Путешествие из Владивостока в Москву давно уже было моей целью. Не сказать, чтобы первоочередной, а так, на случай благоприятных обстоятельств. И через много лет пассивного ожидания обстоятельства наконец сложились так, что мне понадобилось перегнать через всю страну машину. Голому одеться – только подпоясаться: купил билет, положил в сумку флешки с музыкой, ноутбук и надувной матрас и через день уже выезжал на трассу в сторону Уссурийска.
Перед отъездом и после приезда меня в один голос спрашивали, не страшно ли ехать одному по глухим местам. Отвечаю сразу всем: не страшно. Ни на ночлеге возле АЗС, ни на дороге, ни в столовой посреди города Ерофей Павлович, который мне рекомендовали объехать как можно дальше и не останавливаться в радиусе 100 километров. Испугался я только один раз, когда посреди степи, где не было ни единого кустика, обнаружил очень нужный деревянный домик, заглянул в дверной проём, лишённый двери, и понял, что мне придётся несколько минут провести в самом грязном туалете на Земле.
В остальном же всё прошло идеально. Дорогу на всём протяжении заасфальтировали, разве что отдельные не слишком длинные куски ремонтируют несколько странным способом: закрывают участки протяжённостью до 30 километров, а весь поток пускают в объезд по грунтовке. Но и по ней вполне можно проехать хоть на легковой машине, хоть на чоппере. Почти везде работает мобильная связь и мобильный интернет, есть заправки с нормальным бензином и прочая инфраструктура, необходимая для удовлетворения базовых потребностей путешественника. Душ и чистую кровать найти получится не всегда, но с голодухи не помрёшь и без топлива не останешься.
В дороге можно увидеть много всего любопытного: зеркало Байкала, склоны Урала, дальневосточные сопки, степи Бурятии, леса Сибири. Можно подняться в скальный заповедник «Столбы» и заехать в Иволгинский дацан, чтобы из первых рук узнать о буддизме, самой необычной из традиционных религий, как будто специально придуманной для мотоциклистов. Но главное впечатление – от грандиозных расстояний, которые переворачивают твои представления об устройстве мира.
«Проехался на машине, а причём тут мотоциклы?» – спросит читатель. Хотя бы при том, что у нас есть один из самых интересных маршрутов в мире, и нет принципиальной разницы, едешь ты на четырёх или на двух колёсах. В сравнении с зарубежными пробегами он очень простой организационно и почти бесплатный, даже если ехать в один конец, а в другой отправлять мотоцикл поездом. При этом впечатлений ты получаешь больше, чем проехав от атлантического до тихоокеанского побережья Латинской Америки или от Чикаго до Лос-Анджелеса. Особенно когда дополняешь увиденное многодневной медитацией под шум мотора и постоянным пребыванием в спартанских условиях. Так что дальнобойщикам, мечтающим о пересечении Австралии или о пробеге от Буэнос-Айреса до Сантьяго, я бы рекомендовал как следует посмотреть вокруг. Вдруг главный маршрут в их жизни проходит не за океаном, а прямо перед носом.