У каждого мотоциклиста, особенно увлечённого мотоспортом, есть памятные места. Первая тренировочная площадка, первая трасса для соревнований и так далее. У меня все эти ячейки памяти изначально были забиты бездорожьем. Я довольно долго ездил на эндуро и кроссовых мотоциклах, в городе же на мотоцикле либо перемещался по делам, либо занимался стритрейсингом на ночной МКАД и извилистых загородных дорожках. Потому что альтернативы в конце 90-х и начале «нулевых» почти что не было. Обладатели свежих спортбайков могли себе позволить выезды на Ходынку, Дмитровский полигон и старое Мячково, но это уже был настоящий спорт, сопряжённый с большими расходами и большим риском улететь в лес или во что-нибудь типа бетонных блоков. Поэтому кольцевая тема была чем-то далёким и малореальным, и знакомились с ней в основном по телевизору. Пока не появился картодром «Лидер». Как сейчас помню своё первое впечатление: свежепокрашенные трибуны, разноцветные поребрики, зоны вылета, в общем, настоящий трек, только маленький. На нём можно было падать и при этом не сильно ушибаться. А самое главное, ездили там на любой технике, от «литров» в гоночной пластике до ржавых «сибих» и лохматых «вираг». В тот день я до ночи терзал Hornet 600 и потом три дня не мог избавиться от боли в мышцах, непривычных к новым ощущениям. Потом было первое касание слайдером, первое падение, первый кубок в соревнованиях по супермото. Я выучил каждый сантиметр асфальта, каждую трещину, каждую ямку, истёр десятки комплектов покрышек и сжёг тысячи литров бензина. И таких, как я – сотни. Мотоциклов на картодром выезжало больше, чем картов. Кто-то учился правильно ездить, чтобы не падать в городе, кто-то начинал спортивную карьеру. На «Лидере» засветились почти все наши асфальтовые чемпионы. Много лет держались невероятные 56 секунд Володи Иванова, которые потом несколько раз улучшал Максим Аверкин. Уличные спортбайкеры стали куда скромнее: на вечное «еду я 300 по МКАД» их начали спрашивать про время на «Лидере». Была своя тусовка, свои соревнования, свои рекордсмены. А теперь ничего этого не будет. Потому что спортивный объект, под который была выделена земля, отработал необходимый срок, теперь его вполне законно можно снести и построить на этом месте торговый центр или парковку для дальнобойщиков, или и то, и другое. И никого не беспокоит, что теперь по эту сторону Москвы не останется ни одного места, где мотоциклисты самого разного уровня могли бы учиться ездить и реализовывать свои гоночные амбиции. Теоретически, такие «Лидеры» нужно строить по всей стране на бюджетные деньги как самое эффективное средство не только развития спорта, но и профилактики ДТП. Практически же у нас тратятся очередные миллиарды на мало кому нужные трамплины в Сочи, в то время как за год в авариях гибнет население небольшого города. И мотоциклистов в этом городе мёртвых становится всё больше и больше.