В мире ралли-рейдов большие перемены: новые серьёзные проекты появляются как грибы после дождя – а другие уходят со сцены. На чемпионат мира и «Дакар» вернулась заводская Honda, Husqvarna и Yamaha поддерживают частные команды. При этом безвременно почила в бозе Aprilia Giofil вместе с её уникальным, единственным двухцилиндровым раллийным мотоциклом класса «450» Aprilia 4.5 Touareg. С большой помпой в прошлом году заявила о себе новая итальянская команда Bordone Ferrari, анонсировав фантастической красоты мотоцикл Mi1, разработанный совместно с итальянской маркой TM Racing. Но затея оказалась не по карману владельцам проекта – и с громким треском провалилась. Команда успела лишь откатать несколько гонок сезона 2012 года на заводских репликах КТМ 450, а новый прототип так и не появился на трассе. Судебные тяжбы, арест мотоциклов – итальянские страсти, да и только.
Но задел не пропал даром. На прошлогодней выставке в Милане был показан прототип S 13, построенный уже целиком силами TM Racing на базе эндуро 450 FI . В этом аппарате угадываются черты Mi 1, но сходство ограничивается лишь дизайном и мотором. В остальном он гораздо ближе к исходному донору, нежели амбициозный проект Bordone Ferrari . Фирма пока весьма скупа на характеристики. Однако заводской гонщик марки Алекс Занотти сообщил «Мотоэксперту», что раллийный мотоцикл уже этой весной будет продаваться всем желающим. По цене – внимание! – € 16000–17000. А это примерно вдвое дешевле и заводских реплик КТМ, и незабвенной Aprilia Touareg . Байк оснащён дополнительными баками из пластика, обтекателем и навигационным оборудованием – впрочем, это видно невооружённым взглядом. Остальные его параметры пока не обнародованы.
Аппараты ТМ имеют славу весьма резвых, но не слишком надёжных. Что ж, выступление Занотти на «Дакаре-2013» подтвердило эту репутацию. Заводчанин надеялся финишировать в числе первых 15 гонщиков, но проблемы с бензонасосом отбросили его на 72-е место по итогам марафона. По словам Алекса, они были связаны с большим перепадом высот и высокими температурами: обкатать мотоцикл в подобных условиях на тестах оказалось невозможным. Справедливости ради заметим, что с похожими неприятностями на «Дакаре» столкнулась даже заводская Honda . Однако на коротких дистанциях и без лишнего обвеса TM показывает стабильно высокий результат: Занотти стал чемпионом мира по бахам 2012 года. Планы на новый сезон те же: бахи и «Дакар-2014». Посмотрим, удастся ли итальянской марке учесть недочёты и вырастить из неплохого спринтера S 13 настоящего марафонца…