Мечта о Монголии

Мечта о Монголии

Текст: Евгений Пятигорский

BMW GS – мотоцикл особенный. С ним начинаешь понимать, что в места, которые раньше были недостижимы, на самом деле можно попасть. Так я начал мечтать о поездке в Монголию. Вторая мечта GS – международный этап BMW Motorrad GS Trophy. Так получилось, что у меня обе мечты сбылись одновременно: в составе российской команды я попал в финал грандиозного соревнования владельцев BMW GS, который как раз проходил в Монголии.

Международный этап GS Trophy проходит каждые два года в разных странах и на разных континентах. Первый проходил в 2008 году в Тунисе, и в нём участвовало всего пять команд по три человека, затем в 2010-м в Южной Африке – 10 команд, в 2012-м – Чили и Аргентина – 15 команд, в том числе впервые российская, в 2014-м – Канада, в 2016-м – Таиланд. На 2018 год местом проведения выбрали Монголию и допустили в финал 18 национальных команд, включая две женские. Право попасть в российскую сборную тоже нужно заслужить. В России, так же раз в два года, проходят национальные этапы BMW GS Trophy , и победители становятся членами команды, которая будет защищать Россию на мировом этапе. В 2017 году победили Василий Жилинский, Константин Золотарёв и Александр Мишкинис, их команда заняла первое место по итогам трёхдневных соревнований и получила путёвку в Монголию. 

А мне досталась роль журналиста, который должен освещать мероприятие для российских болельщиков. Победа на национальном этапе – это только вершина айсберга, уровень на международном этапе очень высокий, поэтому для успешного выступления команда должна заранее начать усиленные тренировки. Наши тренировки начались с сентября 2017 года. Мы выявили сильные и слабые стороны всех участников. Каждый знал свои минусы и работал над их устранением. Для улучшения выносливости мы начали беговые тренировки и даже вместе пробежали забег на 10 км. Также очень важными являются отношения внутри команды, нужно уметь слушать и слышать всех товарищей, сейчас я уже точно знаю, что это один из важнейших пунктов в подготовке. И, конечно же, основным направлением тренировок были мотоциклетные. Осенью мы тренировались в эндуро-парке на GS , с наступлением зимы начались тренировки по мотокроссу на трассе и на льду. Понимая, что нужен накат именно на GS , мы зашиповали F 800 GS и продолжили тренировки на нём. Зимние тренировки были три раза в неделю, а весной, когда до соревнований оставалось два месяца, перешли на четыре раза, прибавив упражнения на медленную езду. Понимая, что нам предстоит пересечь пустыню Гоби, в феврале мы улетели на две недели на сборы в Африку, где условия максимально приближены к монгольским. В таком темпе команда тренировалась девять месяцев и была готова к выступлению на международном этапе.

Главный слоган международного этапа – It’s not a race – «Это не гонка». И это, действительно, не гонка, а в первую очередь приключение. Все участники находятся в одинаковых условиях, набор экипировки (кроме шлема и ботинок) и мотоциклы выдаются BMW Motorrad . В этом году мы получили новые BMW R 1200 GS Rally , которые идеально подходили к путешествию по Монголии. Особенно кстати в условиях пустыни оказалась спортивная подвеска, которая работала очень чётко. Основной проблемой в пустыне Гоби оказался не песок, а погода. Ночью температура опускалась до +3 °С, а днём поднималась выше +35 °С, постоянно дул сильный ветер, местами переходящий в песчаные бури. В новых костюмах BMW Rally было комфортно, утром мы использовали дождевик-подкладку, которую теперь можно носить как под куртку для тепла, так и на неё, от дождя, а днём было комфортно просто с открытой вентиляцией.

Правила проведения GS Trophy несложные. Каждый день две команды стартуют из одного лагеря и едут по маршруту в сопровождении маршала в другой лагерь. Поскольку это не гонка, время не учитывается, а очки команды зарабатывают на спецучастках, которых обычно два на маршруте и иногда один в лагере. Из этих очков и складывается финальный результат. Спецучасток – это подготовленное упражнение, например, медленная езда с элементами лёгкого триала, на проверку навыков владения мотоциклом. Оценивается время прохождения участка, а за ошибки начисляются дополнительные секунды. С одной стороны, всё просто, но нужно очень внимательно слушать задание и выполнять всё в точности. Неправильно выполненное задание ведёт к дисквалификации и нулю баллов, отыграть такое отставание практически невозможно.

День первый

Я в составе группы журналистов прилетел в Монголию на несколько дней раньше команды. Базовый лагерь Dschinghis Khan С amp расположился в 20 км от аэропорта. Нас поселили в «комфортабельные» национальные юрты с удобствами на улице, выдали туристические сумки и именные костюмы BMW Rally Suite . В сумках нашлось всё необходимое на следующие восемь дней: одноместная палатка, в которой мы будем жить, самонадувающийся коврик, спальный мешок, надувная подушка, полотенце, рюкзак и фонарик, предоставленные спонсором компанией Marmot , и комплект одежды: три майки, толстовка, тапочки, носки, два комплекта термобелья, гидратор, маска для шлема – всё предоставлено BMW – и защита шеи Leatt . В сумках было немного места для личных вещей, и это всё, что можно взять с собой. После обеда нас отвели на организованный паркинг. Там ждали 150 новых выстроенных рядами мотоциклов, на каждом – фамилия и флаг страны.

День второй

После завтрака отправляемся на брифинг, совмещённый с тренингом по оказанию первой медицинской помощи, сегодня тренировочный день для журналистов. Одеваемся в экипировку, после проверки маршала делимся на две группы и стартуем. Меня определили в продвинутую группу и после 20 минут на площадке, где маршал убедился, что мы умеем ездить по песку, мы отправились на красивый маршрут вокруг базового лагеря протяжённостью 110 км. Монголия влюбляет в себя мгновенно – равнины, зелёные луга, горы, ландшафт постоянно меняется, но красивые виды остаются. На последних песчаных 30 км мы познакомились с монгольской пылью, так что вернулись не только довольные, но и очень грязные.

День третий

В семь утра прибыла команда – Василий, Константин и Александр. Около огромной арки GS Trophy организаторы подготовили тёплый приём, тут и девушки в национальных костюмах, и конница в полном боевом обмундировании с флагами, и музыкальный коллектив с традиционными песнями. Первый торжественный ужин со всеми участниками под монгольскую музыку плавно перетёк в нашу небольшую юрту, в которой через пару часов было больше 20 человек, включая «папу» GS Trophy Тома Вульфа. Мы заготовили подарки, гости получили красивые железные стаканчики с нашим логотипом Ride Like A Russian . Все уходили от нас очень довольные, и дух соперничества трансформировался в Team Spirit. Всем очень понравился наш слоган, и с этого дня пошла охота на наши командные майки, участники пытались выменять их на что-нибудь, а организаторам и маршалам мы заранее подготовили по одной в подарок от нашей команды.

День четвёртый

В этот день решали организационные вопросы, регистрировали команды, заполняли бумаги, проходили медицинский осмотр, брифинги и тренинги, получали мотоциклы. После обеда представитель Leatt индивидуально настроил защиту шеи.

День пятый

Подъём в 5:30, завтрак и старт первого дня GS Trophy . Мы едем с командой Канады под руководством маршала из ЮАР самый длинный маршрут протяжённостью 550 км, из которых 350 проходит по бездорожью. GS Trohpy 2018 – самое протяжённое из всех, которые были. Перед обедом нас ждал первый спецучасток, сложная песчаная площадка с большим количеством огромных камней. На песке обозначены ворота, за которые нужно проезжать, а на камнях нарисованы траектории движения. Это напоминало лабиринт с большим количеством крутых, узких поворотов. Каждый участник команды должен был проехать трассу на время, ко времени прибавляли штрафные секунды за касание ногой земли или падение мотоцикла. Это было первое упражнение, в команде чувствовалось волнение, но мы справились и проехали на твёрдую четвёрку. Второй спецучасток был уже вечером недалеко от финиша, это было упражнение без мотоциклов, пешая навигация. Нам выдали навигаторы и координаты первой точки, мы должны были добежать до этого места, найти табличку, на которой есть координаты следующей точки и три буквы, из которых нужно составить слово, а из слов фразу, которую сказать на финише. Учитывалось время прохождения, если не укладывалось в 20 минут, то умножалось на два. Упражнение усложняло то, что мы стояли наверху глубокого ущелья, а точки были внизу, спуск и подъём в гору в экипировке усложняли задачу. Мы проявили смекалку: найдя на первой точке три буквы, мы поняли, что это слово – life , а фраза целиком – слоган BMW : Make Life a Ride . Решили рискнуть и бежать на финиш. У нас было отличное время, по правилам это было не запрещено, но стало предметом обсуждения судей на целых два дня. Очки за это упражнение начисли только на третий день.

День шестой

Подъём в 4:40. Сил ещё много, быстро собираем лагерь и стартуем. Сегодня мы едем с командой Франции. Протяжённость маршрута 350 км, дорог больше не будет, остальной маршрут проходит по земле и песку. Первое задание представляет из себя большой песчаный холм с огромными валунами. Нужно заехать наверх и спуститься, проезжая через небольшие ворота, касаться земли не запрещается, падение мотоцикла – дисквалификация. На трассе было два дополнительных задания, за которые можно было получить дополнительные очки, первое – положить мотоцикл, оббежать вокруг два раза и поднять его, второе – провезти мотоцикл рядом с собой по змейке в песке. Справились неплохо, но не очень быстро. Второе упражнение – скоростные развороты на время в ограниченном пространстве – проходило на высохшем соляном озере. Здесь мы тоже не показали высокой скорости и по итогам дня набрали 14 очков из 45 возможных. На вечернем брифинге узнали, что произошло четыре инцидента, пострадали несколько участников, так что в связи с этим завтрашние спецучастки отменяются, и маршрут движения превращается из скоростного в более медленный, в горном каньоне.

День седьмой

Сегодня нам дали выспаться до шести утра перед красивым маршрутом без испытаний, есть время передохнуть и подумать над командной тактикой. Только сегодня в голове начало проясняться, что GS Trophy – в первую очередь приключение, а соревнование – вторичная цель. С этого дня мы стали скорее одной большой командой, в которой каждый помогает другим. Прошло подведение итогов фотоконкурса, за нашу фотографию проголосовало чуть больше 700 человек, что принесло нам девятое место в конкурсе. После отбоя началась настоящая песчаная буря, палаточный лагерь почти весь унесло, мы спасались в небольшой комнате с ребятами из мексиканской команды, а потом долго искали вещи и палатки.

День восьмой

Четвёртый соревновательный день. Усталость накапливается. Мы научились быстро собирать палатки и вещи, а также вставать в пять утра. Мы находимся в самом центре пустыни Гоби, сегодня будет очень много песка, нам рекомендовали спустить колёса до одной атмосферы, а это значит, что будет очень пыльно. Первое упражнение – буксировка мотоцикла в песчаную горку и спуск по подготовленной трассе через маркированные ворота. Наша команда закопалась в песке, и один из мотоциклов упал. Это упражнение выполнили всего четыре команды. Второе задание устроили в лагере. Нужно было собрать палатку, залезть в неё всем участникам, вылезти и разобрать на время. Наша команда имеет огромный опыт походной жизни, и мы заняли третье место. Сегодня наконец появился общий зачёт, и команда России заняла 10 место. Неудачное выступление на первом задании отбросило нас на несколько позиций назад.

День девятый

Пустынный пейзаж сменили зелёные луга Монголии. Протяжённость маршрута – 310 км, целых три спецучастка. Первый – змейка. Нужно три раза пересечь речку в указанных местах. Так как мы стартовали первыми, речка ещё была не разрыта колёсами, мы хорошо справились с заданием и заняли второе место. Второе задание – это привычная нам медленная езда через ворота, к которой прибавили крутые подъёмы на камни, это выглядело как триал на больших BMW . Было несколько обидных ошибок, но в целом справились отлично. Третье задание ждало нас уже в лагере. Нужно было разбортировать шину и надеть другую. И здесь мы потеряли пару лишних секунд, но, как выяснилось вечером, за день набрали очков больше, чем за все остальные дни и поднялись на седьмое место в общем зачёте.

День десятый

День пошёл не по плану уже через 100 км после старта. Маршрут проходит через территорию, в которой наблюдается эпидемия у скота. Дорога закрыта, движение запретили. Вся колонна остановилась на берегу реки. Организаторы объявили, что нас пропустят в объезд после подписания каких-то бумаг, но не раньше, чем через четыре-пять часов. Маршалы организовали отличное упражнение в ближайшем небольшом лесочке. Отгородили узкую трассу сквозь деревья, задача состояла в том, чтобы всем участникам команды проехать с одинаковым временем. Тактическое упражнение, самый быстрый участник должен проехать в темпе медленного. Организаторы решили посетить старую столицу Монголии Хархорин и побывать в самом большом храме города. Ближе к вечеру все формальности были улажены, и мы огромной колонной двинулись на ночёвку на берегу огромного озера. В лагере нас ждало очередное испытание – стрельба из монгольского лука. Нам повезло, отстреляли хорошо и закрепили седьмую позицию в общем зачёте.

День 11-й

Неожиданно песчаные дюны вернулись, а вместе с ними и уже надоевшая пыль, которая и так забилась в каждую щель. Накопившаяся усталость создаёт дополнительные трудности при движении в глубоком песке, мышцы спины, рук и ног забиты и плохо слушаются команд. Но мы не сдаёмся. Первое упражнение – снова медленная езда в узком коридоре с поворотами, стартуют три участника сразу, время останавливают по первому пересёкшему линию. Команда Франции переиграла всех тактически, они остановились в середине коридора, взялись за руки и простояли 15 минут, тем самым обеспечив себе победу. После обеда были очень тяжёлые 100 км по глубокому песку и следующее упражнение, езда вдвоём по песку с канистрами моторного масла ёмкостью 5 и 10 л. Мы упали в самом начале и не получили баллов, что отбросило нас на восьмую строчку в общем зачёте.

День 12-й

С одной стороны, хочется продолжать это нереальное приключение, а с другой стороны, понимаешь, что сил больше нет. Для начала надо проехать 320 км, а потом пройти финальный спецучасток из трёх длинных секций. Разыгрываются тройные очки, так что есть шанс отыграть пару мест. В финальное испытание вошли отрезки заданий, которые мы делали в предыдущие дни, один за одним. Быстрая и медленная езда, толкание мотоцикла задом по длинному коридору, быстрые развороты чередовались с медленной змейкой в узком коридоре. Мы сделали всё, что от нас зависело, осталось только ждать результаты. Вечером собрались в огромном зале, в котором всё начиналось. Участники обменивались наклейками, росписями на флагах, шлемах или майках. Началась торжественная часть. Заслуженную победу одержала команда из ЮАР. Мы заняли девятое место. Это хороший результат для нас самих. Но самое главное – приходит понимание, что это приключение. Занятые места забудутся, а эмоции останутся с нами навсегда. Жаль, что другого раза не будет, поскольку повторное участие не допускается. Так что пусть о GS Trophy теперь мечтают другие.

< Монохром рейсингГонка контрастов >
11 Августа 2018 10:41