Лишившись одного из главных фаворитов, «Дакар-2013» впервые за последние годы обещал получиться предсказуемым. Однако участники мотозачёта сделали всё, чтобы болельщики не скучали. Появились новые лица и новые команды, а гонка заиграла новыми красками.
Маршрут «Дакара» в последнее время претерпевает постоянные изменения. Новые дороги, новые страны, а в этом сезоне – ещё и новое направление. Если год назад участники марафона финишировали в Лиме, то теперь в столице Перу предстояло стартовать с последующим перемещением в сторону Сантьяго. Большую часть маршрута проложили вдоль Тихого океана с петлёй через Анды и территорию Аргентины. Но к Атлантике в этом сезоне «Дакар» не подошёл даже близко. Изменили и даты. Если раньше на маршрут выезжали, не совсем проснувшись после встречи Нового года, теперь организаторам надоело работать в праздники, и они перенесли старт на 5 января.
Впрочем, это был не главный сюрприз марафона. В мотоциклетном зачёте сенсацией стал отказ от участия Марка Комы. Легендарный испанец, забравший в последние семь лет на двоих с Сирилом Депре все дакаровские победы, повредил плечо на «разминочном» Ралли Марокко и не смог полностью восстановиться. Так что впервые у нынешнего поколения гонщиков появился реальный шанс побороться за второе место. А при неблагоприятном для Депре стечении обстоятельств – и за первое.
И боги мотоспорта как будто услышали их молитвы. Быстрее всех короткий пролог в присутствии огромной толпы во главе с перуанским президентом промчал на своём КТМ Франческо Лопес. На родном континенте чилиец уже не первый год подбирается к первым местам, и в этом сезоне он начал ловить удачу с самого старта. Впрочем, в таком повороте событий мало кто сомневался. А вот его соотечественники, Квинтанилла и Кабрера, удивили всех, оказавшись на втором и четвёртом местах. А вот Депре удивил не столь приятным образом: француз проехал спецучасток только пятым.
На второй день Депре тоже не блистал. Вслед за Лопесом он решил объехать гигантскую дюну и потерял на этом слишком много времени. И если француз сохранил своё не совсем чемпионское пятое место в общем зачёте, то чилиец с первого переехал на 19-е. Чем сразу осложнил себе жизнь на много этапов вперёд. А воспользовался оплошностью лучших Барреда Борт. Его Husqvarna вдруг оказалась быстрее всех заводских и незаводских КТМ и попала на первое место в генеральной классификации.
А Лопес пошёл дальше по синусоиде. После провала его вынесло на первое место. Потом вдруг резко назад и снова вперёд. Депре тем временем двигался в гору. Более равномерно и без серьёзных перекосов. В середине марафона у него произошла неприятность с мотором, осталась работоспособной только пятая передача. Двигатель пришлось заменить, причём своими руками, поскольку на бивуаке в тот день была запрещена помощь механиков. Запчастей, соответственно, тоже не было, свой мотор пожертвовал один из коллег по КТМ, не претендующих на награды. Поскольку установка нового картера запрещена регламентом, французу начислили 15-минутный штраф. После этого Сирил осознал, что лимит ошибок у него исчерпан, и поехал в том же чемпионском стиле, что и во время легендарных дуэлей с Кома. После девятого этапа он окончательно обосновался на первом месте общего зачёта и, как предполагалось ещё до старта, забрал пятого золотого туарега с полным превосходством без признаков сопротивления со стороны соперников.
Зато много нашлось претендентов на второе место. Помимо быстрого, но нестабильного Лопеса, в борьбу вступил Фариа. Дакаровский ветеран, ещё в Африке прикрывавший тылы команды КТМ, на этот раз сам оказался в числе лидеров. Депре как мог помогал своему верному водовозу, и к последнему этапу тот совсем немного отставал от Лопеса. Но чилийцу традиционно не везёт на финише, и этот «Дакар» не стал исключением. К заключительному этапу у него перестала работать четвёртая передача, и механикам пришлось чинить нижнюю часть мотора. За что Лопеса наградили 15-минутным штрафом. Лучший результат на спецучастке помог остаться на подиуме, но только третьим. А Фариа тем временем стал самым успешным португальцем в истории «Дакара».
В каком порядке бы ни расположились в первой пятёрке гонщики, австрийского производителя результат бы устроил. Потому что её полностью оккупировали спортсмены на КТМ. Открытием сезона стал Курт Каселли. Американец буквально в последний момент получил мотоцикл Комы, но поначалу особой прыти не показывал. Большего от дебютанта никто и не ждал, несмотря на его богатый опыт в эндуро и бахах. Тем не менее, на шестом этапе Курт стал первым дебютантом за последние семь лет, выигравшим спецучасток. А через три дня – ещё один. Правда, на итоговом положении это особо не сказалось, поскольку под конец американец столкнулся с поломками, воспользовался несанкционированной помощью и нахватал за это штрафов. Но в дальнейшем Курт вполне может попасть в число героев «Дакара».
Один из крупнейших новых проектов этого «Дакара» – заводская команда Honda . Конечно, CRF 450X появлялись на марафоне и раньше, в том числе под управлением Алексея Наумова. Но на этот раз в подготовке мотоцикла приняло участие заводское гоночное подразделение HRC , а в команде появился известный португалец Хелдер Родригес и легенда американского мотоспорта, 11-кратный победитель Баха 1000 Джонни Кэмпбелл. Правда, перешагнув 40-летний рубеж Мистер Баха заметно потерял в скорости, доехал на втором месте только один из этапов, а на остальных оказался далёк от группы лидеров. А его напарники, Хелдер Родригес и Хавьер Пиццолито, несмотря на ошибки и технические неудачи, расположились в первой десятке. Жестокое разочарование постигло болельщиков Husqvarna. Барреда Борт выиграл несколько спецучастков, но из-за поломок потерял на одном из этапов больше трёх часов и финишировал только в конце второй десятки. А первую замкнул его напарник Паоло Гонсальвес. В целом, несмотря на традиционный успех КТМ, другие производители тоже выступили достаточно сильно. Теперь им остаётся довести мотоциклы до ума, и в случае успеха этого начинания в следующем «Дакаре» австрийцам придётся туго.
< Гонка на выбываниеАстраханская осень >