Зачем компания «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс» решила собрать в кучу всех профильных журналистов воедино и десантировать в середине зимы в совсем не тепличные условия Ямала, стало понятно далеко не сразу. Презентация Tough Pro, на котором предстояло ездить, уже состоялась, а способов избавиться разом от надоедливой прессы существует великое множество помимо серийных обморожений от суровых отрицательных температур.
Я, как и многие другие наши читатели, являюсь жителем средней полосы России и дальнейшее повествование поведу именно исходя из этого. Местное лето в общем случае – это повод походить в шортах, а зима – напялить пуховик (если снег успеет нападать). Из-за относительно благоприятных погодных условий, устоявшихся традиций и наличия хоть каких-то дорог снегоход в список вещей моей первой необходимости уж никак не попадает, скорее, в средство развлечения. Да что уж там говорить, количество знакомых, имеющих в личном распоряжении столь диковинный транспорт, стремится к нулю. Хоть какая-либо актуальность в «снежиках» начинается за Уралом (возможно, не во всех случаях, но зачастую это так), до этой отметки их можно встретить лишь в охотхозяйствах, спасательных станциях и прокатных конторах.
Совсем недавно люди в теме приоткрыли мне глаза на интересную статистику, которая сразу стала откровением года. По проверенным данным рынок снегоходов в России многократно превышает мотоциклетный. Верится с трудом, но это реально. В то время как жители Москвы, ближайшего Подмосковья и некоторых других крупных городов лишний раз подумают, а нужен ли им снегоход, когда и куда на нём ездить, обитатели северных районов не мыслят своей жизни без подобного зимнего транспорта, накатывают внушительные километражи и регулярно освежают парк. А ввиду того, что на большей части территории нашей необъятной родины с завидным постоянством лежит снег, становится понятно, откуда такие цифры продаж. Первостепенно не желание покататься, а исключительно необходимость!
А теперь от размышлений к фактам. Точкой отсчёта нашего путешествия был полуостров Ямал – территория суровых погодных условий, чарующей природы и интересных людей. Простирающаяся на многие сотни километров тундра большую часть года укрыта снегом, зима здесь длится 8–9 месяцев в году, а лето не отличается зноем (средняя температура июля – от +3 до +9 °С). Наиболее популярные виды деятельности местного населения – оленеводство и рыболовство, ведётся добыча природного газа (на Ямале сосредоточено около 20 % российских запасов природного газа). По сумме качеств – практически идеальное место для снегоходов, рискну предположить, что иметь в здешних краях мотоцикл в определённой степени нелогично.
Формат экспедиции носил скорее познавательно-ознакомительный характер. За два полных дня удалось вдоль и поперёк изучить морозоустойчивость связки «столичный мотожурналист – японский снегоход» и сделать ряд определённых выводов. Про свою мерзлявость долго рассказывать не буду, а упрощённый «Викинг» реально порадовал. В целом пробег получился небольшой и разноплановый – одинаково успешно удалось ощутить на себе местный колорит, заехав в гости к семье оленеводов, полюбоваться красотами в окрестностях Салехарда и почувствовать в боевых условиях на различных поверхностях Yamaha VK540IV Tough Pro.
Наиболее красноречиво о природе Западной Сибири расскажут фотографии, иначе описание в духе великих русских литературных классиков займёт полжурнала, и статья уйдёт не в то русло. Намного любопытнее то, как происходит взаимодействие людей и техники в данных конкретных условиях. Случилось так, что вечером посреди оживлённой беседы на исходе первого дня к нам вошёл укутанный в национальную одежду, состоящую из шкур животных, наш местный проводник. Шутка ли, к нам он проделал путь длиною в 100 км посреди ночи, когда температура уже успела опуститься до –43 °С! И в конце посиделок, когда столичные гости отправились по тёплым номерам, ему тем же путём предстояло вернуться домой, чтобы на утро вновь приехать и возглавить колонну. В прямом смысле леденящие подробности на этом не заканчиваются. Наш новый знакомый неохотно, но всё же вкратце рассказал о том, как на Ямале эксплуатируют снегоходы.
Право слово, есть чему удивиться даже бывалым мототуристам. Сергей (так звали проводника, если мне не изменяет память) в начале года приобрёл себе новый Yamaha RSViking Professional и к марту успел на нём накатать 25000 км. Только вдумайтесь, за три полных месяца привезти столько, сколько не каждый наезжает за целый летний сезон на мотоцикле при комфортной температуре и наличию асфальтовых дорог под колёсами! А теперь давайте подключим здравый смысл, факты и нехитрые расчёты. Большая часть местных жителей ведёт кочевой образ жизни, одни пасут оленей, другие добывают рыбу (нефтяников к рассмотрению не берём там всё больше кочуют дензнаки). Одна средняя поездка за рыбой – это от 300 до 1500 км в один конец, причём путь обратно проходится с под завязку нагруженным прицепом, который весит до полутора тонн (в три раза больше, чем снегоход с наездником). Приключений добавляет ещё и рельеф. Снег только кажется издалека гладким. По факту весомую часть пути снегоход проделывает в полёте. Из-за большого количества глубоких ям, чередующихся со значительными кочками, приходится ехать стоя.
Местные снегоходчики зачастую и вовсе не садятся и практически не останавливаются в пути. Время – деньги, да и на ходу как-то потеплее. На всякий случай всегда с собой имеется немного еды, запас топлива и запчастей. «Снежики» используют практически круглый год, на пастбищах иногда ездят прямо по мху в течение лета. Годовой пробег может легко перевалить за 50000 км. Техника есть практически в каждой семье по несколько единиц. Показательно, что популярностью пользуются именно снегоходы Yamaha серии Viking, но по старой памяти в сараях пылятся видавшие виды «Бураны». Большой вес, не самая прогрессивная конструкция и не самый мощный мотор на Ямале не относят к недостаткам, скорее, наоборот. Здесь и слышать не хотят про навороченные сверхлёгкие и мощные горные модели. Как корове седло! Прелесть «Викингов» в их неприхотливости, надёжности и умении таскать тяжёлые грузы. Те, кто не сильно обременён финансами, покупают различные вариации VK540, более обеспеченные берут себе Professional, который из-за своего четырёхтактного мотора (а значит, и большего ресурса) является наиболее желанным. Результирующая составляющая в любом случае одна: на Ямале снегоход – это кормилец и самый удобный транспорт.
В свете подобной информации, проверенной на собственной шкуре, скепсис по поводу повального упрощения Tough Pro был мгновенно отброшен. Упразднение системы раздельной смазки больше не кажется глупой затеей, скорее, наоборот, при правильном использовании так больше шансов приехать домой, а не остаться мёрзнуть посреди тундры. Отказ от электростартера тоже понятен, при рекордно низких температурах им можно пренебречь, благо, «Викинг» без проблем заводится руками. Подобная экономия не всегда актуальна при тепличных условиях эксплуатации, но в реалиях Ямала это то, что доктор прописал, тем более с техническим упрощением закономерно сползла вниз цена. Об оправданности нововведений косвенно свидетельствует ещё тот факт, что вся наша колонна из 17 снегоходов в полном составе, целости и сохранности (несколько сломанных лобовых стёкол не в счёт) вернулась обратно на базу.
Я отношу себя к теплолюбивым представителям мотообщественности, но, тем не менее, считаю, хотя бы одним глазком на северные регионы нашей страны взглянуть должен каждый. Это значительно меняет взгляд на окружающий мир, а особенно в контексте мототехники. Количество дорог вокруг того же Салехарда невелико, на в изобилии встречающихся на улицах города дорогих иномарках особо далеко не заедешь, остаются либо небюджетные авиаперевозки, либо трудяги-снегоходы, порою являющиеся для целых деревень единственным средством поддержания жизни.
Резюмируя впечатления, хочу сказать, что более показательной журналистской экспедиции на самом деле ещё поискать. Представители «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс», вот так просто, не выезжая за пределы страны, расширили всем участникам сознание, а также на убедительных примерах пояснили, какое значимое место занимают снегоходы в России.
< Новая Зеландия, или "Туда и обратно"Сезон тестдрайвович >