Финал во всеоружии

Финал во всеоружии

Текст: Анастасия Нифонтова
Фото из архива автора

Сезон чемпионата мира по кросс-кантри ралли (ралли-рейдам) как обычно начался тремя ударными этапами, которые шли один за другим с перерывом не более двух недель. В Абу-Даби нас проверили на прочность коварные пески одной из самых засушливых пустынь мира при температуре, выходящей за +50 °С, в Катаре всю душу вытрясли бесконечные камни, и только Египет немного сжалился над участниками прекрасной свежей погодой (не выше +35 °С) и разнообразием пейзажей. Посвятив всё лето тренировкам на мото и в спортзале, я во всеоружии вернулась к заключительному этапу в Марокко.

За неделю до старта гонки организаторы вывесили окончательный список заявленных участников. Количество гонщиков в квадромотозачёте рекордное – 82 человека. Все самые сильные спортсмены и команды приехали в Марокко, чтобы провести финальные тесты перед Дакаром. Конкуренция обещала быть очень серьёзной. Помимо команды VEBRacing в лице меня, в этот раз Россия была представлена ещё двумя мотоциклистами из команды TroykaTeam, бронзовым призёром чемпионата мира по кросс-кантри ралли 2008 года (в классе Production) Алексеем Наумовым и опытным Дмитрием Агошковым. В квадроциклетной категории цвета России отстаивал Александр Максимов из Йошкар-Олы, известный по своим успешным выступлениям в соревнованиях серии Can-AmTrophy.

Кто на автобусе, кто на самолёте и перекладных, мы благополучно добрались до марокканского города Загора, где должно было начаться всё действо. Административные проверки и техническая комиссия прошли без каких-либо приключений. В первый день мы даже успели протестировать всю технику на ближайшей дюне неподалёку от города. Но самое интересное началось позже, вечером перед стартом первого дня. Нам выдали дорожную книгу и 20 страниц изменений к ней. Мы удобно устроились у бассейна за столиком, разложили фломастеры, скотч, ножницы и начали «кройку и шитьё». За неделю до старта гонки в Марокко прошли сильные дожди, реки вышли из берегов, и размыло большое количество дорог, поэтому организаторам пришлось в срочном порядке вносить изменения в заранее прописанный маршрут. Так вот изменений было столько, что мы сначала не сразу врубились, куда и что надо вклеивать, и спустя два часа кропотливой работы выяснилось, что надо всё переделывать. В итоге спать пошли уже ближе к 12 ночи, а подъём планировался на пять утра.


После 80-километрового лиазона был дан старт первого спецучастка длиной около 370 км. В первый день организаторы предложили нам сплошные камни и никакого песка. Как обычно, я с самого начала старалась не заводиться и не спешить. В целом, был очень приятный скоростной СУ с одной ложкой дёгтя в виде пыли, которая стояла в воздухе и в безветрие совершенно не хотела открывать обзор дороги для быстрой езды. Особенно это почувствовалось во второй половине трассы, когда нас стали догонять лидеры автомобильного зачёта. Регулярно приходилось останавливаться практически до нуля и пережидать, пока пыль хоть немного уляжется. Ещё одно расстройство у меня случилось из-за моих непослушных шейных позвонков. На камнях сильно набило шею, и незадолго до финиша начала сильно болеть голова. Естественно, концентрация упала, темп пришлось немного сбавить, да и сама трасса стала чуть более сложной и разбитой. Но, несмотря ни на что, я финишировала вполне довольная на 35 месте в общем зачёте из 84 участников. В этот день не повезло команде Sherco. Ребята встали из-за технических неполадок. Также были проблемы у итальянца Алессандро Боттури на Yamahaи, к моему огромному сожалению, также из-за проблем с мотоциклом Лайя Санц смогла финишировать только в кузове технички и получила большой штраф. Наши ребята успешно добрались до финиша, но всё-таки подкинули работы механикам. Особенно «повезло» Ярославу Кнорозку, который был ответственным за квадроцикл Саши Максимова. Забегая вперёд, скажу, что он каждый день, а точнее, ночь, восстанавливал этот «тазик» буквально из руин, чтобы тот мог стартовать следующим утром.


Как и ожидалось, короткий второй спецучасток в 223 км оказался непрост. С самого старта первые километров 20 в воздухе неподвижно висела густая завеса пыли, которая не сдвигалась ни на метр, поэтому развить более или менее хорошую скорость не получалось. Постоянно приходилось сбивать ход до третьей, а то и до второй передачи. Мы перевалили на соседнее плато, и там видимость стала существенно лучше. Но, несмотря на это, мне всё равно как-то не очень бодро ехалось, да ещё и закончилась скоростная «халява», и мы заехали в пески. Песчаные дорожки петляли между кочками и кустарниками, периодически выводили нас на широкий проспект высохшего русла реки. Было очень много следов, с навигацией приходилось работать крайне внимательно. Я даже слегка плутанула на выезде из русла, но быстро сориентировалась и вернулась на трек. Ехала по самочувствию и не пыталась форсировать события, потому как понимала, цена ошибки может быть велика. И вскоре мои мысли наглядно проиллюстрировал польский мотогонщик под номером «34». Утратив бдительность, он решил от души разогнаться по вроде бы ровному песочку и не заметил три глубоких песчаных волны. Даже не пытайтесь представить, как выглядит падение на скорости за 100 км/ч, когда мотоцикл врезается во встречную песчаную стенку. Я остановилась около упавшего гонщика, который лежал плашмя на земле лицом вниз без каких-либо признаков жизни. Было видно, что рука болтается на мягких тканях, и кость её явно не держит. При виде такого зрелища одного мальчика чуть не стошнило. Я уговорила пришедшего в сознание Павла (так зовут поляка) аккуратно снять шлем. После, ещё минут пять организовывала его транспортировку в тенёк под соседний куст при помощи двух мальчиков. При малейшем движении Павел сильно кричал. В итоге я отпустила всех парней дальше в гонку, а со мной остался ждать вертолёт бельгиец Жиль Вандервеен, который очень хорошо мог объясняться по иритраку с французами. Так мы втроём и сидели под кустом около 30 минут. Точнее, Жиль сидел, Павел лежал, а я стояла и держала его больную руку так, чтобы ему было хоть чуть-чуть полегче переносить боль. Всё бы ничего, но моя голова выглядывала из-за куста и грелась на адском солнцепёке. Когда вертолёт с медиками наконец-то приземлился, я уже была существенно перегретой. Мы помогли доктору снять куртку, и на этом моя спасательская миссия закончилась. Жиль принёс из вертолёта бутылку воды, которую я вылила себе на голову и за шиворот, чтобы как-то охладить организм. Естественно, после такого стрессового вынужденного перерыва было очень сложно опять втянуться в гонку и поймать правильный ритм. За это время вперёд проехали почти все машины, и трасса была очень жёстко перемешана, что тоже добавляло «радости». Финиш был взят, но не с таким результатом, как хотелось бы. После я зашла в офис к главному судье, и он подтвердил, что мне вычтут время, которое я потратила на помощь польскому гонщику, а это получилось без малого 40 минут. После таких приключений в общем зачёте я поднялась на 34 позицию, а в зачёте FIMосталась на 31 месте.


Третий день стал самым сложным. Всего-то 230 км СУ + 200 км лиазона, но каких! Буквально через пару метров после старта организаторы окунули участников в беспорядочное месиво песка между кустами и деревьями. Через 3–4 километра дорожная книга вывела на сильно разбитую дорогу, покрытую плотным слоем фэш-фэша. Я по глупости и доброте душевной пропустила вперёд одного мотогона и потом ещё долго боролась с пылью, пока не умудрилась его опять обогнать. Вообще, такой пыльной гонки я не припомню. Каждый день в мотоцикл и организм попадали «тонны» мелкой песчаной массы. После дозаправки маршрут стал повеселее. На большом солончаке даже удалось раскочегарить мотик до 160 км/ч. Но счастье было недолгим. Началась опять разбитая песчаная дорога и мелкие дюннеты. На финиш я приехала довольная своей работой, хоть голова продолжала докучать противной ноющей болью уже третий день к ряду. В общем зачёте я поднялась на 27 строчку и в зачёте чемпионата мира на 25. Алексей Наумов в первые дни хорошо раскатился и дошёл до 19 места в общем зачёте. Александр Максимов расположился на 48 строчке, а Дмитрий Агошков после проблем с двигателем и большой пенализации откатился на 56 место из 80 человек.

Четвёртый день был самым продолжительным, 640 км пути из Загоры в Агадир. Первая часть трассы проходила по каменистым дорожкам, которые регулярно пересекали ещё более каменистые русла рек. В дорожной книге то и дело появлялись отметки об опасности максимального уровня. За очередным поворотом я увидела стоящий в стороне мотоцикл Хуана Барреды, одного из лидеров чемпионата мира. Гонщика рядом уже не было, только вдалеке можно было разглядеть силуэт удаляющегося вертолёта. За 30 км до финиша на приземлении после небольшой спрыжки ухожу вперёд, открываю ручку «газа» и в этот момент на сжатой подвеске переднее колесо ловит большой камень, и навигационная башня со всеми приборами жёстко прилетает мне прямо в лицо. Удар был такой силы, что шлем откинуло назад до треска в защитном ошейнике и позвонках. Так плотно с дорожной книгой я ещё ни разу не работала.


В заключительный день организаторы держали всех гонщиков в тонусе до последнего метра. Всё решала правильная навигация и умение пилотировать тяжёлый раллийный байк на узких дорожках и горных серпантинах. Я с навигацией справилась на пять. Первую часть трассы мчала в очень хорошем темпе, но потом мы заехали в горы, и я начала перестраховываться на узком и очень скользком серпантине. Тяжёлый мотик неохотно переваливался с боку на бок и при торможении срывался в снос обоими колёсами, иногда практически зависая над пропастью. Ошибаться было категорически нельзя, поэтому я протарахтела все горы шёпотом, где меня нагнали ребята на лёгких эндуро из зачёта EnduroCup. На КП к своему удивлению встретила Лёху Наумова. Он где-то заблудился и потерял много времени. На финише после лиазона был традиционный подиум, поздравления, фотографирования, интервью, объятия и душ из шампанского. В общем зачёте я заняла 25 место из 82 стартовавших и 64 финишировавших. В зачёте чемпионата мира FIM заключительного этапа я торжественно красуюсь на 20-м месте. Ну и приятным бонусом победа в женском зачёте Кубка мира. Алексей Наумов финишировал 16-м, Дмитрий Агошков 51-м и 10-м в зачёте лёгких мотоциклов EnduroCup.


< Больше, чем спорт40 лет спустя >
1 Декабря 2015 17:02 Анастасия Нифонтова