Во время тренировок и выступлений стантеры пользуются сцеплением гораздо больше и чаще, чем мотогонщики или простые мотоциклисты. Рычаг сцепления постоянно находится в работе, особенно во время выполнения комбинаций из трюков на заднем колесе. Забирать мощность с двигателя посредством сцепления и правильно дозировать её на заднее колесо, выполняя при этом сложные трюки, – это целое искусство. И учиться этому приходится каждому, кто только начинает свой путь в стантрайдинге.
Рычаг сцепления стантеры контролируют всего лишь одним указательным пальцем левой руки, при этом средний палец управляет рычагом дублёра заднего тормоза, а безымянный и мизинец обхватывают руль.
Чтобы работать одним пальцем было легко и удобно, райдеры используют специальные ручки сцепления. Использовать стоковый отпиленный под один палец рычаг сцепления – плохая и малоэффективная идея. Рассчитанный под работу всех четырёх пальцев, он попросту будет слишком тугим для выжима одним пальцем. Некоторые райдеры пытаются решить эту проблему путём увеличения длины рычага привода сцепления, расположенного непосредственно на двигателе. Это поможет сделать сцепление значительно мягче, но удобней от этого сама ручка не станет. Сейчас на рынке существуют рычаги разных производителей, но большинство из них со временем начинают разбалтываться, механизм изнашивается и появляется люфт. А если есть люфт, значит нет точного контроля, и, как следствие, возрастает риск ошибки и падения. Два года назад инженеры российской компании This Side Up специально для стантрайдеров разработали механизм ручки сцепления на двух подшипниках качения, чем свели к минимуму износ во время всего срока службы узла. Все детали ручки отфрезерованы из цельного куска алюминия и покрыты анодной плёнкой. Геометрия всего узла и специальная форма рычага позволяют с лёгкостью работать сцеплением всего лишь одним пальцем. И как приятно, что это «Сделано в России»!
Успех в стантрайдинге требует внимания ко всему, к каждой отдельной детали, из которой состоит этот рискованный спорт. Я всегда советую обращать внимание буквально на всё, в том числе и как доработан, и насколько удобен для выполнения трюков ваш мотоцикл. Такой деталью я, безусловно, считаю правильную настройку и контроль сцепления на 101 %. Сделайте так, чтобы работать им было удобно и легко и затем уже концентрируйтесь на выполнении трюков. Удачи!
Марат Канкадзе,