Гонка на выбывание

Гонка на выбывание

Текст: Николай Богомолов
Фото из архива команд

«Дакар» в этом году вернулся к африканским традициям, стал сложнее, опаснее и интереснее. Большая часть претендентов на победу не добралась до финиша, и интрига сохранялась до последних этапов. Впервые за последние годы команде КТМ пришлось столкнуться с серьёзнейшим сопротивлением со стороны гонщиков на японских мотоциклах.


«Дакар» в этом сезоне стартовал в Перу в африканском стиле. Как и в золотую эру, самые сложные спецучастки организаторы постарались провести вначале, чтобы не тащить вглубь континента заведомо слабых гонщиков. «Дакар-2018» начался со сложнейших песчаных этапов, плавно перешедших в горные. Даже автомобильная элита отличилась массовыми авариями и сходами, а мототехника пострадала ещё сильнее. Самому успешному российскому квадроциклисту Сергею Карякину на первых этапах не надо было никому ничего доказывать. На прошлогоднем «Дакаре» он продемонстрировал и окружающим, и самому себе, что может выиграть не только отдельные спецучастки, но и всю гонку. Поэтому первые этапы нынешнего марафона он вкатывался, следуя по пятам Игнасио Касале. Правда, третий день прошёл не по плану. Начал отваливаться один из приборов, Сергею пришлось останавливаться и заниматься ремонтом. В результате он приехал третьим, но сохранил второе место в общем зачёте с отставанием от первого в 32 минуты. Пришлось догонять. Но в очередной раз выяснилось, что на сложнейшем рельефе быстрая езда чревата неприятностями. Сергей прыгнул с песчаного гребня настолько далеко, что врезался в склон следующей дюны. 

Победитель «Дакара-2017» в квадроциклетном зачёте, первый российский гонщик, выигравший легендарный марафон на чём-то, кроме грузовиков, был вынужден вызывать подмогу. Врачи выяснили, что у него сломана рука, наложили гипс и отпустили кататься на техничке параллельно маршруту гонки. А через пару дней диагностировали ещё один перелом, второй руки. За неимением главного конкурента, Игнасио Касале аккуратно проехал оставшиеся этапы и выиграл гонку. В мотоциклетном зачёте ситуация оказалась ещё более драматичной. Крайне не повезло португальским мотоциклистам, причём чёрная полоса началась до старта. Паоло Гонсальвеш в последний момент на тренировке потревожил старую травму, и заводской команде Honda пришлось срочно искать замену. А его соотечественник из Hero Speedbrain Хоакин Родригес уже в начале «Дакара» совершил ту же ошибку, что и Карякин. Он слишком быстро заехал на гребень дюны, прыгнул с огромной высоты, долетел до противоположного склона, и его «Дакар» закончился в медицинском вертолёте. 

Прошлогодний победитель, пилот КТМ Сэм Сандерленд начал марафон крайне энергично. Если на «Дакаре-2017» он выиграл гонку, победив всего на одном этапе, в этом году на его счету оказались два выигранных спецучастка из трёх. А на четвёртом сильно упал. Поднялся, немного проехал, остановился посреди пустыни, слез с мотоцикла, прилёг и продолжил свой путь уже на носилках. Оказалось, в момент падения у него защемило межпозвоночные диски. Можно было предположить, что серьёзные аварии и травмы – особенность мотоциклетного зачёта. В менее опасном автомобильном классе элита также попадает в аварии с неприятными последствиями и сходами по здоровью. Победитель «Дакаров» в мотоциклетном и легковом зачётах Нани Рома на огромной скорости несколько раз перевернулся через крышу, встал на колёса, доехал до финиша этапа, но оттуда полетел в больницу. Другой мотоциклетный чемпион, пересевший на джип, пятикратный победитель «Дакара» Сирил Депре, разбил свой «Пежо» до такого состояния, что добрался до бивуака лишь под утро, потерял все шансы на высокое место и дальше поехал в расслабленном режиме только для поддержки команды. Это оказалось очень кстати, потому что он спас от схода разбившего свой джип другого бывшего мотоциклиста и самого титулованного «дакаровца» Стефана Петранселя. 

Легендарный раллист Себастьян Лёб провалился в яму, смог поехать дальше, но травмированный штурман начинал чувствовать нестерпимую боль при скорости выше 30 км/ч, и на очередной спецучасток экипаж не вышел. Даже двукратный, в том числе прошлогодний победитель грузового зачёта, Эдуард Николаев положил свой «КАМАЗ» на бок, но по счастью быстро получил помощь и в итоге выиграл весь марафон. Что происходило с менее известными гонщиками, мало кто знает, по отрывочным данным случались сальто с дюн, пожары, стойки на капотах и масса других инцидентов самой причудливой формы. И все эти неприятности произошли в первой трети гонки. Дальше приключения продолжились. После схода Сандерленда гонщики на японских мотоциклах почуяли шанс наконец ликвидировать господство австрийцев. Барреда Борт повёл свою «Хонду» к победе, но немного не довёл. На седьмом этапе он так повредил колено, что не мог самостоятельно слезть с мотоцикла. Продержавшись ещё три дня и потеряв надежду на победу, он решил сойти. Сильно травмировался и Ван Беверен. Быстрый песчаный гонщик на Yamaha тоже ехал уверенно, но недолго. И вдруг оказалось, что пилоты КТМ не просто так поначалу отсиживались в задних рядах. Матиас Валкнер пересидел конкурентов и спокойно привёз австрийскому производителю 17-ю победу в самом престижном ралли-рейде планеты. А за ним в первую пятёрку въехали ещё три КТМ, разбавленные Кевином Бенавидесом на Honda , который занял второе место. 

В последние годы «Дакар» много критиковали за чрезмерную раллийность. В автомобильном зачёте большие богатые команды нанимали звёзд классического ралли, и организаторы подстраивались под их манеру езды, делали трассы ровнее и быстрее. В результате изначальный приключенческий дух уступил место большому спорту. В этом году с быстрой ездой стало сложнее. Местами трасса выглядела не раллийной, а эндурной, приходилось прыгать по камням, заезжать в крутые подъёмы, копаться в песке. Умение читать местность, навигационные навыки и осторожность оказались важнее скорости. Кто это вовремя не понял, прежде всего, приличный процент элиты, сошёл и поехал чинить технику или свои организмы. Лидеры менялись с удивительной быстротой, и в итоге выиграл тот, от кого этого меньше всего ожидали. Финишировал 61 % мотоциклов, 65 % квадроциклов, 48 % автомобильно-сайдового класса. Возможно, это кому-то не понравится, особенно тем, кто не добрался до финиша. Но с точки зрения зрителя таких интересных «Дакаров» не было очень давно. И остаётся надеяться, что и во время будущих марафонов мы с таким же нетерпением будем следить за новостями в ожидании сюрпризов.


< Урок чтенияЗимханин торжествует >
26 Февраля 2018 08:30 Николай Богомолов