Андрей Уткин: «Медицинская служба готова ко всему»

Андрей Уткин: «Медицинская служба готова ко всему»

Материал подготовил Николай Богомолов
Фото из архива Андрея Уткина

Во время аварии, унёсшей жизнь Андреа Антонелли, зрители могли наблюдать за действиями людей, которые обычно остаются вне поля зрения. О специфике работы врачей на шоссейно-кольцевых соревнованиях разного уровня и их поведении во время трагических событий на московском этапе World Superbike «Мотоэксперту» рассказал руководитель медицинской службы Moscow Raceway, главный врач московского этапа World Superbike Андрей Уткин.


Насколько трасса Moscow Raceway готова к авариям с тяжёлыми травмами?

Поскольку Moscow Raceway рассчитана на соревнования мирового уровня, её медицинская служба подготовлена в полном соответствии с их очень жёсткими требованиями. Естественно, она прошла сертификацию у организаторов World Superbike. На трассе дежурит 15 постов парамедиков, каждый состоит из трёх человек, руководитель каждого поста – член команды извлечения (для автогонок), состоящей из врачей и фельдшеров московской скорой и клиник Москвы, прошедших обучение и сертификацию в международной автомобильной федерации FIA. Их задача – добраться до места падения, оценить состояние гонщика, доложить об этом главному врачу, зафиксировать пострадавшего на носилках и вынести на сервисную дорогу, куда за это время подъезжает реанимационная машина, которых на трассе дежурит шесть. В зависимости от места происшествия, время от падения до попадания в скорую составляет две-три минуты. Желательно справиться до того, как остальные гонщики проедут круг, чтобы не пришлось останавливать гонку и терять время. Любое падение, даже без угрозы жизни, критично. По умолчанию к пострадавшему относятся, как будто он получил травмы головы и позвоночника, то есть транспортируют максимально аккуратно, не снимая экипировки и шлема. И только в машине, после оценки состояния врачом, предпринимают дальнейшие действия.

Обычно пострадавшему в серьёзной аварии требуется не только помощь на месте, но и транспортировка в стационар…

На этот случай у нас есть разные варианты в зависимости от тяжести ситуации. Если время терпит, его отправляют на машине скорой помощи. Кроме того, в соответствии с требованиями World Superbike на трассе дежурит вертолёт Авиационно-спасательного центра МЧС, прилетающий из Жуковского. Если возникает угроза жизни, пострадавшего готовят к транспортировке и за 20 минут доставляют в больницу города Клин. Там большое реанимационное отделение, опытные травматологи, несколько операционных, вертолётные площадки. Мы её порекомендовали, и только после инспекции из FIM наш выбор был одобрен. Отправлять в Москву, несмотря на не очень большое по авиационным меркам расстояние, не получается: полёты внутри МКАД запрещены, за исключением считанных единиц, приписанных к городской службе вертолётов. Использование вертолёта – крайняя мера. Когда он улетает, заезды останавливаются, и все ждут, когда он вернётся обратно. Расчётное время на транспортировку, разгрузку и возвращение с дозаправкой – около 60–70 минут.

На европейские этапы приезжают грузовики-трансформеры Clinica Mobile, способные оказывать медицинскую помощь вплоть до срочных операций. У нас на этапе иностранные врачи работали?

К нам приезжал из Европы тягач с полуприцепом-трасформером, но врачи там оказывали только консультативные услуги. По российскому законодательству иностранная клиника без российской лицензии не имеет право оказывать медицинскую помощь. На соревнованиях также присутствовал главный врач чемпионата доктор Руджеро Маттиоли, который контролировал происходящее. Также он вместе с российской стороной принимал решение о допуске к гонке травмированных спортсменов.

В середине прямой, где упал Антонелли, наверняка не было медицинского поста?

Действительно, по утверждённой схеме расстановки парамедиков, поста в этом месте не было, потому что падений там почти не бывает. Посты стоят в поворотах, бежать от которых пришлось бы достаточно далеко. Но на помощь пришла бригада из третьего поворота, расположенного через сервисную дорогу. Руководитель поста, фельдшер реанимационной бригады московской скорой, увидел произошедшее и моментально принял правильное решение оказать помощь вне своей зоны ответственности.

Был ли шанс спасти гонщика?

Мы вместе с организаторами чемпионата проанализировали работу врачей, и даже опытнейшие итальянцы были удивлены скоростью и слаженностью их работы. Через 35 секунд после аварии бригада парамедиков была рядом с Антонелли, через 1:23 реанимобиль был около места аварии, а спустя ещё минуту гонщик уже лежал в машине, и бригада приступила к реанимационным действиям. По прошествии пяти минут вертолёт был готов к вылету. Опытные пилоты авиационно-спасательного центра, несмотря на сильнейший ливень, были готовы доставить пострадавшего в больницу. В это же время в больнице начали готовиться к приёму травмированного спортсмена. Реанимационные мероприятия продолжались в течение 40 минут, вертолёт всё это время стоял наготове, но транспортировать пациента в таком состоянии было невозможно. Уже потом, по окончании расследования, стало ясно, что спасти гонщика было невозможно, поскольку он получил сразу несколько травм, несовместимых с жизнью: перелом основания черепа, шейного и грудного отделов позвоночника.

Второй участник аварии ушёл на своих ногах. А как бы действовали врачи, если бы ему тоже понадобилась помощь?

Лоренцо Занетти упал на такой скорости, что пролетел около 200 метров и остановился только в конце прямой на входе в последний, 15 поворот, а мотоцикл – ещё дальше. Так что ещё один пост парамедиков и реанимобиль были совсем рядом с ним и при необходимости оказали бы всю необходимую помощь.

Трасса Moscow Raceway работает уже год. Были ли сложные ситуации до истории с Антонелли?

У нас были инциденты на этапах мотоциклетного чемпионата России, во время трек-дней, на автомобильных заездах. Правда, без риска для жизни. Кому-то оказывали помощь на месте, кого-то отправляли в стационар.

Насколько сильно отличается медицинское сопровождение на соревнованиях разного уровня?

В соревнованиях мирового ранга нам надо не только оказать медицинскую помощь, но и, по возможности, позволить в это время оставшимся на трассе гонщикам продолжить гонку. Поэтому стоит это очень дорого. Но и ставки очень высоки, идут телевизионные трансляции, время расписано по секундам. Мероприятия уровнем пониже, например, чемпионат России, проходят в менее напряжённом режиме и могут себе позволить более бюджетное обслуживание. Например, на трассе отсутствуют посты парамедиков, из-за чего скорые вынуждены двигаться по трассе. При этом гонка может прерываться красными флагами или выездом автомобиля безопасности. Отправляют пострадавших не в Клин, а в Истру. Там больница в медицинском плане находится примерно на том же уровне, но сервис немного проще: старое здание, палаты поскромнее. И добираться туда на автомобиле по времени на несколько минут дольше, чем в Клин на вертолёте. При этом количество реанимобилей на треке почти такое же, как и на чемпионате мира. Так что при схожем уровне безопасности организаторы обходятся меньшими затратами.


< Гонка наполовинуПока лидеры лечатся >
9 Сентября 2013 12:18 Николай Богомолов