодроме ВВЦ дали возможность проверить технику тайваньского производства компании SYM – скутеры калибром от 50 см3 до 300 см3 и малокубатурные мотоциклы объёмом 125 и 250 см3. Конечно, здорово, что была возможность зимой в снегопад проверить и сравнить модели. Да и от «мототоксикоза» хорошая инъекция. Покрытие картодрома было разномастным, что сродни нашим дорогам, то есть условия, приближенные к натуральным, – то асфальт, то бетон, то прорезиненные вставки. Помимо возможности зимой проехать на скутере, организаторы многих избавили от необходимости тащить шлемы, перчатки так как их предоставляли на месте.
Следом французы в начале апреля-2012 дали на пробу технику в 125 см3 и более кубатурные макси-скутеры Peugeot. Картодром был с хорошим однотипным прорезиненным покрытием, так же при случае давали шлемы и «черепахи». Однако в согласии на тест, вместе с самостоятельной ответственностью за собственное тело, ты подписью подтверждал условие о возмещении ущерба при повреждении техники организаторам теста. Так что лихачить не тянуло, да и закрытая непродолжительная трасса не давала разогнаться. Но знакомство с основными и топовыми моделями скутеров Peugeot с двигателем в 500 см3 получил неплохое.

О первом тест-райде Harley-Davidson узнал летом, прослушивая «радио рокового направления». Решил ехать, так как приобретённый малокубатурный «конь» подталкивал к росту кубатуры. А тут возможность понять характер Harley и оседлать легенду! Отправил заявку через сеть, позвонили, побеседовали, подтвердили время. По приезде выяснилось, что, хоть и отправлял заявку на определённую модель, появилась возможность попробовать и другие, так что двигатели всех кубатур, разной посадки, веса и оснащения – порядка десятка моделей. Фура загрузилась данными моделями в Англии и поехала по европейским городам. В России данный длинномер посещал Питер, Краснодар и Москву. В Москве была организована закрытая кольцевая трасса. Сознаюсь, моя попытка выполнить змейку вокруг конусов была маршалами пресечена – это для ограничения коридора движения, а не маневрирования. В общем, «пони бегают по кругу», красиво сверкают хромом и басовито рычат, ритмично приплясывая при остановках. Но настойчивые и не уличённые в неуверенном управлении были вознаграждены организованным проездом вокруг Ходынского спорткомплекса. Хоть так, чуток в город нос сунуть.

А хорошее отличие теста Harley-Davidson – два стенда с беговыми барабанами, для «безкатегорийных» граждан, собирающихся стать мотоциклистами. Тут можно понять главное, что если для управления авто часто хватает пары конечностей – ведь левая нога у многих отдыхает, так как КПП автомат, и на руле очень продолжительное время только одна рука, в другой руке ведь мобильный телефон. То на этих стендах можно получить неплохое представление о том, что для управления мотоциклом необходимы все четыре конечности. Людям, собирающимся оседлать двухколёсную технику, это хороший урок по применению рук и ног в этом процессе, причём очень безопасный – не упасть с мотоцикла, закреплённого на барабанах. В нынешнем 2013 году частота мероприятий впечатляет – тесты-райды (формулировка Harley-Davidson) практически ежемесячно с мая. Сами информируют, представленный номер мобильного телефона в анкете при прохождении первого теста теперь регулярно получает sms-ки с датой, временем и местом проведения мероприятий Harley-Davidson.

В «МотоКлассике», представляющей интересы знаменитой английской марки Royal Enfield, с наступлением мотосезона пройти тест-драйв нет никаких сложностей. Тут тоже полноценный тест, без маленьких «загонов» и надзоров. Созвонившись, приезжаешь в назначенное время. Проверка документов, обмундирования, выписка доверенности – и в «прорезку» по столичным тромбозным дорогам да по набережной Яузы, если повезёт, есть возможность прохватить. Хорошее представление о мотоцикле, сделанном индийскими руками, о его способностях и возможностях на реальных дорогах города. Смена модели – и по самостоятельно выбранному маршруту – вперёд, проверяй, что за «конь» под тобой. Твой он или не твой?

На момент прибытия первой партии мотоциклов Hyosung в Россию в августе 2012 года о данной марке было мало информации, это второй заход «корейцев» на наш моторынок. Приехал в салон, посмотрел, посидел, поговорил, заинтересовался… И мне выкатили мотоцикл, заправили, дали сделать несколько кругов по закрытой территории. Обзорное впечатление о Hyosung получил. В 2013 дилеры «корейцев» дают журналистам технику, а вот потенциальных потребителей пока не жалуют возможностью теста мотоциклов. Надеюсь, дозреют до тестов для покупателей.
«Три камертона» подошли к организации тестовых заездов, которые проводились в июне 2013 года, основательно. Широкая гамма моделей Yamaha, закрытая, но не маленькая трасса, обязательный предварительный тест, высокие требования к экипировке и, что отрадно, широкий выбор техники объёмом от 125 до 1700 см3 и большинства гражданских видов мотоциклов – город асфальт, грунт, спорт. А в интересующей кубатуре 600–800 см3 три модели. За час теста, у которого часть времени занял обязательный тест на 125-кубовом «ёбрике», удалось проверить все интересующие модели, а также и мускул-байк, макси-скутер и спорттурер. Вот только на замкнутой трассе нет полного представления о поведении техники в разных режимах ни пробкопроходимость, ни поведение на высокой скорости на небольшой трассе полностью не понять.

А вот в Kawasaki такую возможность дают, предоставляя один из лучших тест-драйвов мототехники, в котором я с удовольствием поучаствовал. Оперативность ответа официальных представителей Kawasaki в России тоже обрадовала. Написал письмо, как получить тест-драйв, через день в ответ письмо с контактами мотосалона, где есть тестовый парк мототехники. Приехал в «МотоРезерв», взяли копии документов, получил документы на мотоцикл, на вопрос о заправке ответили: «Как хотите», а по времени сказали «Пожалуйста, часа три можно, записи сегодня на тест нет, а опоздаете – не осудим». Дали визитку с контактами: «Если что – звоните». Здорово, плавненько вкатываешься, проверяешь тормоза, управление, сцепление, работу КПП, возможности двигателя. А в режиме не спеша, а поторопится, а прорезать, а прокатить жену... Полное представление о мотоцикле вот только так и можно получить.
В мультибрендовом мотосалоне Major на Новой Риге на простой и конкретный ответ на вопрос о тест-драйве мотоцикла ответ был лаконичным и коротким – нет и не будет. Переспросил о Suzuki, KTM, Honda – ответили, что по всем маркам, какие они представляют, тест-драйвов не будет.

Но другой дилер КTM, салон «Байкленд», даёт на сутки мотоциклы в 200 и 690 см3. Тут нет огромного залога, он составляет от 15000 до 30000 рублей при цене в 3500 и 5000 рублей соответственно за модель. Залог при возврате мотоцикла возвращают. А при покупке данной модели сумму за оплаченный тест-драйв возвращают. Страховка только ОСАГО, но ограничений по суточному пробегу нет. При интересе к марке и модели можно попробовать и за сутки получить полное представление даже о работе светотехники.
На аналогичных условиях, но с более приличной суммой в залоге от 100000 до 400000 рублей (в зависимости от модели) даёт свои модели Triumph. Залог понять можно, но ограничение поездки одним часом – нет. Маловато будет! Ducati в залоге скромнее – 30000, и в прокат давали мотоциклы из тестового парка. Сейчас на сайте Ducati исчезли расценки проката на модели, и появился телефон для справок.
В полном «зажиме» техники для тестов можно упрекнуть Suzuki. Их центральный офис зашифрован, кроме прямой линии для звонков нет возможности отправить письмо с пожеланием или попросить разъяснений. А на вопрос о возможности тест-драйва ответили, что это автомобильная телефонная линия, по мототехнике звоните дилерам марки. Основные дилеры на тест мотоциклы не предоставляют.

О тест-драйве Honda на территории Superbike Village узнал о нём за полчаса до его начала. Не успеть, даже «прорезая» за гранью разума тромбозные утренние дороги. После появления на сайте Honda информации о тестах 19–21.07.2013 задал вопрос о правиле прохода. Получил ответ быстро: тест-драйв во время проведения российского этапа чемпионата мира WSBK проводится бесплатно, но проход на территорию по билетам. Наверное, можно дать такому мероприятию новое название – «драйв-презентация». Большое количество желающих и отсутствие предварительной записи даст почувствовать чувство плеча и слышать дыхание за спиной на маленькой трассе. Такую примерку «крыльев» Honda нельзя назвать информативной.
На тестовой трассе Superbike Village замечены были также и Yamaha c полудюжиной моделей да одинокий Husqvarna Nuda 900 с возможностью тест-драйва в «загоне», в котором будет явно комфортно лишь питбайкам KAYO. Насколько массовыми эти мероприятия в тестовой зоне были в выходные, познать лично не удалось, так как побывал в Superbike Village 19.07.2013.
А к осени поиск нового мотоцикла снова привёл меня и верного «второго номера» к бело-синему пропеллеру BMW. Необходимая модель F 800 GT была найдена, и необходимое время проведения теста было организованно BMW Motorrad. Мотоцикл был предоставлен из тестового парка «Независимости», их собственный F 800 GT был в руках журналистов, проводящих длительный тест.
Спасибо «небесной канцелярии», хляби небесные во время теста поутихли с извержением осадков, водитель и пассажир, облачённые в дождевики, смогли проверить аппарат во всех режимах, избежав водного тумана. Два отведённых на тест часа пролетели очень быстро, не дав понять только три параметра модели – удобство для «пятой точки» при продолжительном по времени движении, реальный расход топлива и максимальную скорость. Тут есть понимание, что проживаешь в России, а не в Германии без ограничений скорости на автобанах, да и субботний МКАД – это не гоночный трек. По остальным возможностям и техническим характеристикам модели при двухчасовом тесте получаешь полное представление. Так что BMW и московских дилеров данной марки небезосновательно можно признать на данный момент лучшими организаторами тестов мотоциклов в России, жаль только, что в данный момент тесты доступны только в Москве.
Вообще есть пожелание к дилерам по формированию тестового парка и проведению подобных мероприятий. Необходимо хотя бы регулярное проведение тест-райдов в течение сезона с широким модельным рядом, да и времени нужно побольше, хотя бы полтора-два часа. Берите пример с Harley-Davidson – sms-ки о проводимых ими тестах моделей в 2013 получал регулярные, почти каждый месяц нашего непродолжительного мотосезона. В тест-парки включайте не только новинки или аутсайдеров продаж, но и массовые модели. Дайте мотоциклистам САМИМ (!) получить представление о выбираемой технике, а не только слушать из уст продавцов скупые цифры из спецификации и колоритное описание модели: «это классный аппарат, гудит «дыр-дыр», КПП переключается «клац-клац», и рулится КЛАСС!»

Огромная благодарность дилерам, которые при живом интересе к моделям выкатывали их из торговых залов, заправляли и давали на пробу. Искренняя благодарность менеджерам и продавцам, что не ставили при возможности ограничений по времени тестов. Спасибо жене-фотооператору, посещавшей и снимавшей большинство тестов.
А в итоге благодаря тестам пришло хорошее понимание особенностей круизеров, кроссоверов, «туристов», «спортсменов» и «горожан». В данный момент мы с «номером два» определились с выбором, остановившись на Yamaha, готовим небольшую Diversion-ную группу для весенней поездки в Европу, последующих «прорезок» в Москве и российских «дальнобоях» на двух колёсах.