Самый сложный

Самый сложный

Текст: Николай Богомолов
Фото: КТМ, Yamaha

Перенос «Дакаров» на другой берег океана оказался удачной идеей по многим пунктам. Но латиноамериканская версия оказалась ощутимо легче африканской в плане прохождения. Остались в прошлом страшные истории про потерянных в пустыне спортсменов, плачущих над закопавшейся в песок техникой, ехать стало безопаснее и проще. Второй пункт не очень устраивал организаторов. Поэтому они решили добавить сложностей сразу несколькими способами: увеличить протяжённость спецучастков, количество марафонских сдвоенных этапов, на которых запрещена помощь механиков, а также сделать в рамках одного этапа специальный усложнённый маршрут по Боливии, по которому поедет только мототехника.

В мотоциклетном зачёте «Дакара» наконец появилась дополнительная интрига. Если последние годы главным был вопрос, какой из гонщиков КТМ доедет первым до финиша, Депре или Кома, то теперь француз решил сменить место работы и пересел на раллийную версию Yamaha YZ 450 F . Если раньше гонщики, разделившие на двоих восемь дакаровских трофеев, на одинаковых мотоциклах показывали почти одинаковые результаты и не смогли выяснить, кто из них быстрее, то теперь попробуют определить это на разной технике. А заодно понять, так ли непобедим КТМ, занявший весь подиум, или при хорошем пилоте его сможет побить другой производитель. Сильную команду выставила Honda , последние два года привлекавшая к подготовке мотоциклов заводские ресурсы.

Стартовала гонка из аргентинского Розарио без пролога сравнительно простым этапом, очень длинным перегоном и лёгким спецучастком с ровными грунтовками и несколькими бродами. И уже тут в мотоциклетном зачёте случился сюрприз: самым быстрым, несмотря на серьёзное падение, оказался Барреда Борт на Honda CRF 450 Rally . При этом первые четыре места заняли мотоциклы разных производителей: помимо ожидаемых Депре и Кома там оказался Дюкло на Sherco .

На следующий день пришлось преодолеть более серьёзную дистанцию. 350-километровый спецучасток со сложным рельефом и необходимостью в ориентировании вроде бы должен был вывести вперёд ветеранов. Но на первом месте каким-то образом оказался малоизвестный пилот Honda Сэм Сандерленд, а его товарищ по команде Барреда Борт занял третью ступень подиума. А Кома и Депре оказались в конце первой десятки. Первый сначала застрял в дюнах, потом повредил мотоцикл и потерял время на ремонт. А француз упал и сильно ударился головой, после чего не мог ехать в полную силу.

Третий этап мотоциклетной категории сделали не только марафонским, без возможности ночного ремонта сторонними силами, но и высокогорным, с подъёмом дистанции спецучастка на 4300 метров над уровнем моря. На такой высоте при температуре воздуха свыше 40 °С вполне ожидаемо начались проблемы с моторами. На подиум наконец вернулись Депре и Кома, но первым снова стал Борт. Следующий день оказался самым сложным: на необслуженных мотоциклах пришлось ехать 500-километровый спецучасток, разделённый на две части зоной нейтрализации. Тут начались проблемы у Депре. Он ехал в хорошем темпе, но за 12 километров до финиша закипел мотор, пришлось останавливаться и 40 минут ждать, надеясь нагнать на последующих этапах. Но и Кома надо было увеличивать скорость, поскольку первым всё ещё ехал Барреда.

Пятый спецучасток проложили так, что гонщики выложились по полной программе. Им надо было проехать почти 1000 километров, из которых 400 – по спецучастку. Впрочем, из-за жары организаторы всё-таки сжалились над двухколёсными и немного сократили дистанцию. Здесь Кома, несмотря на поломку топливной системы и протечку бензина, финишировал первым, тогда как конкуренты изрядно поблуждали в песках и потеряли время. Паоло Гонсальвес из-за аналогичной неисправности лишился мотоцикла, который сгорел в песках, а Депре получил часовую пенализацию за пропуск контрольной точки. Это катастрофически повлияло на его положение в общем зачёте: француз переместился на 12 место, фактически лишившись шанса на победу. Увы, на следующий день Депре снова не попал на подиум, правда, отстал при этом всего на две минуты от Алена Дюкло, отпраздновавшего восьмилетний юбилей со дня своей первой победы на этапе.

Ко дню отдыха мотоциклетный зачёт подошёл изрядно поредевшим: сильно упал и разбил мотоцикл Лопес, сошли Фариа, Сандерленд, Верховен и масса менее известных гонщиков. Так что до второй половины гонки добрались только самые выносливые и удачливые. Которые получили возможность с новыми силами на как следует обслуженных мотоциклах продолжить борьбу. Это оказалось особенно актуально для Депре. Он как будто начал гонку с чистого листа: на седьмом этапе он стал третьим и вернулся в первую десятку общего зачёта, а восьмой, прошедший отдельно от автомобилей по боливийскому высокогорью француз впервые за этот марафон выиграл. Тем более понемногу начали сдавать конкуренты. На девятом этапе получил штраф Барреда, а у Дюкло сломался мотоцикл, и ему пришлось добираться к финишу на тросе. Так что перспектива вопреки всем неудачам попасть на подиум стала вполне реальной.

Тем более неприятности начались у Барреды. На 11 этапе он упал, разбил навигационную систему и был вынужден дожидаться едущих сзади, чтобы использовать их в качестве проводников. На следующий день он решил наверстать упущенное, снова упал, но на этот раз ещё менее удачно. Порвав проводку, испанец был вынужден заниматься ремонтом в клубах пыли посреди спецучастка. Потратил он на это почти три часа и финишировал в шестом десятке, растеряв всё преимущество, добытое по ходу гонки.

А тем временем Депре ещё раз выиграл спецучасток, и на финальный этап в мотоциклетном зачёте осталось противостояние KTM и Yamaha . Кома немного добавил остроты борьбе, заменив мотор и получив за это 15 минут штрафа. Но боевая часть маршрута оказалась слишком короткой, неожиданностей на ней не случилось, так что испанские гонщики на австрийских мотоциклах Марк Кома и Хорди Виладомс заняли первое и второе места соответственно. А третье досталось представителю Yamaha , но не тому, на которого делались основные ставки перед стартом марафона. Оливье Паин всего на пять минут опередил именитого товарища по команде и стал единственным пилотом японского мотоцикла на подиуме.

Было за кого поболеть и нашим соотечественникам: в квадроциклетном зачёте на старт этого «Дакара» вышел екатеринбургский гонщик. На первом этапе Сергей Карякин на квадроцикле Yamaha Raptor не смог попасть в первую 20-ку, на втором – в 30-ку. Но по ходу гонки начал привыкать и увеличивать скорость. На четвёртом этапе Сергей уже был десятым, на пятом – восьмым, на шестом – пятым, а на десятом ехал спецучасток в числе лидеров и на финише сенсационно оказался первым. После этого Карякин стабильно финишировал в пятёрке и завершил марафон седьмым.

Удивительна в результате Карякина не только быстрая езда, но и сам факт прибытия на финиш. Не имея дакаровского опыта, он в сложнейших условиях сохранил работоспособность квадроцикла, хотя в один из моментов был вынужден заливать в систему охлаждения воду из гидратора. При этом количество сходов в классе было катастрофическим: к десятому этапу на дистанции оставалось 15 квадроциклистов из 40 стартовавших. Сошёл даже многократный победитель «Дакара» Маркос Патронелли, получивший в горах тепловой удар. При таком дебюте нам остаётся только ждать следующего «Дакара», когда Сергей уже будет знать, что к чему, и сможет с самого начала работать на результат.


< АнтимышьПарад ветеранов >
19 Марта 2014 11:25 Николай Богомолов